СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Срок реализации проекта– 3 года (сентябрь 2017 года – май 2020 года).
Вид проекта - практико-ориентированный. Проект ориентирован на духовно-нравственное и эстетическое развитие участников образовательного процесса.
Гипотеза проекта:
Если использовать метод проекта, как средства формирования музыкальной культуры школьников, то это позволит повысить уровень практических знаний, расширит кругозор учащихся, стимулирует познавательный интерес к народному творчеству, научит работать в команде и способствует формированию творческих способностей.
Цель проекта:
разработать и апробировать модель воспитания школьников через приобщение детей к татарской национальной культуре, направленную на развитие духовно-нравственной личности школьников, формирование у воспитанников высокого патриотического сознания.
Задачи реализации проекта:
- Интегрирование содержания духовно-нравственного воспитания в игровую и творческую деятельность детей;
- Формирование духовно-нравственных чувств на основе изучения культуры страны и родного края;
- Обогащение словарного запаса детей в процессе духовно-нравственного воспитания и диалогического общения;
- Воспитание духовно-нравственной личности с активной жизненной позицией, способности к совершенству и гармоничному взаимодействию с другими людьми;
- Воспитание интереса и любви к татарской национальной культуре, народному творчеству, обычаям, традициям, обрядам, народному календарю, к народным играм;
- формирование у воспитанников чувства собственного достоинства как представителя своего народа и толерантного отношения к представителям других национальностей;
- создание условий для реализации основных направлений ФГОС основного общего образования, достижения целевых ориентиров школьного образования.
Актуальность проекта
Проблема духовно-нравственного воспитания растущего поколения всегда была актуальной. Духовно-нравственное воспитание – это формирование ценностного отношения к жизни, обеспечивающего устойчивое, гармоническое развитие человека, включающее в себя воспитание чувства долга, справедливости, ответственности и других качеств, способных придать высокий смысл делам и мыслям человека.
Современное российское общество остро переживает кризис духовно – нравственных идеалов. Сегодня каждый из нас понимает потребность возрождения и развития духовных традиций нашего Отечества.
Вопросы духовно-нравственного воспитания закреплены в Законах Российской Федерации «Об образовании» и «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации», так же проблема духовно-нравственного воспитания отражена в Концепции модернизации образования.
В связи с этим ключевая роль школы - создание оптимальных условий для всестороннего развития духовно-нравственного потенциала школьников через гармоничное построение целостного педагогического процесса в образовательном учреждении основанного на культурных ценностях родного края.
В начальной школе закладываются основы личности; именно детство, для которого характерно эмоционально-чувственное восприятие действительности, является благоприятным для нравственного и эстетического воспитания. Именно в этот период происходит бурное накопление жизненного опыта: нравственного, социального, духовного. Именно этот возраст нельзя пропустить для становления представлений о добре и зле, о нравственных эталонах и нравственных нормах поведения и взаимоотношений.
В настоящее время происходит смещение акцентов в развитии детей в сторону ранней интеллектуализации, что не способствуют духовному развитию. В погоне за развитием интеллекта упускается воспитание души, нравственное и духовное развитие маленького человека, без которых, все накопленные знания могут оказаться бесполезными. И как результат этого - эмоциональная, волевая и духовная незрелость.
Без знания своих корней, традиций своего народа, нельзя воспитать полноценного человека. Знакомство с традициями, обычаями татарского народа, помогает воспитывать любовь к истории, культуре татарского народа, помогает сохранить прошлое. Поэтому познание детьми народной культуры, татарского народного творчества, народного фольклора, положительно влияет на эстетическое развитие детей, раскрывает творческие способности каждого ребёнка, формирует общую духовную культуру.
Правильно организованное воспитание и процесс усвоения ребенком опыта общественной жизни, сформированное условие для активного познания школьником окружающей его социальной действительности имеет решающее значение в становлении основ личности.
С первых лет жизни ребенка приобщение его к культуре, общечеловеческим ценностям помогают заложить в нем фундамент нравственности, патриотизма, формирует основы самосознания и индивидуальности.
Особое внимание предполагается уделять созданию условий для совместной творческой деятельности, сочетанию индивидуального и коллективного творчества детей.
Большое место в приобщении детей к народной культуре должны занимать народные праздники и традиции.
Для успешного ознакомления с традиционными народными праздниками необходимо дать детям представление о культуре народа, знакомить с традициями и народными обрядами, что формирует в детях позитивные ценности. Так же необходимо формировать у детей чувство толерантности, уважения к другим народам, их традициям.
Насыщенность народного праздника или игры творческими импровизациями усиливает их впечатления и переживания, обогащает художественное и эстетическое восприятие. А главное, обеспечивает естественное приобщение детей к национальным традициям, утверждает в их сознании фундаментальные, духовные и эстетические ценности.
Инновационная направленность проекта.
Состоит в изменении подходов к содержанию, формам и способам организации образовательного процесса. Проектно-исследовательская деятельность связана с развивающим, личностно-ориентированным обучением. Проекты позволяют интегрировать сведения из разных областей знаний для решения одной проблемы и применять их на практике.
Разработанная система применения проектного метода оказывает положительное влияние на развитие у детей устойчивого интереса к татарской народной культуре.
Новизна проекта
Проект ориентирован на Федеральный государственный образовательный стандарт Основного общего образования в соответствии с содержанием психолого-педагогической работы по освоению детьми образовательных областей, поэтому работа в данном направлении обеспечивает повышение качества образования путем формирования компетентностей в областях реализуемой в ОУ программе, как показатель обучения в школе за счет активизации исследовательской деятельности детей на основе проектного метода.
Ожидаемые результаты реализации проекта.
для детей:
- обеспечение эмоционального благополучия ребёнка и создания внутренних предпосылок для дальнейшего личностного развития;
- пробуждение интереса к истории и культуре своей Родины, любви к родному краю;
- формирование чувств национального достоинства;
- развитие социальных компетенций ребёнка в коллективе и в общении друг с другом;
для педагогов:
- совершенствование компетентности педагогов образовательного учреждения в вопросах духовно-нравственного воспитания школьников, отборе содержания школьного образования, повышения качества педагогического труда;
- объединение усилий педагогов и родителей при организации работы по приобщению к татарской национальной культуре.
- разработка комплексно-тематического планирования воспитательно-образовательного процесса по духовно-нравственному воспитанию.
Участники проекта
- классные руководители; - музыкальный руководитель; - учащиеся 1-7 классов;
Механизмы реализации проекта.
- Активное взаимодействие всех участников воспитательно-образовательного процесса;
- Формирование партнерского сообщества педагогов, классных руководителей и детей и в процессе организации работы по духовно-нравственному воспитанию.
Методы реализации проекта.
1.Наглядно-действенный и практический метод:
- выступления фольклорных коллективов
- проведение дидактических и музыкально-дидактических игр;
- наблюдение;
- воплощение впечатлений детей в творческих проявлениях; - экскурсии в музеи
- посещение концертов
- проведение викторин, конкурсов, тематических вечеров.
Основные мероприятия проекта.
Этапы реализации проекта «Духовно-нравственное воспитание школьников. Традиции татарского народа».
Деятельность по духовно-нравственному воспитанию школьников построена с учетом следующих принципов:
1. Доступность - содержание материала представлено учащимся в доступной и привлекательной форме; 2. Гуманистичность - ученик является активным субъектом совместной деятельности с педагогом, основанный на сотрудничестве, демократических и творческих начал; 3. Деятельность - знания, которые учащиеся усваивают в процессе обучения, становятся основой формирования мотивации его участия в различных посильных видах деятельности; 4. Интеграция - реализация задач происходит через познавательную, творческую, продуктивную деятельность: сочетание обучения и духовно-нравственного воспитания в эстетическое, интеллектуальное, физическое развитие и трудовое воспитание;
5. Системность - принцип системности предполагает преемственность программ, последовательное усвоение знаний, приобретение навыков, когда каждое последующее формирующееся представление или понятие вытекает из предыдущего и основывается на нем.
6. Непрерывность и преемственность воспитания в семье и ОУ на основе сотрудничества.
Ресурсы, необходимые для запуска проекта:
© 2017, Шарифуллин Айрат Миннуллович 631