СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Духовно-нравственный потенциал корнесловного урока.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Озерова Татьяна Николаевна, директор, учитель французского языка

средней школы № 56 г. Ярославля

«Изучение сущностных значений слов в школе - необходимое условие целенаправленного глубокого осмысления растущим человеком своего предназначения, состояния, долга, жизненного пути”

В.В.Семенцов.

В 2008 году произошла наша встреча с В.В. Семенцовым и знакомство с корнесловно-смысловым методом обучения (далее КСМ). Являясь одновременно руководителем, управленцем, учителем школы и понимая, что лозунги (нем. Losung-призыв, выражающий в краткой и броской форме руководящую идею, задачу, требование), штампы (нем. Stampfe< ит.stampa – печать, общеизвестный образец, которому слепо подражают, нечто бесцветное, серое, стандартное, стереотипное), «натаскивание на ГИА И ЕГЭ» при значительной потере нравственности привели к «выхолащиванию ткани» урока, утрате его воспитательной ценности и вследствие этого потери к нему интереса учащихся. Уроки становились без - ликими и без - образными.

Нам предлагался выход из создавшейся ситуации: обратиться к живым этимологическим корням ключевых слов урока, а затем и ключевым словам образовательной программы школы и её программы развития. Тогда казалось, что «изучение сущностных значений слов» - это широкое поле деятельности учителей литературно - эстетических предметов, а не как ни предметов естественно - математического цикла и тем более иностранных языков.

Озарение пришло гораздо позже, когда осмысливались первые корнесловные конспекты уроков экспериментальной группой, в которой работали 6 управленцев МОУ СОШ №56. Сегодня понимаешь, что наши первоначальные «шаги» в использовании этого метода были несовершенны, так как сводились в основном к обращению учащихся и педагогов к словарям следующих авторов: В. Даля, Черных, М. Фасмера, С.Шишкова и др. Но без этой «проходки» мы все не открыли бы для себя и для наших детей знакомые слова, тайны их глубинного понимания, новой эмоциональной значимости смыслов. Наблюдая, как дети оживлялись от неожиданного осознания скрытого от них на первый взгляд смысла слова: (например, победа – после беды, добро – доба (впору, в меру), пришло убеждение в том, что учащиеся готовы к корнесловному, образному, личностному, восприятию. Для педагогов было открытием узнать, что слова мысль и мышь, воспитание и пища, текст и ткань, время и вертеть - однокоренные. Значит, живое слово - обращение к корням порождает живой образ в сознании человека и тем самым вызывает живой отклик в его душе, что ведет к духовному совершенствованию личности.

Взаимообмен трудностями и достижениями со школами – площадками (Ломовской СОШ, школой №23 г. Рыбинска, женской гимназией и школой №2 г. Ярославля) нацеливал на поиск единых форм построения и анализа корнесловного урока.

Анализ корнесловных уроков школ – площадок привел к выводу, что духовно – нравственный потенциал (фр. рotential - возможный, потенциальный, существующий скрытно, без внешних проявлений, однако способный проявиться при определенных условиях) – не исчерпаем.

Возвращение к истокам слов, использование КСМ на уроках – средство и способ решения задач «Программы духовно-нравственного воспитания обучающихся»: становления и развитие высоконравственного, творческого, компетентного гражданина России,

  • принимающего судьбу Отечества как свою личную,
  • осознающего ответственность за настоящее и будущее своей страны,
  • укорененного в духовных и культурных традициях многонационального народа Российской Федерации.

Базируясь на логической цепочке ключевых слов урока, корнесловно-смысловой метод является ведущим на уроках светской этики и ОРКСЭ у учителя Акиловой В.Н. Этот метод Вера Николаевна называет «титанической работой мозга и души», так как для подготовки к уроку учителю необходимо «вспахать» огромное поле языкового материала, понять и присвоить корнесловные ценности. Благодаря этому каждый урок и становится исповедальным.

Учащиеся на корнесловных уроках получают опыт переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества, таким как формирование основ морали - осознанной обучаемыми необходимости определённого поведения, обусловленного принятыми в обществе представлениями о добре и зле, должном и недопустимом, укрепление у обучающихся позитивной нравственной самооценки, самоуважения.

На уроке технологии «Работа с разными материалами. Сложная аппликация с использованием пластилина» учитель Тракова О.А., показывая плачущего графа Вишенку из знаменитой сказки Д.Родари «Чипполино», задает вопрос первоклассникам: «Почему плачет Вишенка?» Получив ответ учащихся: «Его обидели», обращает внимание учеников на старорусское слово обвидели, то есть обошли, обделили, на значение приставки об-: обогнуть, пронести мимо. Обидеть, значит «обвидеть» вниманием, заботой, теплом. «Плохо быть сиротой!» - делают вывод ученики и предлагают подарить Вишенке семью. Лепят из пластилина вторую Вишенку - «Вся семья вместе, так и душа на месте!»

Пробуждение веры в Россию, в свой народ, чувство личной ответственности за Отечество формируется через осознание роли России в истории, цены побед и поражений.

На уроке истории в 9 классе учитель Полканова Е.В. работает над словами цена (однокоренные слова - кайна, покаяние) по теме «Цена Победы». Учащимся при первичном восприятии недоступно понимание совместимости слов покаяние и победа, так как человеческие жертвы после беды несоизмеримы. Но учитель направляет мысли детей на осознание покаяния «В чем нужно покаяться!? и кому!?», а можно ли было предотвратить эту и последующие беды.

Обращение к личности школьника в его направленности на созидание или разрушение на уроке обществознания в 9 классе по теме «Духовная сфера. Лексикон современного школьника» учитель Полканова Е.В, исследуя смысл слов школьного и молодежного сленга (те слова, которые можно услышать на перемене), приводит учащихся к выводу, что слово – источник воспитания и совершенствования, прежде всего, «собственного Я».

Каков же путь приближения к корнесловным основам директора школы в роли учителя?

Примером применения КСМ на уроках французского языка может служить урок в 7 классе по теме «Музыка. Повелительное наклонение (Imperatif)». Исследовав этимологию иностранного Imperatif, дети в своём понимании слова пришли к заимствованному слову император – повелитель, обладающий властью, и выводу, что законопослушность - одно из необходимых качеств гражданина любого государства. Происходит осознание себя гражданином России на основе принятия национальных духовных и нравственных ценностей.

Следует также отметить, что значительный потенциал в КСМ существует для формирования у обучающихся орфографических навыков. Не трудно запомнить первокласснику, какие безударные гласные нужно писать в словах ворона, медведь и др., если понимать, что ворона - вор она, медведь – мёд ведает.

Обозначив духовно-нравственный потенциал корнесловного урока, работая в рамках экспериментальной площадки, применяя корнесловно-смысловой метод обучения на уроках, пришло понимание того, что реализация ФГОС позволяет использовать этот метод и во внеурочной деятельности.

Имеющиеся в начальной школе проекты («Русская народная кукла» учителя Траковой О.А.) и программы «ДОМ», «ДАРИ ДОБРО» и «ИСТОРИИ ХРАНИМЫЕ СЛЕДЫ» требуют усовершенствования - разработки комплексных сквозных программ внеурочной деятельности (1-9 классы). Это следующий плановый шаг развития КСМ в школе №56. Такие программы внеурочной деятельности предполагается выстраивать на основе мини-корнесловов, созданных совместно с представителями площадок и научным руководителем В.В. Семенцовым.

26.12.2017 16:11


Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!