СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Дворянско-купеческий город (Воронеж)

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тема урока:

Дворянско-купеческий город.

Цели урока: 1. Направить познавательную деятельность обучающихся на образное

воссоздание исторического прошлого Воронежа IX века.

2. Развивать логическое мышление, воссоздающее воображение и

активизировать лексический запас четвероклассников.

3. Способствовать формированию ценностных ориентаций на основе

изучения краеведческого материала.

Оборудование: наглядный материал, изображающий Воронеж IX века; выставка

рисунков детей; оборудование для игр « Кто они, жители Воронежа?», « Прочитай пословицу», « Открой лавку»; раздаточный материал для учащихся « Этикет»,

« Словарная работа»; аудиозапись музыки Моцарта.

Ход урока:

I. Организационный момент. Сообщение темы урока.

Вот опять звенит звонок,

Созывая на урок.

Сегодня приглашаю я

В век IX, друзья.

II. Актуализация знаний.

Работа с выставкой рисунков.

Представим себе мы

Воронеж тех лет…

Кто в городе жил?

Кто во что был одет?

Как выглядел город:

Дома, тротуары?

Росли ли сады?

Зеленели бульвары?

Там звон колокольный

Звучал ли в тиши?

Дарили ли свет

По ночам фонари?

Каким был твой город

Скорей угадай!

Из этих рисунков

Один выбирай.

( На выставке представлены рисунки учащихся, изображающие облик Воронежа разных времён: древний город-крепость; Воронеж Петровской эпохи; город IX века; современный городской пейзаж. Дети должны выбрать изображение Воронежа IX века.)

- Хотите посетить дворянско-купеческий Воронеж?

III. « Прогулка по дворянско-купеческому городу». Работа с иллюстративным материалом.

- Старинный Воронеж был деревянным, его дома нередко уничтожали часто случавшиеся тогда пожары. Именно поэтому в конце VIII века после свирепого пожара, во время которого выгорел почти весь город, возникла необходимость в строительстве новых домов, прокладке новых улиц. Воронежский архитектор Н.Н.Иевский предложил застроить город по традиционному принципу – от исторического центра ( то есть от того места, где раньше стояла Воронежская крепость) в веерном порядке проложить улицы и поставить на них дома.

Совершим прогулку по Воронежу начала IX века.

Воронеж того времени – дворянско-купеческий город.

Самой высокой точкой, с которой можно было взглянуть на Воронеж сверху, было колокольня Митрофаниевского монастыря. Она имела четыре яруса, завершённые шпилем.

С колокольни было видно, как просторно расселилось дворянство и купечество. Дома стояли не вплотную друг к другу, а перемежались кронами деревьев. Усадьбы, прилегавшие к домам, были так велики, что нередко выходили на смежную улицу, и эта параллельная улица застраивалась только с одной стороны. Целые кварталы были заняты фруктовыми садами. Сады окутывали и склоны холмов. А над обрывами и внизу реки росли ивы.

Самой главной улицей города была Большая Дворянская, окаймлённая стройными пирамидальными тополями. Вдоль обоих тротуаров улицы, на равном расстоянии друг от друга, были невысокие тумбы из песчаника, соединённые между собой окрашенными в серый цвет брусьями. Между тополями стояли деревянные столбы с кованными из железа фонарями.

На этой улице были расположены здания почтово-телеграфной конторы, городского театра, духовной семинарии.

Большая Дворянская улица, как это подчёркнуто её названием, была аристократической улицей. Здесь жили самые знатные люди Воронежа: губернатор, дворяне. Поэтому улица была застроена богатыми каменными особняками воронежской знати.

Напротив Петровского сквера стоял дом, выстроенный в стиле барокко ( ныне в нём помещается музей изобразительных искусств). Лёгкие колонны здания, причудливо огибающие их карниз, барельефы знамён на полукруглом фронтоне крыши, лепные барельефы над окнами, изображающие оружие разных времён: колчаны, стрелы, щиты, сабли, - вся эта архитектурная щедрость поражала каждого, кто видел дворец впервые. Существует предание, что этот дом был выстроен для хана Шагин-Гирея, который приняв русское подданство, одно время жил в Воронеже. Другие же исследователи называют этот дом « путевым дворцом», предполагая, что он был выстроен для Екатерины II на случай её заезда в Воронеж по пути из Крыма.

Неподалёку находился губернаторский дом - патриархальное строение с деревянными лестницами.

Наконец, на углу переулка стоял дом Тулинова, двухэтажный, с колоннадой, опирающейся на арки нижнего этажа. Дом был украшен различными скульптурными деталями. Во дворе останавливали внимание подъезд, его оригинальная лестница, готические окна с разноцветными стёклами. Всё здание очень напоминало особняки богатых помещичьих усадеб.

На месте, где теперь Дом офицеров, целый квартал занимали огромный фруктовый сад и роща.

Вторую сторону Воронежа, его купеческий, торговый характер, отразила Большая Московская улица. Здесь жило воронежское купечество. Усадьбы здесь были ещё больше, чем на Дворянской. Дворы с хозяйственными постройками – амбарами, сараями, конюшнями. И вокруг – фруктовые сады.

На Большой Московской улице было много купеческих торговых контор и богатых магазинов.

В самом начале улицы находились Круглые ряды – 48 каменных лавок, как бы выросли по обеим сторонам улицы двумя полукружьями.

Главным торговым центром города была базарная площадь. На ней располагались мучные, железные, кожевенные и другие ряды. Три раза в год здесь устраивались в год большие ярмарки. Торговля шла главным образом продуктами сельского хозяйства и скотом. Иногородние купцы привозили промышленные изделия. Самым ходким товаром был ситец. Он стремительно вытеснял из обихода воронежских крестьянок домотканые панёвы.

Именно таким был типичный город Российской империи – Воронеж.

IV. Дидактическая игра « Кто они, жители Воронежа?»

О многом расскажут

Костюм и осанка…

Кто жители города,

Ты угадай-ка!

( По изображению жителей Воронежа учащиеся отгадывают их социальное положение и род деятельности).

V. «Дворянский город».

1. « В гостях у слова». Словарная работа.

- Какое из этих слов является лишним и почему?

дворянин двор придворный дворник

- Как вы думаете, кто такой дворянин?

- Дворянин – « человек с княжеского двора», « придворный». На Руси дворяне брались на службу князем для исполнения каких-либо поручений. Дворянство считалось привилегированным сословием.

Именно придворным мы обязаны возникновению ЭТИКЕТА.

Этикет ( от французского « etiquette» ) – ( неписанные) общепринятые поведения в обществе.

2. « Как мы знаем этикет». Дифференцированная работа.

А) « Выбери верное обращение».

- Прочитайте эти обращения. Подчеркните те из них, которые использовались русскими дворянами IX века.

Дамы, сударь, товарищ, господа, мистер, сударыня, гражданин, мадам,

гражданка, коллеги, милорд.

Б) «Закончи предложения».

- Некоторые правила этикета дошли и до наших дней.

По правилам этикета нужно

за обедом желать друг другу_________________.

вперёд пропустить _________________________.

мужчинам в помещении головной убор ________.

при встрече ______________________________.

3. « На балу». Танцевальная импровизация.

( Учащиеся под музыку Моцарта выполняют танцевальные движения, характерные для старинных бальных танцев).

VI. « Воронеж купеческий».

1. « Найди пару». Словарная работа.

- Воронеж населяло так же русское купечество.

А кто такой купец? Найдите верное утверждение.

Купец

  • человек, обладающий богатством.
  • человек, совершающий покупку.
  • человек, занятый в сфере торговли.

2. « Собери пословицу». Головоломка.

- «Собери» русскую народную пословицу. Как характеризует она старинное купечество?

( Не обманешь – не продашь).

3. « Завези товар». Дидактическая игра.

- Помоги купцам подобрать товары для своих лавок.

СКОБЯНАЯ ЛАВКА МАНУФАКТУРНАЯ ЛАВКА ГАЛАНТЕРЕЙНАЯ ЛАВКА

ГВОЗДИ СИТЕЦ ЛЕНТЫ МЫЛО БУЛАВКИ ПОДКОВЫ СУКНО

ВЕРЁВКИ КРУЖЕВО АТЛАС КОНСКАЯ УПРЯЖЬ БАРХАТ

VII. Итог урока.

- Каким предстал перед вами дворянско-купеческий Воронеж?

- Что нового для себя вы открыли во время нашего « путешествия» по старинному городу?

VIII. Домашнее задание для творческих групп обучающихся.

- Используя знания, полученные на уроке, « поработайте» :

1) архитекторами ( рисование старинных зданий );

2) модельерами ( рисование костюмов для дворянского сословия);

3) дизайнерами ( создание интерьеров для дворянских и купеческих особняков).

Литература.

1.Кретова О.К. Страницы истории. – Воронеж, 1961.

2..Пульвер Е., Пульвер Ю. Воронежская мозаика. – Воронеж, 1983.

3. Нечаева Е.В. занятия по речевому этикету// Начальная школа. – 1997. - №7. – С 9-15.

Категория: Внеурочка
06.12.2016 18:16


Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!