СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Эффективность и качество учебных занятий в системе личностно- ориентированного обучения

Нажмите, чтобы узнать подробности

«Не нужно доказывать, что образование

самое великое благо для человека.

Без образования люди и грубы, и бедны,

и несчастны».

Н.Г.Чернышевский

В одной притче говорится: “Жил мудрец, который знал всё. Один человек захотел доказать, что мудрец знает не всё. Зажав в ладонях бабочку, он спросил: “Скажи, мудрец, какая бабочка у меня в руках: мёртвая или живая?” А сам думает: “Скажет живая – я ее умерщвлю, скажет мёртвая – выпущу”. Мудрец, подумав, ответил: “Всё в твоих руках”.

В наших руках, чтобы ребенок чувствовал себя любимым, нужным, а главное – успешным. Успех, как известно, рождает успех. В школе не должно быть неудачников. В школе решение этой проблемы я вижу в учебном процессе - уроке. Именно это позволяет ученику осознавать свою самобытность, индивидуальность и уникальность. При разработке плана любого урока постоянно продумываешь досконально последовательность всего урока, какой метод использовать, или какую форму для успешного усвоения материала и для развития мыслительных способностей.

Я работаю учителем начальных классов 20 лет. В своей работе, помимо традиционных методов обучения, всегда старалась использовать инновации, проводила интегрированные уроки, уроки с использованием ИКТ, уроки в нестандартной форме – путешествия, викторины, урок – сказка и т.д. Я входила в состав творческой группы учителей начальных классов, работающих с использованием метода проектов. Однако преподавание в современной школе посредством «традиционной» методики, основанной на передаче готовых знаний, не могут быть эффективно интегрированы с имеющейся базой знаний, и, следовательно, в данной ситуации имеет место поверхностное обучение.

Система образования – это особая сфера практики, в которой, с одной стороны, осуществляется воспроизводство накопленных в прошлом знаний и опыта, а с другой стороны, закладывается и определяется облик будущей жизнедеятельности, как отдельного человека, так и всего общества в целом. Между тем общество нуждается в высокообразованных, инициативных и предприимчивых молодых людях, способных творчески реформировать наше общество, увеличить интеллектуальный потенциал страны, восстановить русскую духовную культуру. А это значит, что основной целью образования должен стать человек как самоцель.

Образовательная компетентность является следствием личностно

ориентированного обучения, поскольку относится к личности учащегося и формируется только в процессе выполнения им определенного комплекса действий.

Реализация личностно ориентированного обучения и воспитания в нашей школе основывается

-повышение качества образования

-создание компетентностной образовательной среды.

Руководствуясь мнением М.Пришвина, «человек в обществе должен расти согласно своей природе, быть самим собой и единственным, как на дереве каждый лист отличается от другого. Но в каждом листике есть нечто общее с другими, и эта общность перебегает по сучкам, сосудам и образует мощь ствола и единство всего дерева», каждый ребёнок может быть познан как личность только с учётом его действительной жизни, его радости, огорчений, потребностей и надежд. И только тогда ребёнок захочет учиться, будет спешить в школу и от всего сердца радоваться встрече со своим учителем.

Личностно-ориентированное обучение – способ организации обучения, в процессе которого обеспечивается всемерный учёт возможностей и способностей обучаемых, и создаются необходимые условия для развития их индивидуальных способностей.

Цель обучения – создать условия для обеспечения собственной учебной деятельности обучающихся, учета и развития их индивидуальных способностей.

Ключевым фактором реализации принципов личностно – ориентированного обучения являются условия, которые необходимо создать учителю и остальным участникам образовательного процесса для развития ученика (его активности, инициативы, интересов) для формирования его субъектной позиции и организации способствующей этому образовательной среды.

В традиционной системе образования основной акцент был на преподавание предмета, т.е. есть цель урока, объяснение темы урока, оценивание. Многие из вас считают, что успешный ученик – это дисциплинированный, внимательный, старательный, исполнительный субъект образовательного процесса. Он может точно воспроизвести все то, что ему говорит учитель. А роль учителя сводится к тому, чтобы передавать готовые знания.

На мои убеждения повлияли идеи конструктивистской теории, которая лежит в основе «Новых подходов в обучении и преподавании». Ученики самостоятельно формируют и развивают собственное мышление, вступая в диалог с одноклассниками и учителем. А учитель помогает ученикам взять ответственность за свое обучение на себя. Почему это стало важным для моего преподавания? В современном мире процесс обучения становится непрерывным, значит, ученики должны владеть такими навыками, которые помогут им продолжить обучение самостоятельно.

Я поменяла свои убеждения, как должны преподаваться предметы. Я поняла, что необходимо ученикам предоставлять возможность размышлять над своими знаниями и убеждениями, задавать соответствующие вопросы, пополнять объем знаний, перестраивать свое понимание определенных тем.

При личностно-ориентированном обучении учитель и ученик являются равноправными партнерами по учебному общению. Младший школьник не боится допустить ошибку в рассуждениях, исправить ее под влияние высказанных сверстниками аргументов, а это и есть личностно – значимая познавательная деятельность. У младших школьников развивается критическое мышление, самоконтроль и самооценка.

При сохранении традиционных задач начального обучения (овладение чтением, письмом, счётом), я считаю, что на передний план должны выдвигаться цели формирования учебной деятельности, которые включают в себя как личностно-мотивационные, так и операционно-деятельные компоненты.

Компоненты учебной деятельности:

1. Учебный интерес.

2. Целеполагание.

3. Учебные действия:

а) принятие учебной задачи;

б) преобразование учебной задачи;

в) планирование;

г) моделирование;

д) соотнесение результата с образцом;

е) контроль;

ж) оценка.

Формы учебной деятельности: групповая, парная, индивидуальная, фронтальная.

Методы формирования учебной деятельности:

1. Иллюстративно-объяснительные.

2. Репродуктивные.

3. Исследовательские:

а) частично-поисковый;

б) поисковый;

в) проблемный.

4. Творческие методы.

Учебная деятельность, которую я должна сформировать у учащихся, это особая форма активности ученика, направленная на изменение самого себя как субъекта своего учения.

Всегда считала себя демократичным учителем, который слушает учеников, понимает их потребности. Однако, практика показала, что это не так. Любые действия учеников, которые выходили за рамки традиционного урока, вызывали у меня беспокойство, желание контролировать процесс. Мне пришлось много работать над собой, менять свои взгляды на обучение учеников. На протяжении всего урока я создаю такие условия для обучения, чтобы каждый ученик чувствовал себя в безопасности и понимал, что его мнение важно для учителя и одноклассников, активно участвовал в построении собственного обучения. Использую ролевые игры, различные приемы объединения в группы «Разрезные открытки», «Считалочки», приемы создания психологического климата в классе, такие как «Хорошо ли солнце светит» «Доброе утро», «Добрые слова», различные физминутки.

Я научилась продумывать все этапы урока: вводную часть, презентацию нового материала, практическое применение нового материала, заключение, подбирать задания для каждого этапа в соответствии с возрастными особенностями учащихся, а именно с уровнем развития памяти, внимания, речи. Это мне тоже давалось с большим трудом, нужно было знать ожидаемый результат и подвести к этому детей

Главной задачей для меня стало вовлечение всех учеников в процесс собственного обучения построению связных текстов, при котором ученики мыслили критически и проявляли способность самостоятельно обучаться. Добивалась этого, используя на уроках активные формы работы: индивидуальную, парную, групповую. Групповые и парные формы работы способствовали реализации диалогического подхода в обучении. Важность диалога в классе доказана результатами научных исследований Мерсера и Литлтона. Это один из новых подходов в обучении и преподавании, который способствует интеллектуальному развитию учащихся. Ученики вовлекались в совместное приобретение знаний, обмен мнениями Я увидела, что ученики могли рассуждать, сравнивать, предлагать различные идеи по классификации записей. Используя диалогический подход, организовывала обсуждение нового материала на уроке, составлению вопросов. Ученики обсуждали, были активными, высказывали свое мнение.

Согласно результатам исследований ученики, которые осознают, чему и как они учатся, более успешны и имеют лучшую успеваемость. Обучение по Выготскому, начинается с социального контекста. Взрослые поддерживают обучение детей. Элементы, способствующие эффективной поддержке и поощрению взрослыми детского обучения в ЗБР, это поощрение, обсуждения, отзывы о выполненной работе, вопросы (Руководство для учителя, стр.150). Я задумалась о том, почему это происходит и пришла к выводу, что оценивание является элементом поддержки, позволяющей ученикам успешно выполнять различные задания и развивать свое понимание. Ученики постепенно учатся обсуждать задачи, и регулируемое обучение переходит в саморегулируемое. Разработанная М.Бронсон модель саморегулируемого обучения в эмоциональной, мотивационной, социальной и познавательной сферах была полезной для меня в понимании того, как и чему учатся ученики моего класса с различными образовательными потребностями. Саморегулирование развивает способность к пониманию, контролю и отслеживанию опыта своего обучения посредством метапознания – познавательное саморегулирование.

Л.Выготский считал, что когнитивное развитие становится более эффективным, когда ученики работают в «зоне ближайшего развития» (Руководство для учителя, стр.133).

Рассмотрим подходы к разработке дидактического обеспечения личностно - ориентированного урока:

Учебный материал должен обеспечивать выявление содержания субъектного опыта ученика, включая опыт его предшествующего обучения.

Категория: Всем учителям
03.12.2015 18:48


Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!