Развивающий характер личностно – ориентированного обучения младших школьников

Приоритетной целью начального обучения является развитие школьника на основе ведущей (учебной) деятельности. Учитывая значение начальной школы в современной общей системе образования, нельзя рассматривать формирование предметных знаний как главную задачу начального обучения. Начальная школа перестала быть замкнутым концентром образования, дети не завершают своё обучение на этом этапе, а продолжают его дальше. Для успешного обучения в среднем звене школы недостаточно сформировать знания – умения по различным учебным предметам (так называемая функциональная подготовка обучающихся). Школьники должны владеть учебной деятельностью, т.е. уметь учиться («умею учить себя»), иметь развитые познавательные интересы («люблю учиться, всё интересно»), а также элементарные рефлексивные качества («умею принять оценку учителя и сам объективно оцениваю свою деятельность»).

В 2007 году я набрала 1 класс. Разный уровень развития первоклассников влиял на способность детей к усвоению знаний. В связи с этим моей целью стало формирование познавательных способностей у младших школьников как основных психических новообразований в структуре личности. Это и стало основанием для работы по внедрению личностно-ориентированного подхода в процессе обучения младших школьников.

Моя позиция как педагога была следующая:

В основу обучения и воспитания младших школьников был положен личностно-ориентированный подход, который предполагал не просто учёт индивидуальных особенностей учащихся, а принципиально иную стратегию организации образовательного процесса. Суть которой – в создании условий для «запуска» внутриличностных механизмов развития личности: рефлексия (развитость, произвольность), стереотипизация (ролевая позиция, ценностные ориентации) и персонализация (мотивация, «Я – концепция»).

Данный подход к ученику потребовал от меня пересмотра своих педагогических позиций.

Для реализации ключевых идей я поставила перед собой следующие задачи:

  • провести теоретический анализ психолого-педагогической литературы на предмет современного состояния проблемы;
  • организовать констатирующий эксперимент для диагностики личностных особенностей обучающихся;
  • апробировать экспериментальную модель влияния личностно-ориентированного подхода на эффективность процесса обучения.

Образовательный процесс строился на основе программы «Начальная школа 21 века».

В начале учебного года мною была проведена входная экспресс-диагностика готовности обучающихся к школе (разработанная учеными психологами Л.Е Журовой,Е.Э. Кочуровой, М.И.Кузнецовой).

Ее результаты показали:

  • готовы к обучению - 2 (33%),
  • готовы на среднем уровне -2 (33%),
  • готовы на низком уровне- 2 (33%).

По результатам обследования были выделены следующие группы:

1 группа – высокая возрастная норма: 2 человека (33%)

Это дети с высокой психофизической зрелостью. Для них характерны сформированные навыки самоконтроля и планирования, самоорганизации в произвольных видах деятельности, гибко владеющие образами-представлениями об окружающем мире. Для них является доступным уровень работы, как по образцу, так и по речевой инструкции. Обладают достаточно высоким темпом психической деятельности. Они интересуются содержательной стороной обучения и нацелены на достижение успеха в учебной деятельности. При этом уровень готовности к школе – высокий.

2 группа – стабильная середина: 2 человека (33%)

Для них характерны формирующиеся навыки контроля и самоконтроля, стабильная работоспособность. Эти дети хорошо сотрудничают со взрослыми и сверстниками. Произвольная организация деятельности проявляется при выполнении ими заданий, которые им интересны или внушают уверенность в успешности выполнения. Часто допускают ошибки, вызванные недостатками их произвольного внимания и отвлекаемостью.

3 группа – «группа риска»: 2 человека (33%)

У данных детей наблюдается частичное соскальзывание с предложенной инструкции. Отсутствует навык произвольного контроля над собственной деятельностью. То, что ребенок выполнил, он сделал некачественно. Они затрудняются проанализировать образец. Характерно неравномерное развитие психических функций. Нет мотивации к учению.

Проведённая диагностика позволила мне увидеть не только уровень, на котором находится ребёнок в настоящий момент, но, и это главное, «зону его ближайшего развития», т.е. то, что ребёнок может сделать с помощью взрослого.

По результатам данных диагностик мною были сделаны выводы о необходимости акцентировать внимание на развитие у обучающихся самостоятельной познавательной деятельности (сюда вошли знания и умения целеполагания, планирования, анализ, рефлексия, самооценка учебно-познавательной деятельности).

Все эти пункты, в общем, составляют формирование умения учиться, которое я решила осуществлять через технологию личностно-ориентированного обучения. Цель этого обучения - создание условий для развития учебной деятельности обучающихся.

Переработав большое количество литературы с заданиями на развитие учебной деятельности обучающихся, я сделала подборку упражнений для первого класса, которые можно использовать на уроках обучения грамоте.

Приведу примеры некоторых из них.

  1. Упражнения словесно-логического характера

На основе этих упражнений развивается логика детей, оперативная память, связная доказательная речь, сосредоточенность внимания. Они представляют собой специально составленный текст, соответствующий изученной теме. Этот текст служит основой для проведения урока. С опорой на его содержание могут проводиться все последующие структурные этапы урока: минутка чистописания, словарная работа, повторение, закрепление изученного материала. Обучающиеся воспринимают текст на слух. Первоначально это были тексты небольшие по объему.

Например: Волк и заяц сделали норы под корнями сосны и ели. Заячья норка не под елью.

Определите, в каком месте каждый зверь устроил себе жилище?

Букву, с которой будем работать на минутке чистописания, вы найдете в одном из слов логического упражнения. Это слово-название животного. В нем один слог. Буква, которую будем писать, в этом слове обозначает глухой парный твердый согласный звук.

  1. Упражнения на развитие мышления, умения делать умозаключения по аналогии

Береза-дерево, фиалка-…; лещ-рыба, пчела-… и т.п.

  1. Упражнения творческого характера

По опорным словам или сюжетным картинкам составить рассказ.

В предлагаемом слове любую букву заменить буквой ш так, чтобы получилось новое слово: крыса-крыша, пар-шар, малина-машина, месть-шесть.

  1. Дидактическая игра

Большое влияние на развитие познавательной деятельности обучающихся оказывает дидактическая игра. В результате систематического ее использования у детей развиваются подвижность и гибкость ума, формируются такие качества мышления, как сравнение, анализ, умозаключение и т.д. Игры, построенные на материале различной степени трудности, дают возможность осуществлять дифференцированный подход к обучению детей с разным уровнем знаний. («Живые звуки», «Буква заблудилась», «Живые слова», «Тим-Том» и т.п.)

Это лишь небольшой пример того, какие упражнения развивающего характера можно использовать на уроках в первом классе.

Принимая идеи личностно – ориентированного обучения, я отказалась от авторитарного, инструктивно – репродуктивного характера обучения в пользу демократического, поисково – творческого. Сохраняя и поддерживая индивидуальность каждого ребёнка, я старалась предоставить каждому из них возможность работать в присущем ему темпе, обеспечивая при этом обязательную успешность его деятельности. Дети всегда имели право выбора партнёра, деятельности, средств обучения. Большое внимание уделялось созданию условий для реализации творческих возможностей и установлению демократического стиля взаимоотношений между учителем и обучающимися. Организация обучения велась по УМК «Начальная школа ХХ1 века», в рамках изучения которого я использовала исследовательские, проблемные, игровые, дифференцированные методы организации учебной деятельности.

Проектное обучение как разновидность личностно-ориентированного подхода в обучении младших школьников.

В четвертом классе особенно стал заметным интерес обучающихся к проектной деятельности. Проектное обучение рассматривается как тип развивающего обучения, базирующегося на последовательном выполнении учебных проектов с информационными паузами для усвоения базовых теоретических знаний. В основе системы проектного обучения лежит направленность учебно – познавательной деятельности школьников на результат, который получается при рещении практической или теоретической, но обязательно личностно значимой и социально детерминированной проблемы. Этот результат называется проект, что в переводе означает –план, замысел.В более широком смысле слова под проектом понимается обоснованная, спланированная и осознанная деятельность, направленная на формирование у школьников определенной системы интеллектуальных и практических умений. Технология организации проектной деятельности школьников включает в себя совокупность исследовательских, поисковых и проблемных методов, творческих по своей сути, инструментально направленных на самостоятельную реализацию школьником задуманного результата. Продукт проектирования – учебный проект. Важно, что проектное обучение личностно-ориентировано, самомотивируемо, следовательно, позволяет учиться на собственном опыте и опыте других, стимулировать познавательный интерес, получать удовлетворение от результатов своего труда, создавать ситуацию успеха в обучении.

В своей работе я стараюсь использовать различные виды проектов, но общим является вовлечение учащихся в коллективную деятельность.

ТЕМЫ ПРОЕКТНЫХ РАБОТ

1. Творческий проект «Частушки «Улицы села»».

2. Коллективно – творческий проект «Новая жизнь бытовых отходов».

3. Коллективная проектная работа «Покормите птиц зимой».

4. Информационно – творческий проект «Устный журнал «Славные символы России»».

5. Проектная работа по предмету «Окружающий мир» «Правила здоровой жизни».

6. Коллективный информационный проект «Берегите природу».

7. Коллективно – творческий проект по технологии «Осенние превращения».

Анализ четырех лет работы в системе личностно-ориентированного обучения показал, что у всех обучающихся класса сформированы познавательные и учебные интересы, им нравится учиться, они задают массу вопросов,спорят друг с другом, добиваются понимания и решения поставленной проблемы. Обучающиеся класса посещают библиотеку, умеют найти нужную информацию из разных источников и поделиться ею с товарищами. Дети дружны между собой, внимательны друг к другу,умеют думать не только о себе, но и о других, умеют любить Родину, гордиться ею. Благодаря личностно – ориентированной организации обучения удалось сохранить и развить индивидуальность каждого воспитанника. И теперь передо мной шесть разных подростков, уверенных в том, что они – интересные люди, что их любят, ценят и уважают, что каждый из них имеет свои особенности, но вместе они – дружный и сплоченный коллектив.

К концу 4 класса я пришла к следующим результатам:

На момент начала работы по внедрению личностно-ориентированного подхода обучалось 6 учеников. Из них 2 девочки и 4 мальчика. Все дети физически здоровы.

По окончанию обучения в начальной школе была проведена психолого-педагогическая диагностика по следующим критериям:

  • познавательная сфера ребёнка (восприятие, память, внимание, мышление);
  • мотивационная сфера учащихся;
  • эмоционально-волевая сфера (уровень тревожности, активности, удовлетворённости);
  • личностная сфера (самооценка, уровень коммуникации, ценностные ориентации);

В результате проведённых бесед с детьми и родителями, анкетирования, ранжирования было выявлено, что большинство детей имеет высокий уровень школьной мотивации. Приоритетными мотивами в учебной деятельности являются мотивы самосовершенствования и благополучия. Значимыми для себя учебными предметами, на момент исследования, дети считают математику, русский язык и физическую культуру.

Психологическая диагностика познавательной сферы позволила выявить фоновый уровень умственного развития учащихся, определить уровень развития таких познавательных процессов, как внимание и память.

Мною был выявлен уровень развития познавательной активности учеников.

В первый (репродуктивный) – низкий уровень (2обуч. - 33%), были включены обучающиеся, которые не систематически, некачественно готовились к занятиям. Учащиеся отличались стремлением понять, запомнить, воспроизвести знания, овладеть способами их применения по образцу, данному преподавателем. У детей отмечалось отсутствие познавательного интереса к углублению знаний, неустойчивость волевых усилий, неумение ставить цели и рефлексировать свою деятельность.

Во второй (продуктивный) – средний уровень (2 обуч. – 33%)были отнесены обучающиеся, систематически и достаточно качественно готовившиеся к занятиям. Дети стремились понять смысл изучаемого явления, проникнуть в его сущность, установить связи между явлениями и предметами, применить знания в новых ситуациях. На этом уровне активности обучающиеся проявляли эпизодическое стремление к самостоятельному поиску ответа на заинтересовавший их вопрос. У них наблюдалась относительная устойчивость волевых усилий в стремлении довести начатое дело до конца, преобладало совместное с преподавателем целеполагание и рефлексия.

В третий (творческий) – высокий уровень (2 обуч. – 33%) были отнесены ученики, всегда качественно готовившиеся к занятиям. Данный уровень характеризуется устойчивым интересом к теоретическому осмыслению изучаемых явлений, к самостоятельному поиску решения проблем, возникающих в результате учебной деятельности. Это творческий уровень активности, отличающийся глубоким проникновением ребёнка в сущность явлений и их взаимосвязи, стремлением осуществить перенос знаний в новые ситуации. Этот уровень активности характеризуется проявлением волевых качеств обучающихся, устойчивым познавательным интересом, умением самостоятельно ставить цели и рефлексировать свою деятельность.

Личностно-ориентированный тип образования можно рассматривать, с одной стороны, как дальнейшее движение идей и опыта развивающего обучения, с другой – как становление качественно новой образовательной системы.

Задачей личностно-ориентированного образования является насыщение личностными смыслами педагогического процесса как среды развития личности.

Разнообразная по содержанию и формам образовательная среда даёт возможность раскрыть себя, самореализоваться. Специфика личностно развивающего образования выражается в рассмотрении субъективного опыта ребёнка как личностно-значимой ценностной сферы, обогащение его в направлении универсальности и самобытности, развитие содержательных мыслительных действий как необходимого условия творческой самореализации, самоценных форм активности, познавательных, волевых, эмоционально-нравственных устремлений. Учитель, ориентируясь на социально значимую модель личности, создаёт условия для свободного творческого саморазвития личности, опирается на самоценность детских и юношеских представлений, мотивов, учитывает динамику изменений в мотивационно-потребностной сфере обучающегося.

Овладение теорией и методико-технологической основой личностно-ориентированного педагогического подхода и взаимодействия, позволило мне использовать свой потенциал для собственного личностного и профессионального роста.

27.02.2015 20:44


Рекомендуемые курсы ПК и ППК для Вас