СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Демократические преобразования, которые произошли в нашем обществе и образовании за последние десятилетия, дали возможность осуществить плюралистический подход к установлению целей, содержания и к методам обучения в школе. Меняется традиционная система обучения, в ее рамках появляются вариативные курсы, новые учебные предметы, программы, авторы которых пытаются расширить представления о целях современного начального образования. Вместе с тем приоритетность целей первого школьного звена сохраняется многие годы без изменений. Главной, центральной, а порой и единственно осознаваемой целью является обучение конкретному предмету, вооружение обучающихся суммой знаний- умений. При этом предполагается, что реализация такой цели сама собой обеспечит решение задачи развития ребенка. Но это не так. Обучение, в котором специально не планируются задачи развития, далеко не всегда дает необходимый развивающий эффект.
Приоритетной целью начального обучения является развитие школьника на основе ведущей (учебной) деятельности. Учитывая значение начальной школы в современной общей системе образования, нельзя рассматривать формирование предметных знаний как главную задачу начального обучения. Начальная школа перестала быть замкнутым концентром образования, дети не завершают своё обучение на этом этапе, а продолжают его дальше. Для успешного обучения в среднем звене школы недостаточно сформировать знания – умения по различным учебным предметам (так называемая функциональная подготовка обучающихся). Школьники должны владеть учебной деятельностью, т.е. уметь учиться («умею учить себя»), иметь развитые познавательные интересы («люблю учиться, всё интересно»), а также элементарные рефлексивные качества («умею принять оценку учителя и сам объективно оцениваю свою деятельность»).
Конечно, формирование знаний и умений необходимо, без них невозможно решение ни одной задачи развития и воспитания ребёнка, но нельзя ставить знак равенства между «знаниями» и «развитием» и предполагать, что информированность ребёнка и есть главный элемент развития. Вместе с тем, выдающийся детский психолог Л.С.Выготский определял развитие как результат, не совпадающий с содержанием обучения и выражающийся в совокупности новообразований, которые представлены существенными изменениями в психическом и личностном развитии ребёнка (его восприятии, воображении, логическом мышлении, различных видах деятельности, её мотивации).
Что же такое «развитие школьника», если трактовать его как результат обучения в школе?
1. Развитие- это сформированное умение использовать знания в нестандартных ситуациях, самостоятельность и инициативность детей в выборе необходимых средств решения учебной задачи.
2.Развитие - это сформированное умение добывать знания, определять общий способ построения учебной задачи, инициативность школьника в постановке гипотез, поиске существенных доказательств, желание выполнять любую задачу творчески.
3.Развитие – это сформированное умение осознавать свое незнание, находить причину сделанной ошибки, сравнивать результаты своей деятельности с эталоном, самостоятельность в оценке процесса и результата решения учебной задачи.
4.Развитие - это существенные изменения в психике и личности ребенка, высокий уровень (в соответствии с возрастными возможностями) психических процессов, особенно важных для деятельности учения: воображения, мышления, связной речи и др. Существенным является появление осознания своего «Я», своих способностей и возможностей, развитие контролирующей и оценочной деятельности и системы взаимоотношений с другими людьми.
Из указанных характеристик развития видно, чтобы обучение носило действительно развивающий характер, необходима такая организация обучения младших школьников, которая была бы ориентирована на психологические и личностные особенности детей младшего школьного возраста, чтобы обучающиеся чувствовали себя и источником, и субъектом обучения. Такой системой обучения является личностно – ориентированное обучение.
Понятие личностно-ориентированного обучения
Личностно-ориентированное обучение – это такое обучение, которое во главу угла ставит самобытность ребенка, его самоценность, субъективность процесса учения.
Личностно-ориентированное обучение, это не просто учет особенностей субъекта учения, это иная методология организации условий обучения, которая предполагает не «учет», а «включение» его собственно-личностных функций или востребование его субъективного опыта.
Цель личностно-ориентированного образования состоит в том, чтобы заложить в ребенке механизмы самореализации, саморазвития, адаптации, саморегуляции, самозащиты, самовоспитания и другие, необходимые для становления самобытного личностного образа.
Функции личностно-ориентированного образования:
Реализация этих функций не может осуществляться в условиях командно-административного, авторитарного стиля отношений учителя к ученикам. В личностно-ориентированном образовании предполагается иная позиция педагога:
Содержание личностно-ориентированного образования призвано помочь человеку в выстраивании собственной личности, определении собственной личностной позиции в жизни: выбрать значимые для себя ценности, овладеть определенной системой знаний, выявить круг интересующих научных и жизненных проблем, освоить способы их решения, открыть рефлексивный мир собственного «Я» и научиться управлять им.
Критериями эффективной организации личностно-ориентированного обучения выступают параметры личностного развития.
Таким образом, обобщая вышесказанное, можно дать такое определение личностно-ориентированного обучения:
«Личностно-ориентированное обучение» – такой тип обучения, в котором организация взаимодействия субъектов обучения в максимальной степени ориентирована на их личностные особенности и специфику личностно-предметного моделирования мира.
© 2015, Лёвина Алла Ивановна 646