СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Развитие орфографической зоркости младших школьников на уроках русского языка через активизацию познавательных процессов.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная технология была разработана на основе идей развивающего обучения Л.В.Тарасова, Л.В. Занкова, В.В.Давыдова, Д.Б. Эльконина, а также идей интеллектуального развития младших школьников на уроках русского языка Г.А. Бакулиной, В.В. Лайло, Л.В. Савельевой, М.Р. Львова, А.Е. Соболевой и Е.Н. Емельяновой.

Целью моей работы является формирование лингвистической зоркости и чувства языка у ребёнка, умения воспроизводить образ слова графически, а все приёмы и упражнения, которые я использую, помогают в формировании механизмов описания, пересказа, усвоения и закрепления основных орфографических правил, способствуют устранению путаницы букв на начальном уровне дисграфии.

Можно долго говорить о новаторских методах обучения, о реформе школьного процесса, о внедрении техники в систему образования, однако количество детей с трудностями овладения письмом и грамотностью увеличивается. Смириться с такой ситуацией нельзя. Изучая материалы авторов идей интеллектуального развития по своей теме, сделала вывод, что существует несколько основных наиболее часто встречающихся проблем:

  • несформированность образа буквы и образа слова, пропуск и путаница букв и слогов;
  • нечитаемый почерк;
  • незнание основных орфографических правил и обилие ошибок «на правило»;
  • несоответствие между знаниями правил и письмом, то есть неумение применить правило в процессе письма;
  • неумение составлять связные, логические тексты;
  • нелюбовь или даже ненависть к чтению;
  • как следствие – негативное отношение к урокам русского языка

В большинстве случаев эти проблемы не существуют по отдельности, а образуют целый комплекс. Можно выделить чисто нейропсихологические предпосылки, затрудняющие освоение языка. Но зачастую они отягощены ещё и психологическими сложностями. Чтобы распутать этот клубок, приходится решать проблемы в комплексе. Прежде всего нужно понять из каких аспектов складывается грамотность и проанализировать каждое звено в отдельности. А.Е.Соболева в своих работах пишет, что грамотность складывается из трёх основных аспектов.

Первый из них – нейропсихологический, включающий в себя функциональную готовность ребёнка к письму, т.е. достаточное развитие психических функций, необходимых для того, чтобы писать.

Второй аспект – социально-педагогический, в котором важно учесть характер общения ребёнка со взрослыми, его игровое развитие в дошкольном возрасте, отношение в семье к чтению.

Третий аспект – психологический, то есть уровень мотивации ребёнка к занятиям письмом, чтением и к обучению вообще. Все эти три аспекта являются необходимыми составляющими грамотного письма, взаимодействуют друг с другом и зависят один от другого. Оказывается, что ребёнок с нормальным слухом, зрением и интеллектом может писать неграмотно из-за незрелости некоторых отделов мозга, отвечающих за двигательные функции рук, речевое внимание, зрительно-пространственную ориентацию. Именно это чаще всего и становится причиной низкого уровня грамотности. Кроме того, уровень грамотности зависит от взаимодействия больших полушарий головного мозга. Правое полушарие отвечает за целостный образ, скажем, какого-либо предмета или слова, а левое – за его верное называние или написание в соответствии с правилами орфографии. Бывает, что доминирует правое полушарие, а левое недостаточно сформировано. Именно поэтому довольно часто встречаются активные школьники с ярким воображением, но абсолютно неграмотные.

Все отделы мозга, по А.Р. Лурия, условно разделены на 3 блока. Если недостаточно развит первый блок, отвечающий за активизацию мозга, то ребёнок быстро утомляется. На самом деле такие дети могут быть очень смышлеными и сообразительными, просто их энергетического ресурса хватает ненадолго. Для повышения тонуса требуется обеспечить кислородом мозг, усилить кровоток. Зная это, систематически провожу элементы дыхательной гимнастики, специального массажа и двигательной коррекции.

Недостаточная сформированность второго блока приводит к проблемам с памятью и трудностям пространственной ориентации, а это проявляется в зеркальном написании букв, неправильном расположении в тетради записи, в ошибках применения правил грамматики. Кроме того, второй блок мозга обеспечивает фонематический слух и зрительное восприятие, необходимые для правильного различения букв.

При недостаточном развитии третьего блока – блока программирования и контроля -ученик не соблюдает правила и не может себя контролировать. Не соблюдаются учебные правила, ребёнок не умеет действовать по образцу в соответствии с правилами. Структура мозга, функциональная несформированность которых мешает усвоению письма, со временем, если будут созданы благоприятные условия для развития ребёнка, могут созреть.

Для решения этой проблемы мною был проведён анализ и сделан вывод: обратить внимание на характер ошибок в тетради и вовремя обратиться к нейропсихологам, чтобы своевременно и эффективно помочь ребёнку.

Второе, не менее важное: не ждать, что «само как-нибудь рассосётся», а искать помощи и верить, что результат будет достигнут: не торопить неуспешного ребёнка, а давать индивидуальные задания на карточке, постараться избегать отрицательных оценок при неудачах, похвалив лишний раз за то, что хорошо получается, ввожу поощрительную систему за хорошо написанную работу, так как положительные эмоции – важный стимул для «питания функций», всегда сравниваю ребёнка с ним самим вчерашним, а не с другими детьми в классе. Успех всегда заметен, даже если в прошлом диктанте было 10 ошибок, а в нынешнем только 5. Ребёнок и должен «расти» от удачи к удаче, двигаясь вперёд и вверх маленькими, но верными шажками.

«У чтения почти те же механизмы, что и у письма», - скажет нейропсихолог. «Без чтения не бывает письма», - уверен учитель. И каждый из них прав.

Чтение – не только признак интеллигенции. Книги расширяют словарный запас, значит облегчается поиск проверочных слов или написание творческой работы. Ребёнок, читая, непроизвольно запоминает и написание слова, что, несомненно, повышает уровень его грамотности. Одна из основных причин, по которой дети не хотят читать, такая же, как и у безграмотного письма, - нейропсихологическая. Труднее всего чтение даётся детям с недоформированной межполушарной связью. Но есть и ещё одна причина – педагогическая. Что же можно сделать, чтобы стимулировать процесс чтения? Я постоянно обращаюсь к книжным примерам: ребёнок привыкает искать ответы на свои вопросы у великих писателей, на страницах книг; перед началом «скучного» произведения писателя читаю детям один из наиболее весёлых, коротких рассказов или рассказываю какой-нибудь неожиданный факт из биографии писателя, составляю на лето индивидуальный список чтения, соответствующий интересам ребёнка, как совет старшего друга, часто говорю о необходимости семейного чтения родителям; организовываю просмотр видеоматериалов по программным произведениям, объясняя разницу между прочтением произведения и просмотром фильма.

Но это ещё не всё. Существует ещё одна проблема, признаваемая по законам психологии важной составляющей грамотности. Л.С. Выготский писал: «Школьник, приступающий к письму, не только не ощущает потребности в этой речевой функции, но он ещё в высшей степени смутно представляет себе, для чего эта функция нужна ему». Ребёнок попросту не понимает, зачем ему надо владеть письменной речью: ведь со сверстниками и родителями он может объясняться устно. Так встаёт проблема мотивации. Как же внушить ребёнку мысль о необходимости грамотно излагать чужие и свои мысли, строить текст, писать без ошибок или с их минимальным количеством? Конечно, в решении мотивационных проблем помощь окажут специалисты психологи, но учитель тоже должен повышать у детей уровень мотивации к письму. Часто рекомендую детям специальные записки с просьбой письменного ответа. Есть дополнительный стимул: e-mail и sms… Но существует парадокс: ребёнок может писать на компьютере грамотнее, чем в тетради, потому что при печатании слова исчезает один из элементов письма – моторика. Пишем поздравительные открытки родственникам, выпускаем классные газеты, посвященные Дню именинника или предметным неделям.

Ещё очень важно, что с точки зрения нейропсихологии многие современные педагогические методы наносят непоправимый вред учению – это написание букв по новым принципам «безотрывного письма» и скорочтение, которые наносят прямой ущерб психофизиологическому здоровью учеников. Неудачи в овладении письмом приводят школьника сначала к нежеланию и отказу выполнять домашние задания в письменном виде, а потом и посещать уроки, на которых этот дефект обнаруживается наиболее отчётливо. На основании наблюдений пришла к выводу, что в уроки нужно включать игровые моменты. В поэтапном игровом развитии, согласно классической психологии, формируются все механизмы, необходимые для успешной учёбы и, в частности, для грамотного письма. В методах, представляемых мной, предусматривается прежде всего развитие всех необходимых функций, особенно произвольности ( именно эта функция больше всего отстаёт в связи с отсутствием групповых ролевых игр) и одновременно достигается дидактическая цель.

В процессе занятий ребёнок проходит все стадии игрового развития – от предметной до ролевой игры, вырабатывает произвольность (умение следовать правилам), развивает речь, воображение, пространственные и временные представления, мелкую моторику, восприятие, внимание, память, логическое мышление – всё, что необходимо для овладения русским языком. Игровая форма занятия делает его привлекательным и интересным для ребёнка, что существенно повышает эффективность обучения.

Также трудность орфографической задачи состоит в том, что школьник, в сущности, должен сам поставить перед собой задачу, она ему не дана ни учебником, ни учителем. Он должен в процессе письма, не отвлекаясь от содержания того, что он пишет, от техники начертания букв и соединений, найти в слове орфограмму и осознать её как задачу.

Время на решение каждой задачи ограничено. Решая орфографическую задачу, школьник должен совершить следующие действия:

  • увидеть орфограмму в слове, в словосочетании;
  • определить её вид: проверяемая или нет;
  • определить способ решения задачи в зависимости от вида орфограммы;
  • определить «шаги», ступени решения и их последовательность, то есть составить алгоритм решение задачи;
  • решить задачу, то есть вспомнить последовательность действий по алгоритму;
  • написать слово в соответствии с решением задачи и осуществить самопроверку.

Действия очень сложны для учеников начальной школы, и неудивительно, что на практике школьник не всегда соблюдает все указанные выше требования, что приводит к ошибкам. Идея модернизации и алгоритмизации умственной деятельности учащихся всё более проникают в школьную практику. Алгоритм – это прежде всего точное и легко понимаемое описание выполняемого шаг за шагом, ступень за ступенью решения задачи данного типа. При точном соблюдении всех «шагов» алгоритм всегда приведёт к правильному решению.

В своей работе я допускаю алгоритм с разной степенью детализации. На начальных этапах использования алгоритма идёт подробное рассуждение, в дальнейшем оно сокращается, «свёртывается».

Далеко не все правила легко поддаются алгоритмизации: по некоторым из них алгоритм оказывается слишком простым (всего один шаг), по иным – слишком сложным (например, безударные личные окончания глаголов I и II спряжения). В целом же алгоритмический подход эффективен в обучении применению орфографических правил.

Для определения результативности использования данной технологии при обучении младших школьников психологами были проведены исследования с целью определить в динамике влияние данной технологии обучения на общее психофизическое и интеллектуальное развитие обучающихся. В процессе исследования выявлено: общий уровень психофизического развития учащихся в положительной динамике. Учащиеся успешно овладевают способами умственной деятельности. Предложенная технология учитывает внутренние резервы каждого ученика и создаёт успешные условия для реализации индивидуальных способностей

Для выявления уровня обучающихся по умению определять место звука в слабой позиции на слух и зрительного восприятия орфограммы мною было проведено системное обследование младших школьников:

  1. работа с текстом, в котором допущены орфографические ошибки
  2. работа с текстом по определению орфограммы в словах
  3. игровые упражнения на вербальное восприятие орфограммы (виды работ и диаграммы прилагаются).

Дополнительно, для реализации ФГОС НОО использую модель инновационной технологии, актуальность которой состоит в соответствии с концепцией гуманизации образования, в использовании личностно-ориентированного обучения, в поиске условий для раскрытия творческого потенциала ученика и самостоятельной творческой деятельности.

В соответствии с инновационной технологией обучение русскому языку осуществляется на основе развития эмоций (в том числе радости открытия, радости познания, интеллектуальных эмоций), определяется как обуче6ние нового типа, построенное на активизации эмоциональной сферы ученика и обеспечивает формирование положительной мотивации через предвосхищение результата учения школьником. Это позволяет включить всех учащихся в процесс познания на максимальном для каждого обучающегося уровне успешности.

Систематически использую на уроках следующие приемы инновационной технологии:

  • Ассоциативный ряд;
  • Мозговая атака;
  • Групповая дискуссия;
  • Кластеры;
  • Синквейн;
  • Эссе
  • Ключевые термины;
  • Перепутанные логические цепочки;
  • Дидактическая игра;
  • Лингвистические карты
  • Крок;
  • ИНСЕРТ (интерактивная система записи для эффективного чтения и размышления)
  • Ромашка Блума;
  • Нетрадиционные формы домашнего задания (раскрывают творческий потенциал ученика, закрепляют знания, умения и навыки, позволяют проявить самостоятельность, самому найти решение нестандартного вопроса, задания).

Результатом своей работы можно считать:

  • высокие результаты диагностических работ по русскому языку и по математике в рамках мониторинга уровня обученности учащихся начальной школы.
    • высокий уровень обученности учащихся по всем предметам - 80%
    • качественный показатель успеваемости учащихся по предмету- 88%.
    • выпускники начальной школы подтверждают выставленные оценки в среднем звене(входная работа по русскому языку -85%)
    • учащиеся активно участвуют и постоянно занимают призовые места в школьных и всероссийских олимпиадах и интеллектуальных играх.

Выше приведённые результаты подтверждают эффективность использования данной инновационной технологии и убеждают, что с её помощью достигается цель процесса обучения русскому языку – возрастающий интерес учащихся к русскому языку, обеспечение высокой активности учащихся на уроке, быстрое формирование речи школьников, существенный рост их орфографической зоркости.

20.08.2019 18:20


Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!