СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Данная технология была разработана на основе идей развивающего обучения Л.В.Тарасова, Л.В. Занкова, В.В.Давыдова, Д.Б. Эльконина, а также идей интеллектуального развития младших школьников на уроках русского языка Г.А. Бакулиной, В.В. Лайло, Л.В. Савельевой, М.Р. Львова, А.Е. Соболевой и Е.Н. Емельяновой.
Целью моей работы является формирование лингвистической зоркости и чувства языка у ребёнка, умения воспроизводить образ слова графически, а все приёмы и упражнения, которые я использую, помогают в формировании механизмов описания, пересказа, усвоения и закрепления основных орфографических правил, способствуют устранению путаницы букв на начальном уровне дисграфии.
Можно долго говорить о новаторских методах обучения, о реформе школьного процесса, о внедрении техники в систему образования, однако количество детей с трудностями овладения письмом и грамотностью увеличивается. Смириться с такой ситуацией нельзя. Изучая материалы авторов идей интеллектуального развития по своей теме, сделала вывод, что существует несколько основных наиболее часто встречающихся проблем:
В большинстве случаев эти проблемы не существуют по отдельности, а образуют целый комплекс. Можно выделить чисто нейропсихологические предпосылки, затрудняющие освоение языка. Но зачастую они отягощены ещё и психологическими сложностями. Чтобы распутать этот клубок, приходится решать проблемы в комплексе. Прежде всего нужно понять из каких аспектов складывается грамотность и проанализировать каждое звено в отдельности. А.Е.Соболева в своих работах пишет, что грамотность складывается из трёх основных аспектов.
Первый из них – нейропсихологический, включающий в себя функциональную готовность ребёнка к письму, т.е. достаточное развитие психических функций, необходимых для того, чтобы писать.
Второй аспект – социально-педагогический, в котором важно учесть характер общения ребёнка со взрослыми, его игровое развитие в дошкольном возрасте, отношение в семье к чтению.
Третий аспект – психологический, то есть уровень мотивации ребёнка к занятиям письмом, чтением и к обучению вообще. Все эти три аспекта являются необходимыми составляющими грамотного письма, взаимодействуют друг с другом и зависят один от другого. Оказывается, что ребёнок с нормальным слухом, зрением и интеллектом может писать неграмотно из-за незрелости некоторых отделов мозга, отвечающих за двигательные функции рук, речевое внимание, зрительно-пространственную ориентацию. Именно это чаще всего и становится причиной низкого уровня грамотности. Кроме того, уровень грамотности зависит от взаимодействия больших полушарий головного мозга. Правое полушарие отвечает за целостный образ, скажем, какого-либо предмета или слова, а левое – за его верное называние или написание в соответствии с правилами орфографии. Бывает, что доминирует правое полушарие, а левое недостаточно сформировано. Именно поэтому довольно часто встречаются активные школьники с ярким воображением, но абсолютно неграмотные.
Все отделы мозга, по А.Р. Лурия, условно разделены на 3 блока. Если недостаточно развит первый блок, отвечающий за активизацию мозга, то ребёнок быстро утомляется. На самом деле такие дети могут быть очень смышлеными и сообразительными, просто их энергетического ресурса хватает ненадолго. Для повышения тонуса требуется обеспечить кислородом мозг, усилить кровоток. Зная это, систематически провожу элементы дыхательной гимнастики, специального массажа и двигательной коррекции.
Недостаточная сформированность второго блока приводит к проблемам с памятью и трудностям пространственной ориентации, а это проявляется в зеркальном написании букв, неправильном расположении в тетради записи, в ошибках применения правил грамматики. Кроме того, второй блок мозга обеспечивает фонематический слух и зрительное восприятие, необходимые для правильного различения букв.
При недостаточном развитии третьего блока – блока программирования и контроля -ученик не соблюдает правила и не может себя контролировать. Не соблюдаются учебные правила, ребёнок не умеет действовать по образцу в соответствии с правилами. Структура мозга, функциональная несформированность которых мешает усвоению письма, со временем, если будут созданы благоприятные условия для развития ребёнка, могут созреть.
Для решения этой проблемы мною был проведён анализ и сделан вывод: обратить внимание на характер ошибок в тетради и вовремя обратиться к нейропсихологам, чтобы своевременно и эффективно помочь ребёнку.
Второе, не менее важное: не ждать, что «само как-нибудь рассосётся», а искать помощи и верить, что результат будет достигнут: не торопить неуспешного ребёнка, а давать индивидуальные задания на карточке, постараться избегать отрицательных оценок при неудачах, похвалив лишний раз за то, что хорошо получается, ввожу поощрительную систему за хорошо написанную работу, так как положительные эмоции – важный стимул для «питания функций», всегда сравниваю ребёнка с ним самим вчерашним, а не с другими детьми в классе. Успех всегда заметен, даже если в прошлом диктанте было 10 ошибок, а в нынешнем только 5. Ребёнок и должен «расти» от удачи к удаче, двигаясь вперёд и вверх маленькими, но верными шажками.
«У чтения почти те же механизмы, что и у письма», - скажет нейропсихолог. «Без чтения не бывает письма», - уверен учитель. И каждый из них прав.
Чтение – не только признак интеллигенции. Книги расширяют словарный запас, значит облегчается поиск проверочных слов или написание творческой работы. Ребёнок, читая, непроизвольно запоминает и написание слова, что, несомненно, повышает уровень его грамотности. Одна из основных причин, по которой дети не хотят читать, такая же, как и у безграмотного письма, - нейропсихологическая. Труднее всего чтение даётся детям с недоформированной межполушарной связью. Но есть и ещё одна причина – педагогическая. Что же можно сделать, чтобы стимулировать процесс чтения? Я постоянно обращаюсь к книжным примерам: ребёнок привыкает искать ответы на свои вопросы у великих писателей, на страницах книг; перед началом «скучного» произведения писателя читаю детям один из наиболее весёлых, коротких рассказов или рассказываю какой-нибудь неожиданный факт из биографии писателя, составляю на лето индивидуальный список чтения, соответствующий интересам ребёнка, как совет старшего друга, часто говорю о необходимости семейного чтения родителям; организовываю просмотр видеоматериалов по программным произведениям, объясняя разницу между прочтением произведения и просмотром фильма.
Но это ещё не всё. Существует ещё одна проблема, признаваемая по законам психологии важной составляющей грамотности. Л.С. Выготский писал: «Школьник, приступающий к письму, не только не ощущает потребности в этой речевой функции, но он ещё в высшей степени смутно представляет себе, для чего эта функция нужна ему». Ребёнок попросту не понимает, зачем ему надо владеть письменной речью: ведь со сверстниками и родителями он может объясняться устно. Так встаёт проблема мотивации. Как же внушить ребёнку мысль о необходимости грамотно излагать чужие и свои мысли, строить текст, писать без ошибок или с их минимальным количеством? Конечно, в решении мотивационных проблем помощь окажут специалисты психологи, но учитель тоже должен повышать у детей уровень мотивации к письму. Часто рекомендую детям специальные записки с просьбой письменного ответа. Есть дополнительный стимул: e-mail и sms… Но существует парадокс: ребёнок может писать на компьютере грамотнее, чем в тетради, потому что при печатании слова исчезает один из элементов письма – моторика. Пишем поздравительные открытки родственникам, выпускаем классные газеты, посвященные Дню именинника или предметным неделям.
Ещё очень важно, что с точки зрения нейропсихологии многие современные педагогические методы наносят непоправимый вред учению – это написание букв по новым принципам «безотрывного письма» и скорочтение, которые наносят прямой ущерб психофизиологическому здоровью учеников. Неудачи в овладении письмом приводят школьника сначала к нежеланию и отказу выполнять домашние задания в письменном виде, а потом и посещать уроки, на которых этот дефект обнаруживается наиболее отчётливо. На основании наблюдений пришла к выводу, что в уроки нужно включать игровые моменты. В поэтапном игровом развитии, согласно классической психологии, формируются все механизмы, необходимые для успешной учёбы и, в частности, для грамотного письма. В методах, представляемых мной, предусматривается прежде всего развитие всех необходимых функций, особенно произвольности ( именно эта функция больше всего отстаёт в связи с отсутствием групповых ролевых игр) и одновременно достигается дидактическая цель.
В процессе занятий ребёнок проходит все стадии игрового развития – от предметной до ролевой игры, вырабатывает произвольность (умение следовать правилам), развивает речь, воображение, пространственные и временные представления, мелкую моторику, восприятие, внимание, память, логическое мышление – всё, что необходимо для овладения русским языком. Игровая форма занятия делает его привлекательным и интересным для ребёнка, что существенно повышает эффективность обучения.
Также трудность орфографической задачи состоит в том, что школьник, в сущности, должен сам поставить перед собой задачу, она ему не дана ни учебником, ни учителем. Он должен в процессе письма, не отвлекаясь от содержания того, что он пишет, от техники начертания букв и соединений, найти в слове орфограмму и осознать её как задачу.
Время на решение каждой задачи ограничено. Решая орфографическую задачу, школьник должен совершить следующие действия:
Действия очень сложны для учеников начальной школы, и неудивительно, что на практике школьник не всегда соблюдает все указанные выше требования, что приводит к ошибкам. Идея модернизации и алгоритмизации умственной деятельности учащихся всё более проникают в школьную практику. Алгоритм – это прежде всего точное и легко понимаемое описание выполняемого шаг за шагом, ступень за ступенью решения задачи данного типа. При точном соблюдении всех «шагов» алгоритм всегда приведёт к правильному решению.
В своей работе я допускаю алгоритм с разной степенью детализации. На начальных этапах использования алгоритма идёт подробное рассуждение, в дальнейшем оно сокращается, «свёртывается».
Далеко не все правила легко поддаются алгоритмизации: по некоторым из них алгоритм оказывается слишком простым (всего один шаг), по иным – слишком сложным (например, безударные личные окончания глаголов I и II спряжения). В целом же алгоритмический подход эффективен в обучении применению орфографических правил.
Для определения результативности использования данной технологии при обучении младших школьников психологами были проведены исследования с целью определить в динамике влияние данной технологии обучения на общее психофизическое и интеллектуальное развитие обучающихся. В процессе исследования выявлено: общий уровень психофизического развития учащихся в положительной динамике. Учащиеся успешно овладевают способами умственной деятельности. Предложенная технология учитывает внутренние резервы каждого ученика и создаёт успешные условия для реализации индивидуальных способностей
Для выявления уровня обучающихся по умению определять место звука в слабой позиции на слух и зрительного восприятия орфограммы мною было проведено системное обследование младших школьников:
Дополнительно, для реализации ФГОС НОО использую модель инновационной технологии, актуальность которой состоит в соответствии с концепцией гуманизации образования, в использовании личностно-ориентированного обучения, в поиске условий для раскрытия творческого потенциала ученика и самостоятельной творческой деятельности.
В соответствии с инновационной технологией обучение русскому языку осуществляется на основе развития эмоций (в том числе радости открытия, радости познания, интеллектуальных эмоций), определяется как обуче6ние нового типа, построенное на активизации эмоциональной сферы ученика и обеспечивает формирование положительной мотивации через предвосхищение результата учения школьником. Это позволяет включить всех учащихся в процесс познания на максимальном для каждого обучающегося уровне успешности.
Систематически использую на уроках следующие приемы инновационной технологии:
Результатом своей работы можно считать:
Выше приведённые результаты подтверждают эффективность использования данной инновационной технологии и убеждают, что с её помощью достигается цель процесса обучения русскому языку – возрастающий интерес учащихся к русскому языку, обеспечение высокой активности учащихся на уроке, быстрое формирование речи школьников, существенный рост их орфографической зоркости.
© 2019, Магильная Лариса Владимировна 404