СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Повышение уровня профессионального мастерства педагогических работников через различные формы и методы

Нажмите, чтобы узнать подробности

«Чем легче учителю учить, тем труднее ученикам учиться.

Чем труднее учителю, тем легче ученику.

Чем больше будет учитель сам учиться,

обдумывать каждый урок и соизмерять с силами ученика,

чем больше будет следить за ходом мысли ученика,

чем больше вызывать на вопросы и ответы,

тем легче будет учиться ученик».

Л. Н. Толстой

Повышение профессиональной компетенции педагогов основано на активизации их познавательной деятельности. Это способствует проявлению у них самостоятельности, "подталкивает" к творческому поиску, развивает способности анализировать, принимать решения в различных проблемных ситуациях.

Жизнь в постоянно изменяющихся условиях требует от педагога умения решать регулярно возникающие новые, нестандартные проблемы. Признаком времени является повышенная профессиональная мобильность. Новые задачи и направления развития образования определяют и особые требования к личности и профессиональной компетентности педагогов.

Задача учителя - научить каждого ребенка самостоятельно учиться, сформировать у него потребность активно относиться к учебному процессу. Одно из средств, содержащих реальную возможность осуществления этой важной задачи, - игра, которая способствует развитию умственной деятельности детей. Сейчас много пишут и говорят о необходимости превращать каждый урок в процесс активного творческого познания, во время которого наши дети открывают для себя удивительный мир духовных ценностей. Поэтому работу на каждом уроке мы, учителя начальных классов, стараемся организовывать так, чтобы учебный материал становился предметом активных действий ученика. Чтобы активизировать учащихся на протяжении всего урока, мы применяем разнообразные формы и методы обучения, вводим элементы новизны, но новый вид работы всегда вытекает из предыдущего, являясь его продолжением, поднятием на следующую ступеньку. Игры, элементы занимательности и неожиданности в сочетании с другими приемами способствуют формированию прочных знаний и умений и направлены на развитие орфографической зоркости, отработку вычислительных навыков, снимают усталость и напряжение, делают уроки интересными и эмоциональными. Любые герои ребят - Буратино, Чипполино, Микки-Маус и многие другие - тоже хотят учиться и просят ребят решить задачу, ответить на вопрос, отгадать загадку, ребус.

Уроки чтения – настоящая школа воспитания больших чувств, глубину мысли, самостоятельных поисков. Поэтому большое внимание уделяем чтению и развитию речи. Хочу заметить, что дети, хорошо читающие и имеющие высокий уровень речевого развития, могут успешно обучаться по всем предметам.

Готовясь к каждому уроку чтения в период грамоты, мы стараемся развивать у детей интерес к чтению, их потребность в чтении. Для решения этой задачи мы используем скороговорки, ребусы, загадки, игры. Например:

  1. Слово – отгадка начинается с буквы «з».

Что видно только ночью?

(Звезды)

Зимой белый, летом серый.

(Заяц)

  1. Игра со словами:

«Слово рассыпалось»: А В З А Р Т (завтра)

Слово – перевертыш: «заказ».

  1. Ребусы:

(Занавес, Зинаида, здание)

4. Развитию произношения при чтении, совершенствованию артикуляционного аппарата детей способствует чтение и заучивание скороговорок. «К нам в гости пришел зайчик Знайка и принес для вас из леса ягоды. А ягодки непростые, на них скороговорки». Дети выбирают ягодку и читают скороговорку.

Все эти задания мы продолжаем использовать и во 2 классе. Дети стали взрослее, но им интересно выполнять такие задания и более сложные. Без особых трудностей они перешли к чтению более объемных произведений и сложных текстов. На уроках литературного чтения мы путешествуем, применяем «словесное» рисование, также в тетрадях по литературному чтению изображаем любимых героев, отгадываем загадки.

Так, например, знакомя со сказкой В. И. Даля «Старик – годовик», можно загадать им загадки о временах года для восприятия текста.

1. Запорошила дорожки,

Разукрасила окошки.

Радость детям подарила

И на санях прокатила.

(Зима)

2. Пришла без красок и без кисти

И перекрасила все листья.

(Осень)

- Какое время года вам нравится больше всего?

В работе над развитием речи, мышлением учащихся, формировании у них любви к родному краю, навыков творческой самостоятельной деятельности мы используем региональный компонент. А наблюдения за окружающей природой, за растительным и животным миром помогают раскрыть взаимосвязь предметов и явлений природы, воспитывают бережное отношение к ней.

На уроках русского языка мы сочетаем различные виды тренировочных работ. Изучив с учащимися теоретический материал, тут же переходим к его закреплению. Затем пишем обучающие диктанты – комментированные, объяснительные, выборочные.

Много внимания уделяем работе учащихся над упражнениями из учебника. Приступая к письму, дети определяют, на какое правило дается в учебнике то или иное упражнение, чему они должны научиться, выполняя соответствующее задание учебника. Некоторые упражнения ребята выполняют самостоятельно по вариантам с взаимопроверкой.

В течение четырех лет младший школьник должен изучить достаточное количество слов, в которых безударная гласная не проверяется. Мы очень много времени уделяем различным аспектам словарной работы. Учащиеся с удовольствием совершают «путешествие» в мир слов. Словарные слова группируем по темам: «Животные», «Овощи», «Птицы», «Школьные принадлежности». Предлагаем пользоваться не только словарем в учебнике русского языка, но и другими словарями, например, орфографическим словарем, толковым словарем. Проводим словарные диктанты, картинные диктанты, пишем словарные слова с пропущенными буквами на доске, раздаем карточки с такими словами, загадываем загадки, а дети пишут отгадки – словарные слова, в которых ставят ударение и подчеркивают «опасное» место. А также предлагаем детям вспомнить изученные слова и записать самостоятельно.

Для закрепления пройденного материала используем карточки с индивидуальными заданиями, игры, тесты.

Знакомим учащихся с прекрасными образцами устного народного творчества. Это пословицы и поговорки. Пословицы обогащают наш язык, придают ему выразительность, точность. Они становятся добрыми помощниками и на уроках труда, рисования. На уроках русского языка пословицы и поговорки мы используем при изучении нового материала, при закреплении правил.

На уроках математики мы применяем диктанты с самыми разнообразными заданиями, способствующими расширению кругозора учащихся, используем игровые моменты на устном счете, стараемся научить детей бегло вычислять, развиваем у них смекалку.

Детям очень нравятся задания на развитие внимания, игры, геометрические задачи, игры с палочками.

  1. Игра « Угадай – ка»

- Я задумала два числа из этого круга. Сложила их и получила 20. Какие числа я задумала? (11 и 9, 12 и 8, т. д.)

- Я задумала три числа. И сложив их, получила 20. Какие числа я задумала? (8, 7, 5; 9, 7, 4 и т. д )

2. Задание на развитие внимания.

В течение нескольких секунд показать полоску с рисунками, учащиеся должны запомнить фигурки и нарисовать как можно точнее.

Формированию осознанных знаний, прочных умений и навыков, самостоятельной практической деятельности учащихся способствуют самодельные таблицы по математике: схемы – опоры, индивидуальные карточки, перфокарты.

Очень любят дети разные перфокарты, в которых даны или краткая запись, или рисунок задачи, или просто примеры. Такие карточки – перфокарты мы используем на уроках повторения и закрепления, где идет вторичное осмысление уже известных знаний, выработка умений и навыков по их применению.

Все вместе взятые приемы активизации познавательной деятельности учащихся помогают нам воспитывать у детей любовь к знаниям, желание каждый день узнавать что-то новое.

При формировании детского коллектива добиваемся доброжелательных и товарищеских отношений между детьми. Проводим познавательные тематические утренники, классные часы о дружбе, о культуре поведения, стремимся прививать учащимся любовь к природе, животным.

Чтобы сделать учение интересным, развивать творческую активность и способности детей, необходимо создать в классе такие условия, чтобы ребенок самостоятельно искал путь к знаниям, подходил к решению задач творчески. Сейчас не вызывает сомнения тот факт, что творчеству можно и нужно учить. Чем раньше начинается эта работа, тем существеннее и значительнее результат. При разработке уроков обращаем внимание на логичность и последовательность изложения материала, соблюдая принцип нарастания трудностей от простого к сложному, используем дифференцированный подход к детям в зависимости от уровня развития и индивидуальных особенностей, включаем выполнение творческих заданий на различных этапах урока. Элементы занимательности, игра, использование логических игр и упражнений, вызывает у детей живой интерес к процессу познания, помогает им усвоить учебный материал, развивает творческую активность младших школьников.

Для нас главное – всё, что мы делаем, должно работать на личностный рост наших учеников. Мы учим детей любить мир и людей, стремиться познавать новое, вести здоровый образ жизни. Стремимся к тому, чтобы обучение в школе стало интересным и радостным для наших ребят, имело развивающий характер. Выбираем такие формы работы, через которые информационное поле ребёнка насыщается позитивными образами, расширяющими горизонт его знаний и побуждающими к созидательной деятельности.

В результате целенаправленной работы мы достигаем повышения интереса учащихся, качества знаний, умений, навыков. Также у многих учащихся появилось желание работать на уроке, узнавать что-то новое. Опытом своей работы мы делимся с коллегами на заседаниях МО, даём открытые уроки.

Список литературы:

  1. Горецкий В. Г. Литературное чтение.- Волгоград. 2003.
  2. Русские народные загадки, пословицы, поговорки.- М., 1990.
  3. 1000 веселых загадок для детей.- М., 2005.
  4. Кульневич С. В., Лаконценина Т. П. Нетрадиционные уроки в начальной школе.- М., 2002.
  5. Журнал « Начальная школа», 1989-2002.
  6. Беденко М. В. Сборник текстовых задач по математике.- М., 2004.
23.03.2015 15:33


Рекомендуем курсы ПК и ПП