СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Экологическое воспитание младших школьников.

Нажмите, чтобы узнать подробности

На протяжении последних десятилетий экологические проблемы носят глобальный характер и затрагивают все человечество, поэтому вопрос экологического воспитания приобретает особую остроту.  Почему возникла такая необходимость? Причиной явились  проблемы, связанные с загрязнением окружающей среды. Загрязняется все: воздух, вода, почва, что губительно сказывается на растениях, животных, на здоровье людей. Волга, Байкал, Ладожское озеро, Аральское море, Черное море–это только некоторые  экологические проблемы. Не обошло стороной экологическое бедствие и Республику РСО-Алания. Сильные загрязнением земель и водных объектов, в результате добычи и переработке полезных ископаемых и деятельности спиртопроизводящих предприятий. Особую «лепту» в загрязнение окружающей среды вносят автопарк и предприятия металлургической промышленности ("Электроцинк" и «Победит»), построенные в послевоенное время и оказавшиеся сегодня практически в жилом секторе города Владикавказа. Также вызывает самую серьезную тревогу экологическое состояние источников водоснабжения Владикавказа. Загрязнение почв происходит из-за применения ядохимикатов (пестицидов). Растут и горы бытового уровня. В результате нерационального использования земель происходит истощение почв. Возрастает  беспокойство о растениях и животных, которые вынуждены существовать в загрязненных местах обитания. В результате многие виды исчезли с лица Земли. Взаимодействие общества и природы подвило школу к необходимости формирования у детей бережного отношения к природе. Чем раньше начинается работа по экологическому воспитанию учащихся, тем большим будет ее педагогическая результативность. Для этого все формы и виды учебной и внеклассной деятельности детей должны выступать воедино. Младшим  школьникам  свойственно  сопереживание, что позволяет воспитывать  ответственное отношение к природе. Все учебные предметы начальной школы призваны вносить свой вклад в формирование экологической ответственности детей.

      Еще В.А.Сухомлинский  придавал особое значение влиянию природы на нравственное развитие ребенка. По его мнению, природа лежит в основе детского мышления, чувств, творчества. Он неоднократно отмечал, что сама природа не воспитывает, а активно влияет только на взаимодействие с ней. Чтобы ребенок научился понимать природу, чувствовать его красоту, нужно прививать ему это качество с раннего детства.

      Работа по экологическому воспитанию мною  проводится как на уроках, так и во внеурочное время. Каждый учебный предмет играет определённую роль в  экологическом воспитании ребенка. Изучение экологии ведется на уроках окружающего мира . Здесь на доступном учащимся уровне рассматриваются связи между живой и неживой природой, между различными компонентами живой природы, между природой и человеком. На уроках математики  создаются  условия для развития умений количественной оценки состояния природных объектов и явлений. Текстовые задачи природоведческого характера дают возможность для раскрытия вопросов о среде обитания, заботы о ней. На уроках литературного  чтение, ИЗО и технологии  дети учатся общению с природой и грамотному поведению в ней, способствуют развитию эстетических и нравственных отношений, творческой активности и проявления определенного отношения к окружающей природной среде.

        На уроках русского языка работу по формированию экокультуры провожу на основе специально подобранных текстов природоведческого характера.

      Экологическое воспитание и экологическое образование – два взаимосвязанных  процесса. Обучение влияет на развитие личности, но не оказывает должного эффекта, если нет заданной цели. Это подталкивает выработать определённую систему экологического воспитания. Работа по экологическому воспитанию детей нашла отражение во внеклассных мероприятиях, классных часах, экскурсиях, а также участии детей в экологических турнирах.

Системный подход по экологическому воспитанию детей позволяет:

– установить более тесные связи между познанием природы и познанием социальной жизни;

– обеспечить реальную преемственность и перспективность изучения окружающего нас мира природы (как внутри начальной школы, так и со средней школой);

– создать условия для более плавного и целесообразного формирования нравственно-этических установок;

– расширить экологические представления младших школьников, конкретизировать их на доступных примерах из окружающей жизни;

– углубить теоретические знания в области экологии;

– формировать ряд основополагающих экологических понятий, составляющих адекватные возрастным возможностям младших школьников первичные знания экологии как науки;

– обеспечить более широкую и разнообразную практическую деятельность учащихся по изучению и охране окружающей среды.

Функции экологического воспитания младших школьников:

1. Образовательная – формирование разнообразных представлений о природе, человеке и обществе, элементарная ориентировка в доступных естественнонаучных, обществоведческих, исторических, экологических понятиях.

2. Развивающая – осознание отдельных доступных связей в природном и социальном мире, психическое и личностное развитие школьника.

3. Воспитывающая –  социализация ребенка, принятие им законов существования в среде обитания, воспитание эмоционального взгляда на мир, формирование в единстве этических и эстетических чувств, формирование элементарной экологической культуры.

       Исходя из этого, принципиально важно в сотрудничестве с детьми применять разнообразие форм и методов работы по экологическому воспитанию. В своей практике я использую следующие формы занятий, такие как :  экскурсии, сочинение сказок, стихотворений, загадок  о домашних, и диких животных, фотографирование, зарисовки животных, научно-исследовательские проекты, составление « Красных книжек» определённого региона. Работа по экологическому воспитанию детей нашла отражение во внеклассных мероприятиях, классных часах, экологических судах.  Дети с огромным удовольствием  участвуют в разнообразных конкурсах и турнирах на  данную тематику.

 В своей работе  по экологическому воспитанию выделяю следующие направления работы:

 • Исследовательское направление (экскурсии, наблюдения, опыты).

• Познавательно-развлекательное направление  (праздники, утренники, экологические игры, игры-путешествия, дидактические игры, беседы, заочные путешествия, викторины, конкурсы)

 • Практическое направление работы (уход за комнатными растениями в классе, подкормка птиц, уборка мусора на территории школы и около дома).

В целом работа по экологическому воспитанию позволяет реализовать воспитательный, образовательный и развивающий потенциал природоведческих знаний, обеспечить более надежные основы экологической ответственности младших школьников.

.К. Д. Ушинский писал: “А воля, а простор, природа, прекрасные окрестности городка, а эти душистые овраги и полыхающие поля, а розовая весна и золотистая осень разве не были нашими воспитателями? Зовите меня варваром в педагогике, но я вынес из впечатлений моей жизни глубокое убеждение, что прекрасный ландшафт имеет такое огромное воспитательное значение в развитие молодой души, с которой трудно соперничать влиянию педагога”.

ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ  КАЛЕНДАРЬ

 2 февраля – Всемирный день болотных угодий

 19 февраля – Всемирный день защиты морских млекопитающих

 22 марта – Всемирный день воды

 1 апреля – Международный день птиц

 22 апреля – День Земли

 5 июня – Всемирный день охраны окружающей среды

 17 июня – Всемирный  день  по  борьбе  с опустыниванием и засухой

 16 сентября – Международный день защиты озонового слоя

 29 сентября – Всемирный день моря

 4 октября – Всемирный день защиты животных

 14 октября – Международный день по  уменьшению опасности стихийных действий

 29 октября – Международный день биологического разнообразия 

Категория: Внеурочка
15.01.2015 21:00


Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!