СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Экскурсионная деятельность

Нажмите, чтобы узнать подробности

В развитии способностей и удовлетворения всесторонних интересов школьников большую роль играет внеурочная работа.

Внеклассная деятельность является частью всего учебно-воспитательного процесса, при котором деятельность школьников осуществляется во внеурочное время при организующей и направляющей роли учителя. Вся внеурочная работа ориентирована на расширение и углубление базовых знаний и умений, на развитие способностей, познавательного интереса, на приобщение к исследовательской работе, на организацию социальной деятельности школьников в пределах своего края. Это выражается в том, что у внеклассной работы больше возможностей в осуществлении воспитательных функций каждой дисциплины.

Внеклассная работа проводится в свободное время с целью развития интересов и способностей ребенка, удовлетворения его потребностей в познании, общении, практической деятельности, восстановлении сил и укрепления здоровья.

Формы внеурочной деятельности различаются целями, охватом учащихся, методикой подготовки и проведения внеклассных занятий. Формы развиваются и совершенствуются параллельно уроку.

Одной из форм проведения внеурочной работы может быть экскурсионно-туристическая работа. Экскурсию можно отнести к одним из самых популярных педагогических методик в предоставлении дополнительных знаний.

По содержанию экскурсии подразделяются на тематические и комплексные; по целям - на учебные, производственные, краеведческие и пр.

Экскурсия способствует распространению политических, философских, научных, художественных и других взглядов, идей и теорий. Выполняя функцию пропаганды, каждая экскурсия должна иметь четкую направленность. В основу экскурсии положены принципы пропаганды знаний, научность, идейность, связь с жизнью, доходчивость и убедительность. Эти принципы выражают существо пропаганды, позволяют выделить в ней главное. Их следует рассматривать в совокупности, т.е. во взаимной связи друг с другом.

В практике используется немало различных методов познания: индуктивный, дедуктивный, аналитический, синтетический, методы абстрагирования, аналогии, моделирования, обобщения, эксперимента и др. Все эти методы в той или иной мере используются при проведении экскурсий.

Экскурсионный метод строитсяна примере показа. Показ в экскурсии должен преобладать над рассказом. Таким образом, показ экскурсионных объектов не является простой демонстрацией, это максимально наглядный анализ зрительной информации, получаемый экскурсантами. Особенностью показа является возможность обнаружить те качества объекта, которые незаметны при первом взгляде на предмет. Желательно начинать описание объекта с внешних особенностей, а затем постепенно переходить к анализу его внутреннего содержания. Нередко рассказ является лишь комментарием к зрительной характеристике экскурсионных объектов.

Экскурсия, как форма организации учебно-воспитательной работы, близка к уроку. С некоторым приближением можно считать, что экскурсия - тот же урок, но урок, в непривычной обстановке класса, а в условиях экскурсионного объекта (геологического обнажения, леса, реки и т.д.).

На уроке природа изучается лишь с помощью слова и специальных пособий, а на экскурсии учащиеся имеют дело с натуральными объектами природы.

Во время экскурсий происходит накопление у школьников образных и содержательных представлений о природных и хозяйственных объектах и явлениях, что служит основой для формирования физико-географических и экономико-географических понятий. Знания по физической географии своей местности привлекаются для объяснения многих явлений и процессов в географической оболочке Земли. В этом заключается важная роль экскурсии в осуществлении краеведческого принципа обучения.

С развитием компьютерных технологий школьники имеют возможность путешествовать, побывать на экскурсии через выход в Интернет, а также сравнить результаты своих наблюдений полученных в результате экскурсии, походов, создать свои проекты на компьютере.

Использование экскурсии в учебно-воспитательном, образовательном процессе образовательных учреждений, следует учитывать как возрастные, так и психологические особенности учащихся, а также подготовленность группы к восприятию экскурсионного материала.

19.10.2015 19:37


Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!