СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Традиционные и инновационные подходы к организации экскурсионной деятельности
Т. И. Щербакова, методист МГСЮН
Экскурсия — одна из основных форм культурно-образовательной деятельности в системе школьного и дополнительного образования, в работе музеев и выставочных комплексов. Экскурсия (от лат. excursio — поездка) как форма представления коллекций уходит своими корнями в глубокую древность…
Создание музеев привело к созданию традиционной, проверенной временем, форме культурно-образовательной работы с посетителями — экскурсии.
В соответствии с современными представлениями, «экскурсия — коллективный осмотр музея, достопримечательного места, выставки, объекта природы и т. д. по определенному маршруту под руководством экскурсовода с познавательными, образовательными, научными и воспитательными целями, а также для удовлетворения эстетических потребностей при использовании свободного времени». (Музейные термины // Терминологические проблемы музееведения: Сб. науч. тр. ЦМР. М., 1986. С. 128).
У экскурсии есть ряд характерных признаков.
Экскурсия — это организованная деятельность: она проводится под руководством экскурсовода на определенную тему и по определенному маршруту.
Главный признак — это приоритет зрительного восприятия, которое сопровождается необходимым словесным комментарием и передвижением по заданному маршруту, с целью осмотра экскурсионных объектов с разных сторон, под различным углом зрения, с разного расстояния. Следующий характерный признак экскурсии — это коллективность осмотра, вследствие которого в группе, объединенной общим интересом, создается особая психологическая атмосфера, связанная с совместно переживаемыми эмоциями и возможностью обмена мнениями об увиденном и услышанном. Экскурсия строится с учетом психологических особенностей общения с группой, которая является коллективным партнером по общению. Эти особенности помогают экскурсоводу управлять зрительной, вербальной и моторной активностью экскурсантов.
Экскурсия должна быть адресной и проводиться на основе дифференцированного подхода к группе (школьников, туристов, специалистов, коллег).
В последние десятилетия появился новый подход к музейной и экскурсионной деятельности. С формированием коммуникативной модели музея экскурсию стали рассматривать как специфический вид общения. Подробно такой подход изложен в работах кандидата педагогических наук, ведущего научного сотрудника Российского Института Культурологи М. Ю. Юхневич. Предметом общения во время экскурсии являются ценности культуры, представляющие значимость для всех участников. При этом экскурсия рассматривается как тип ролевого общения, где каждый участник действует в пределах регламента и выполняет роль экскурсовода или экскурсанта. Одновременно экскурсия рассматривается как тип прямого общения, при котором экскурсовод непосредственно общается с аудиторией. Он может корректировать свой рассказ и действия, учитывая реакцию аудитории. Это умение является важным показателем мастерства экскурсовода.
В методической и педагогической литературе по экскурсоведению упоминается три основных типа экскурсий, отличающиеся друг от друга содержанием и организацией:
1. краеведческие экскурсии по местному краю и дальние (экспедиции); 2. музейные; 3. комплексные.
В основу данной классификации положены место нахождения и условия изучения объектов экскурсии.
Различается несколько видов краеведческих экскурсий: топографические, исторические, историко-биографические, военно-исторические, производственные, экологические, эколого-биологические, археологические, литературоведческие, искусствоведческие и т. д.
Целью этих экскурсий является изучение определенного края (памятного места и памятников, объектов природы) в определенном, указанном выше направлении. В то же время каждый вид имеет свои особенности. В качестве примера можно рассмотреть принципы и методику проведения ботанических экскурсий, предложенную кандидатом биологических наук Савиновым И. А. (2006 г.).
Исходя из основных задач, стоящих перед организатором экскурсии, вышеупомянутый автор рекомендует следующие принципы организации ботанических экскурсий: локальный принцип (материал группируется по связи со средой обитания); сезонный принцип (материал группируется по временам года); эколого-биологический принцип (экскурсии типа «растения-хищники или «растения-паразиты»; изучение способов освоения растениями территорий (лианы, эпифиты); экскурсии с использованием методов биоиндикации (лишайники и т.д.); систематический принцип.
Методика ведения ботанической экскурсии предполагает, что она должна быть предварительно подготовлена, поскольку это выезд в лес, парк, заповедник и т. д. Методика содержит следующие положения:
1. выбрана тема и составлен план;
2. обследовано место проведения экскурсии;
3. составлен маршрут по местности;
4. проведена предварительная беседа с участниками, на которой четко определена для них цель и задачи экскурсии, обращено внимание на важность ведения полевого дневника, флористической тетради;
5. на экскурсии рекомендуется говорить лишь о тех растениях, которые можно показать;
6. владеть техникой демонстрации растений (предложить участнику взять в руки растение или часть его, использовать рисунки и фотографии редких и исчезающих видов растений);
7. способствовать активности участников экскурсии, поддерживать интерес и мотивацию при помощи беседы;
8. закрепить материал, полученный в ходе экскурсии, провести заключительную беседу.
В качестве еще одного более развернутого варианта организации экскурсии можно рассмотреть методические рекомендации по теме «Жизнь птиц и млекопитающих зимой» (Биологические экскурсии. М., 1983). Тема экскурсии относится к разделу «Зоология и экология»…
Такие экскурсионные выезды могут быть местного порядка и дальние. Но особенно плодотворно экскурсионная и исследовательская деятельность осуществляется в экспедициях, где участники проводят посильную для них поисковую и научно-исследовательскую работу по заданиям высших учебных заведений, культурно-просветительских учреждений и общественных организаций. Экспедиционные отряды собирают и изучают материалы, которые потом оформляются в виде докладов, сообщений, схем, зарисовок, макетов, коллекций и передаются учреждениям и организациям, чьи задания они выполняли.
Комплексные экскурсии изучают объекты с разных точек зрения…
Комплексные экскурсии могут объединять единой темой показ музейной экспозиции и памятников, находящихся в естественных условиях
Музейные экскурсии проводятся в специально организованном музейном пространстве по экспозиции, выставкам, открытому хранению фондов. Далее приводится классификация музейных экскурсий доктора исторический наук Т. Ю. Юреневой, автора монографии «Музей в мировой культуре» и других исследовательских работ в области истории культуры и музееведения. В соответствии с этой классификацией музейные экскурсии различаются по месту проведения и объектам показа, по характеру тематики, по целевой направленности, по составу экскурсантов…
Для того чтобы у человека возникло желание посетить музей, он должен получить интересную информация и положительные эмоции. Огромная роль в этом принадлежит экскурсоводу.
Экскурсовод должен свободно владеть темой, методикой построения и проведения экскурсии. При этом быть эрудированным, артистичным, доброжелательным собеседником, способным установить контакт с группой и поддерживать его в течение всей экскурсии…
Экскурсионные методы — это система приемов работы экскурсовода с группой на экскурсии. Понятие «метод» более широкое, чем «методический прием». Существует следующая классификация традиционных методов проведения экскурсии…
Методы проведения экскурсии отличаются от методов преподавания на занятиях, так как они обеспечивают приоритет зрительного восприятия и активного диалога между участниками экскурсии. В тех случаях, когда экскурсия строится и проводится на принципах, применяющихся в системе вузовского и школьного образования (обучающая дидактика), экскурсант теряет интерес, а экскурсовод забывает о том, что экскурсия — это отдых, интересная форма досуга.
Экскурсии кроме экскурсоводов проводят научные сотрудники различных специальностей. Экскурсионной деятельностью профессионально занимаются методисты. Они определяют тематику экскурсий, запросы посетителей, оказывают научно-методическую помощь в подготовке экскурсий, обобщают опыт экскурсионной работы.
В связи с формированием коммуникативной модели музея применяются инновационные методы в культурно-образовательной деятельности: проектный метод, ролевая игра, компьютерная викторина, конкурсы-задания, музейные праздники и т. д. Внедряются разнообразные путеводители, которые позволяют посетителям самостоятельно познакомиться с экспозицией музея…
Инновационные методы работы используются в крупных государственных музеях…
Ролевая игра стала утверждаться в зарубежной музейной практике в 1970-е гг. В отечественных музеях эта форма еще не получила широкого распространения…
Многие музеи используют в музейной педагогике метод проектов. Основным требованием к использованию проектного метода является наличие значимой в исследовательском, творческом плане проблемы или задачи…
Для того чтобы культурно-образовательная деятельность была эффективной, учреждения культуры и образования должны, образно говоря, держать руку на пульсе времени и активно сотрудничать друг с другом. При этом важно использовать в работе и традиционные и инновационные формы деятельности. Экскурсия, как и прежде, остается главной, но не единственной формой работы экскурсовода, музейного педагога, учителя, педагога дополнительного образования. Сотрудники музеев и школ, выставочных комплексов и учреждений дополнительного образования должны владеть всеми базовыми формами работы (лекция, консультация, конференция, клуб (кружок, студия), конкурс (олимпиада, викторина), праздник, концерт, встреча с интересным человеком, ролевая игра) c различными группами населения; применять творческий подход к делу, постоянно совершенствовать методы и формы работы.
-80%
© 2019, Зубарев Сергей Викторович 1675