СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

ЭЛЕМЕНТЫ ДЕЛОВОЙ ИГРЫ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ.

Нажмите, чтобы узнать подробности

         Игровая деятельность - одна из ведущих разновидностей деятельности. Феномен игры изучается философами, социологами, психологами, педагогами. В широком смысле игра трактуется как любая деятельность, приносящая удовольствие.

          Игра - единственная центральная деятельность ребенка, имеющая место во все времена и у всех народов. Френк утверждает, что игра для детей - способ научиться тому, чему их никто не может научить. Это способ исследования пространства и времени, вещей и т. д. Включаясь в процесс игры, дети научаются в нашем символическом мире - мире смыслов и ценностей, в то же время, исследуя, экспериментируя. Пиаже полагает, что игра является мостиком между конкретным опытом и абстрактным мышлением, и именно символическая функция игры является максимально важной. В игре происходит разрешение конфликтов и передача чувств. Игра-это произвольная, внутренне мотивированная деятельность, предусматривающая гибкость в решении вопроса о том, как наиболее полно выразить и исследовать свое собственное Я. Ребенок непрерывно открывает себя заново, пересматривая свой образ Я, свои возможности и обязанности, изменения в своих отношениях с миром. Если традиционно образовательный процесс связан с передачей-получением информации, отработкой репродуктивных навыков и познавательным творчеством, то в игре участник сам себе ставит цель, ищет способы ее достижения, отбирает материал, при этом он ответственен не только за свое поведение и результаты, но и за успех всей группы.

     В последнее время в педагогике много говорится о деловой игре.

                    Игровая деятельность выполняет следующие функции:

Развлекательная, являющаяся объективно ее основной функцией (развлечь, доставить удовольствие, воодушевить, пробудить интерес).

Коммуникативная - освоение диалектики межличностного общения и взаимодействия.

Самореализации в игре как полигоне человеческой практики.

Психотерапевтическая - преодоление различных трудностей, возникающих в других видах жизнедеятельности человека.

Диагностическая - определение отклонений от нормативного поведения, самопознание в процессе игры.

Коррекционная - внесение позитивных изменений в структуру личности.

Социализации - включение в систему общественных отношений, усвоение человеком норм человеческого общежития.

                   По характеру педагогического процесса выделяются следующие группы игр:

 обучающие,

 тренировочные,

 контролирующие и обобщающие;

 познавательные, воспитательные и развивающие;

 репродуктивные,

продуктивные и творческие;

 коммуникативные,

 диагностические,

 профориентационные и психотехнические.

                  Обширна типология педагогических игр по характеру игровой методики:

 игры-соревнования,

сюжетные,

ролевые,

 деловые,

игры-драматизации.

                  Технология деловой игры состоит из следующих этапов:

        Этап подготовки. Подготовка деловой игры начинается с разработки сценария. В содержание сценария входят: учебная цель занятия, описание изучаемой проблемы, обоснование поставленной задачи, план деловой игры, общее описание процедуры игры, содержание игровой ситуации и характеристики действующих лиц.

        Далее идет ввод в игру, ориентация участников и экспертов. Определяется режим работы, формируется главная цель занятия, обосновывается постановка проблемы и выбора ситуации. Выдаются пакеты материалов, инструкций, правил, установок. Собирается дополнительная информация. При необходимости участники игры обращаются к ведущему и экспертам за консультацией. Вводятся запреты: на отказ от полученного по жребию задания, на выход из игры, на пассивное отношение, на подавление активности другого, на нарушение регламента игры, на нарушение этики поведения. Этап проведения игры. С момента начала игры никто не имеет права вмешиваться и изменять ее ход. Только ведущий может корректировать действия участников, если они уходят от главной цели игры.

        На этапе проведения вначале проходит групповая работа над общим заданием (работа с источниками, тренинг, мозговой штурм и т. п.), а затем межгрупповая дискуссия (выступление групп с защитой своего проекта, работа экспертов, выбор общего решения проблемы).

        Этап анализа, обсуждения и оценки результатов игры. В заключение учитель констатирует достигнутые результаты, отмечает ошибки в предложенных решениях и действиях каждой группы, формулируется окончательный итог занятия.

Многие деловые игры могут быть использованы при изучении различных тем , поскольку содержат в себе лишь некую модель.

 

       Систему учебно-деловых игр, направленную на развитие функции самореализации личности учащихся, образуют две группы учебно-деловых игр. Только их единство может обеспечить гармоническое развитие всех компонентов развития функции самореализации личности учащихся. Соответственно, в процессе проведения этих игр развиваются основные способности личности: самостоятельность, свобода и творчество.

       Первая группа учебно-деловых игр включает в себя игры, ориентированные на рост мотивации учения, познавательного интереса, а также включение учащихся в самостоятельную деятельность. Они предполагают направленность на формирование у учащихся положительного отношения к предмету, уверенности в своих силах. Учебно-деловые игры данной группы направлены не только на формирование знаний и умений по предмету, но и выявление и раскрытие личностного потенциала' учащихся, осознание ими собственной значимости при включении в «реальные жизненные ситуации», требующие разрешения возникающих проблем и задач. Этому способствует создание в учебно-деловых играх ситуаций самостоятельности действий (первого типа ситуации самореализации), ориентированных на стремление личности своими силами продвигаться к цели, решение поставленных профессиональных проблем; самооценку себя и других через призму собственных убеждений, выработку личностной позиции, побуждение к самостоятельной деятельности и саморегуляции.

Таким образом, на первом этапе проведения данной группы в системе учебно-деловых игр решаются следующие задачи: 1) развитие мотивов осознания самоценности и значимости ученика; 2) развитие способности к целенаправленности и целеустремленности в действиях и поступках; 3) развитие навыков рациональной организации деятельности (планирование, направленность и т. д.); 4) совершенствование приемов самостоятельной деятельности, направленной на развитие способности к рефлексии своих возможностей и способностей. Кроме того, вырабатывается осознание учащимися жизненной необходимости в знании своих возможностей и способностей, важность их применения для самореализации в практической жизни; у учащихся появляется положительное отношение к работе в коллективе и важность того, чтобы учащиеся видели значимость совместной деятельности как важнейшего аспекта в установлении межличностного взаимодействия, а в соответствии с этим выбор партнера, в соответствии с его личностными качествами и умением помочь при выполнении задания.

       Вторая группа учебно-деловых игр системы предполагает игры, требующие от учащихся не только проявления самостоятельности в получении предметных знаний и умений, оценку своих возможностей, но и независимости в процессе достижения цели, отстаивания своей позиции. Этому способствует создание в учебно-деловых играх ситуаций свободы выбора и принятия решений (второго типа ситуации самореализации), ориентированных на создание условий для про-явления эмоций и воли; обмена информацией и мнениями; совместного обсуждения, ведение диалога, при котором работа каждого из учеников обретала бы смысл в контексте деятельности всей группы. Межличностные отношения, складывающиеся в учебно-деловой игре, способствуют развитию у учащихся свободы в выборе ролей (руководство - подчинение) и принятии решений. Поведение в деятельности без контроля со стороны (автономность) требует от учащихся проявления воли и настойчивости в достижении цели.

 

 

 

          Учебно-деловая игра дает возможность:

приобретения школьниками предметно-профессионального и социального опыта, принятия индивидуальных и совместных решений;

формирования познавательной и выявления профессиональной мотивации;

закрепления знаний учащимися, применение их в нестандартной обстановке;

формирования профессионально значимых умений и навыков;

развития теоретического и практического мышления;

выработки умений самостоятельного приобретения знаний и навыков добывания информации.

 

        Применение учебно-деловых игр на уроках математики позволяет ученику самостоятельно определять уровень своего участия в деятельности, создаёт условия для творческой реализации способностей, даёт возможность нахождения элементов творчества в учебной деятельности.

 

 

 

Категория: Математика
13.01.2015 18:45


Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!