СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Игровая деятельность - одна из ведущих разновидностей деятельности. Феномен игры изучается философами, социологами, психологами, педагогами. В широком смысле игра трактуется как любая деятельность, приносящая удовольствие.
Игра - единственная центральная деятельность ребенка, имеющая место во все времена и у всех народов. Френк утверждает, что игра для детей - способ научиться тому, чему их никто не может научить. Это способ исследования пространства и времени, вещей и т. д. Включаясь в процесс игры, дети научаются в нашем символическом мире - мире смыслов и ценностей, в то же время, исследуя, экспериментируя. Пиаже полагает, что игра является мостиком между конкретным опытом и абстрактным мышлением, и именно символическая функция игры является максимально важной. В игре происходит разрешение конфликтов и передача чувств. Игра-это произвольная, внутренне мотивированная деятельность, предусматривающая гибкость в решении вопроса о том, как наиболее полно выразить и исследовать свое собственное Я. Ребенок непрерывно открывает себя заново, пересматривая свой образ Я, свои возможности и обязанности, изменения в своих отношениях с миром. Если традиционно образовательный процесс связан с передачей-получением информации, отработкой репродуктивных навыков и познавательным творчеством, то в игре участник сам себе ставит цель, ищет способы ее достижения, отбирает материал, при этом он ответственен не только за свое поведение и результаты, но и за успех всей группы.
В последнее время в педагогике много говорится о деловой игре.
Игровая деятельность выполняет следующие функции:
Развлекательная, являющаяся объективно ее основной функцией (развлечь, доставить удовольствие, воодушевить, пробудить интерес).
Коммуникативная - освоение диалектики межличностного общения и взаимодействия.
Самореализации в игре как полигоне человеческой практики.
Психотерапевтическая - преодоление различных трудностей, возникающих в других видах жизнедеятельности человека.
Диагностическая - определение отклонений от нормативного поведения, самопознание в процессе игры.
Коррекционная - внесение позитивных изменений в структуру личности.
Социализации - включение в систему общественных отношений, усвоение человеком норм человеческого общежития.
По характеру педагогического процесса выделяются следующие группы игр:
обучающие,
тренировочные,
контролирующие и обобщающие;
познавательные, воспитательные и развивающие;
репродуктивные,
продуктивные и творческие;
коммуникативные,
диагностические,
профориентационные и психотехнические.
Обширна типология педагогических игр по характеру игровой методики:
игры-соревнования,
сюжетные,
ролевые,
деловые,
игры-драматизации.
Технология деловой игры состоит из следующих этапов:
Этап подготовки. Подготовка деловой игры начинается с разработки сценария. В содержание сценария входят: учебная цель занятия, описание изучаемой проблемы, обоснование поставленной задачи, план деловой игры, общее описание процедуры игры, содержание игровой ситуации и характеристики действующих лиц.
Далее идет ввод в игру, ориентация участников и экспертов. Определяется режим работы, формируется главная цель занятия, обосновывается постановка проблемы и выбора ситуации. Выдаются пакеты материалов, инструкций, правил, установок. Собирается дополнительная информация. При необходимости участники игры обращаются к ведущему и экспертам за консультацией. Вводятся запреты: на отказ от полученного по жребию задания, на выход из игры, на пассивное отношение, на подавление активности другого, на нарушение регламента игры, на нарушение этики поведения. Этап проведения игры. С момента начала игры никто не имеет права вмешиваться и изменять ее ход. Только ведущий может корректировать действия участников, если они уходят от главной цели игры.
На этапе проведения вначале проходит групповая работа над общим заданием (работа с источниками, тренинг, мозговой штурм и т. п.), а затем межгрупповая дискуссия (выступление групп с защитой своего проекта, работа экспертов, выбор общего решения проблемы).
Этап анализа, обсуждения и оценки результатов игры. В заключение учитель констатирует достигнутые результаты, отмечает ошибки в предложенных решениях и действиях каждой группы, формулируется окончательный итог занятия.
Многие деловые игры могут быть использованы при изучении различных тем , поскольку содержат в себе лишь некую модель.
Систему учебно-деловых игр, направленную на развитие функции самореализации личности учащихся, образуют две группы учебно-деловых игр. Только их единство может обеспечить гармоническое развитие всех компонентов развития функции самореализации личности учащихся. Соответственно, в процессе проведения этих игр развиваются основные способности личности: самостоятельность, свобода и творчество.
Первая группа учебно-деловых игр включает в себя игры, ориентированные на рост мотивации учения, познавательного интереса, а также включение учащихся в самостоятельную деятельность. Они предполагают направленность на формирование у учащихся положительного отношения к предмету, уверенности в своих силах. Учебно-деловые игры данной группы направлены не только на формирование знаний и умений по предмету, но и выявление и раскрытие личностного потенциала' учащихся, осознание ими собственной значимости при включении в «реальные жизненные ситуации», требующие разрешения возникающих проблем и задач. Этому способствует создание в учебно-деловых играх ситуаций самостоятельности действий (первого типа ситуации самореализации), ориентированных на стремление личности своими силами продвигаться к цели, решение поставленных профессиональных проблем; самооценку себя и других через призму собственных убеждений, выработку личностной позиции, побуждение к самостоятельной деятельности и саморегуляции.
Таким образом, на первом этапе проведения данной группы в системе учебно-деловых игр решаются следующие задачи: 1) развитие мотивов осознания самоценности и значимости ученика; 2) развитие способности к целенаправленности и целеустремленности в действиях и поступках; 3) развитие навыков рациональной организации деятельности (планирование, направленность и т. д.); 4) совершенствование приемов самостоятельной деятельности, направленной на развитие способности к рефлексии своих возможностей и способностей. Кроме того, вырабатывается осознание учащимися жизненной необходимости в знании своих возможностей и способностей, важность их применения для самореализации в практической жизни; у учащихся появляется положительное отношение к работе в коллективе и важность того, чтобы учащиеся видели значимость совместной деятельности как важнейшего аспекта в установлении межличностного взаимодействия, а в соответствии с этим выбор партнера, в соответствии с его личностными качествами и умением помочь при выполнении задания.
Вторая группа учебно-деловых игр системы предполагает игры, требующие от учащихся не только проявления самостоятельности в получении предметных знаний и умений, оценку своих возможностей, но и независимости в процессе достижения цели, отстаивания своей позиции. Этому способствует создание в учебно-деловых играх ситуаций свободы выбора и принятия решений (второго типа ситуации самореализации), ориентированных на создание условий для про-явления эмоций и воли; обмена информацией и мнениями; совместного обсуждения, ведение диалога, при котором работа каждого из учеников обретала бы смысл в контексте деятельности всей группы. Межличностные отношения, складывающиеся в учебно-деловой игре, способствуют развитию у учащихся свободы в выборе ролей (руководство - подчинение) и принятии решений. Поведение в деятельности без контроля со стороны (автономность) требует от учащихся проявления воли и настойчивости в достижении цели.
Учебно-деловая игра дает возможность:
приобретения школьниками предметно-профессионального и социального опыта, принятия индивидуальных и совместных решений;
формирования познавательной и выявления профессиональной мотивации;
закрепления знаний учащимися, применение их в нестандартной обстановке;
формирования профессионально значимых умений и навыков;
развития теоретического и практического мышления;
выработки умений самостоятельного приобретения знаний и навыков добывания информации.
Применение учебно-деловых игр на уроках математики позволяет ученику самостоятельно определять уровень своего участия в деятельности, создаёт условия для творческой реализации способностей, даёт возможность нахождения элементов творчества в учебной деятельности.
© 2015, Верещагина Ольга Юрьевна 2709