Доклад "Современный урок математики в совмещённых классах малокомплектной школы"

«Достоинство человека определяется тем, каким путём он идёт к цели». Наша общая цель – крепкий, процветающий Казахстан.

Великий педагог – просветитель Ибрай Алтынсарин писал: «На нашу долю теперь выпало самое ответственное время, когда всё надо ещё создавать, вводить эти нововведения… освещать всё, насколько хватит у нас сил «уменья…» Слова, ставшие девизом просветителей 19 века, актуальны в 21 веке, но на новом витке развития истории. МКШ занимает особое место в системе образования Казахстана, т.к. является не только образовательным учреждением, но и социальным институтом, конструктивным фактором преобразования на селе.

Основной целью модернизации МКШ является создание условий для формирования разносторонне развитой конкурентной на рынках образования и труда современной личности сельского школьника.

Я работаю учителем начальных классов в совмещённых классах и хочу рассказать о том, как я выполняю свои профессиональные задачи, поставленные передо мной современным обществом. Каковы особенности урока математики в совмещенных классах.

Учебный процесс в малокомплектной школе имеет ряд важнейших особенностей, которые обусловлены тем, что уроки в них проводит один учитель одновременно с двумя, тремя, а то и четырьмя классами в одном помещении. Работать учителем в малокомплектной школе, несомненно, труднее и сложнее, чем в обычной школе. Одновременные занятия по математике с несколькими классами требуют от учителя малокомплектной школы выполнения следующих условий:

1. Определение содержания и структуры урока: • соотношение нагрузки на память учащихся и их мышление; • определение объема воспроизводящей и творческой деятельности учащихся; • планирование усвоения знаний в готовом виде (со слов учителя, из учебника, пособия и т.п.) и в процессе самостоятельного поиска; • учет контроля, анализа и оценки деятельности школьников. 2. Особенности самоорганизации учителя: • подготовленность к уроку и главное - осознание психологической цели, внутренняя готовность к ее осуществлению; • педагогический такт (случаи проявления); • психологический климат на уроке (поддержание атмосферы радостного, искреннего общения, деловой контакт и др.).

Организация познавательной деятельности учащихся на уроке осуществляется через: 1. Определение мер для обеспечения условий продуктивной работы мышления и воображения учащихся: • планирование путей восприятия учениками изучаемых объектов и явлений, их осмысления; • использование установок в форме убеждения, внушения; • планирование условий устойчивого внимания и сосредоточенности учащихся; • использование различных форм работы для актуализации в памяти учащихся ранее усвоенных знаний и умений, необходимых для восприятия новых (беседа, индивидуальный опрос, упражнения по повторению); 2. Организация деятельности мышления и воображения учащихся в процессе формирования новых знаний и умений; • определение уровня сформированности знаний и умений у учащихся (на уровне конкретно-чувственных представлений, понятий, обобщающих образов, "открытий", формулирования выводов); • опора на психологические закономерности формирования представлений, понятий, уровней понимания, создания новых образов в организации мыслительной деятельности и воображении учащихся; • планирование приемов и форм работы, обеспечивающих активность и самостоятельность мышления учащихся; • использование различных видов творческих работ учащихся (объяснение цели работы, условий ее выполнения, обучение отбору и систематизации материала, а также обработке результатов и оформлению работы); 3. Закрепление результатов работы: • формирование навыков путем упражнений; • обучение переносу ранее усвоенных умений и навыков на новые условия работы, предупреждение механического переноса. Развитию интереса к учению, творчеству у учащихся способствуют обучающие технологии, позволяющее разнообразить формы и средства обучения, повышающее творческую активность учащихся. Эти технологии и даже постоянно используемые их элементы, выстроенные системно, помогают рационально организовать учебный процесс, применить личностно-ориентированный подход, активно использовать ТСО и ИКТ, Интернет – технологии, создают условия для активной собственной познавательной деятельности учащихся, создают “ситуации успеха ”, развивают самоконтроль и взаимоконтроль.

Опыт моей работы показывает, что моделирование уроков математики в различных технологиях – дело не простое. Технологию Ж.А.Караева можно считать развивающей. Так как она дает возможность каждому ученику совершенствоваться по своей траектории развития. На мой взгляд, формирование ответственного отношения к своему здоровью – необходимое условие успешности современного человека. Здоровье сберегающий подход необходим на всех этапах урока, поскольку предусматривает чёткое чередование видов деятельности. Проблемное обучение можно использовать на этапах сообщения темы и целей урока и самостоятельной работы учащихся. Например, создаю проблемную ситуацию на уроке – удивление, затруднение. Чтобы у школьника не пропал интерес к учебе, очень важно организовать индивидуальный подход: учить работать самостоятельно, развивать воображение, творческое мышление, умение наблюдать, анализировать, сравнивать, обобщать, проявлять инициативу, дифференцировать свои интересы, рационально использовать время. Преимущество индивидуальной формы обучения в том, что есть контакт с учеником и всегда можно исправить ошибки и отметить успехи. Использование информационно-коммуникативных технологий дает возможность использовать компьютерные презентации, интерактивные доски на уроках математики. Применяя игровые технологии на уроках, мы способствуем форме обучения естественной и гуманной для ребенка. Обучая посредством игры, мы учим детей не так, как нам, взрослым, удобно дать учебный материал, а как детям удобно и естественно его взять. Игровую деятельность можно использовать в следующих случаях: После освоения понятия, темы и даже раздела учебного предмета (урок-игра «Мы идём в цирк», урок – состязание «Зов джуглей», интерактивные игры «Величины», «Клуб любознаек», «Все умеем мы считать»). Удобно использовать на устном счёте. На игру отводится необходимое количество времени. Она позволяет детям работать и двигаться (заменяет физминутку). К тому же каждый ребёнок работает в своём темпе. «Передачка», «Ручеёк» «Пересадки», «Не скажу», «Математическое лото», «Математическая рыбалка», интеллектуальные головоломки, различные тренажёры.

« Кто считает лучше?» Участвуют 2 класса (команды). Каждый член команды получает карточку с числом от 11 до 20. Учитель читает пример. Ученик, у которого на карточке соответствующий результат, встаёт. Тот, кто первым даёт правильный ответ, приносит своей команде очко. Побеждает команда, набравшая больше всех очков.

«Бусы для Белоснежки» Участвует 2-3 класса одновременно. Каждый класс получает ленту с примерами. Последний в команде получает круги с числами в центре. По команде учителя дети по цепочке решают примеры. Последний вместе с решёнными примерами идёт к доске, выставляет круги по порядку ответов. Побеждает команда, выполнившая задание первой.

Например, при проведении устного счета на уроке можно предложить учащимся задания близкие по содержанию.

2 класс

Собирает в корзину числа меньше 90(яблоки)

57, 91, 25, 34, 93, 61, 85, 80

Прочитайте числа? Какое лишнее и почему?

3 класс

Собирает числа, в которых отсутствуют десятки (груши)

102, 340, 506, 967, 830, 702, 400, 208

Прочитайте числа? Какое лишнее и почему?

При проведении измерений общим может быть задание измерить длину двух отрезков (которые даны на доске или длину полосок, имеющихся у каждого ученика). После этого задания дифференцируются в зависимости от класса.

1 класс

Начертить отрезки в тетради.

Вычисли их сумму.

2 класс

Начертить с данными отрезками

прямоугольник. Вычисли его периметр.

3 класс

Начертить с данными отрезками

прямоугольник. Вычисли его площадь.

Такая организация работы на уроке развивает интерес у детей к математике и способствует непроизвольному и более быстрому усвоению программного материала всеми учениками.

На однотемных уроках можно использовать : практические работы по измерению, по взвешиванию, чтение и запись многозначных чисел(нумерация), устный счет, работа с геометрическим материалом, логические задания.

При проведении однопредметных уроков (математика проводится одновременно во всех классах) учителю легче переключать внимание при переходе от одного класса к другому, однородный материал меньше отвлекает детей во время их самостоятельной работы. Кроме того, создаются условия для организации общей работы детей всех классов.

В классах-комплектах необходимо больше, чем в обычных классах, уделять внимания умению школьников самостоятельно работать. Самостоятельная работа развивает активность детей, формирует произвольное внимание, учит сосредоточенно заниматься своим делом, игнорируя происходящее вокруг.

Современный урок математики для ребенка радостный, без принуждения – возможен, если в своей работе педагог использует инновационные технологии. Урок математики должен быть плотным, настрой детей на нём – деловой. Содержательным и продуманным, с чёткой постановкой проблемных вопросов или с созданием проблемных ситуаций, в разрешении которых организовано сотрудничество «сильных» и «слабых» учащихся, детей разных возрастов. Учить небольшой коллектив разновозрастных ребят намного интереснее, чем одного ученика в классе.

Таким образом, уроки математики в начальной малокомплектной школе имеют свою специфику, которая влияет на организацию учебно-воспитательного процесса. При одновременных занятиях с несколькими классами я выделила некоторые особенности (т.е сложности):

1.Учитель работает с классом лишь половину (или менее) урока, а в остальное время дети работают самостоятельно. Готовя детей к выполнению работы самостоятельно, надо поставить цель разъяснить учащимся методы выполнения самостоятельной работы, а если необходимо, то дать образец работы. Особое внимание стараюсь уделять слабым ученикам, по возможности дать им дополнительные разъяснения, а для сильных учащихся (их в данное время немного) подготовить дополнительные задания повышенной трудности.

2. При выполнении самостоятельной работы дети лишены возможности получить немедленную помощь со стороны учителя, так как учитель в это время занят другим классом (особенно, когда работаешь с 1 классом)

3. Учащиеся не могут спокойно работать самостоятельно при наличии помех со стороны другого класса, так как в это время в другом классе может идти беседа, объяснение и т.д.

4. При работе с несколькими классами я использую те же виды самостоятельной работы, что и при работе с одним классом, так как для малокомплектных школ нет никакой специальной методической литературы. Поэтому нам приходится приготавливать к уроку много дидактического материала (различных таблиц, карточек, заданий).

5. Нехватка времени на уроке для выполнения логических задач, упражнений.

Проблема разновозрастного обучения очень актуальна в современных условиях работы малочисленной сельской школы. Она решает не только задачи обучения детей, но и выживание сельской школы в целом. Наши дети - это будущее государства, а престиж учителя - инвестиции, которые окупятся сторицей.

«Достоинство человека определяется тем, каким путём он идёт к цели». Наша общая цель – крепкий, процветающий Казахстан.

Великий педагог – просветитель Ибрай Алтынсарин писал: «На нашу долю теперь выпало самое ответственное время, когда всё надо ещё создавать, вводить эти нововведения… освещать всё, насколько хватит у нас сил «уменья…» Слова, ставшие девизом просветителей 19 века, актуальны в 21 веке, но на новом витке развития истории. МКШ занимает особое место в системе образования Казахстана, т.к. является не только образовательным учреждением, но и социальным институтом, конструктивным фактором преобразования на селе.

Основной целью модернизации МКШ является создание условий для формирования разносторонне развитой конкурентной на рынках образования и труда современной личности сельского школьника.

Я работаю учителем начальных классов в совмещённых классах и хочу рассказать о том, как я выполняю свои профессиональные задачи, поставленные передо мной современным обществом. Каковы особенности урока математики в совмещенных классах.

Учебный процесс в малокомплектной школе имеет ряд важнейших особенностей, которые обусловлены тем, что уроки в них проводит один учитель одновременно с двумя, тремя, а то и четырьмя классами в одном помещении. Работать учителем в малокомплектной школе, несомненно, труднее и сложнее, чем в обычной школе. Одновременные занятия по математике с несколькими классами требуют от учителя малокомплектной школы выполнения следующих условий:

1. Определение содержания и структуры урока: • соотношение нагрузки на память учащихся и их мышление; • определение объема воспроизводящей и творческой деятельности учащихся; • планирование усвоения знаний в готовом виде (со слов учителя, из учебника, пособия и т.п.) и в процессе самостоятельного поиска; • учет контроля, анализа и оценки деятельности школьников. 2. Особенности самоорганизации учителя: • подготовленность к уроку и главное - осознание психологической цели, внутренняя готовность к ее осуществлению; • педагогический такт (случаи проявления); • психологический климат на уроке (поддержание атмосферы радостного, искреннего общения, деловой контакт и др.).

Организация познавательной деятельности учащихся на уроке осуществляется через: 1. Определение мер для обеспечения условий продуктивной работы мышления и воображения учащихся: • планирование путей восприятия учениками изучаемых объектов и явлений, их осмысления; • использование установок в форме убеждения, внушения; • планирование условий устойчивого внимания и сосредоточенности учащихся; • использование различных форм работы для актуализации в памяти учащихся ранее усвоенных знаний и умений, необходимых для восприятия новых (беседа, индивидуальный опрос, упражнения по повторению); 2. Организация деятельности мышления и воображения учащихся в процессе формирования новых знаний и умений; • определение уровня сформированности знаний и умений у учащихся (на уровне конкретно-чувственных представлений, понятий, обобщающих образов, "открытий", формулирования выводов); • опора на психологические закономерности формирования представлений, понятий, уровней понимания, создания новых образов в организации мыслительной деятельности и воображении учащихся; • планирование приемов и форм работы, обеспечивающих активность и самостоятельность мышления учащихся; • использование различных видов творческих работ учащихся (объяснение цели работы, условий ее выполнения, обучение отбору и систематизации материала, а также обработке результатов и оформлению работы); 3. Закрепление результатов работы: • формирование навыков путем упражнений; • обучение переносу ранее усвоенных умений и навыков на новые условия работы, предупреждение механического переноса. Развитию интереса к учению, творчеству у учащихся способствуют обучающие технологии, позволяющее разнообразить формы и средства обучения, повышающее творческую активность учащихся. Эти технологии и даже постоянно используемые их элементы, выстроенные системно, помогают рационально организовать учебный процесс, применить личностно-ориентированный подход, активно использовать ТСО и ИКТ, Интернет – технологии, создают условия для активной собственной познавательной деятельности учащихся, создают “ситуации успеха ”, развивают самоконтроль и взаимоконтроль.

Опыт моей работы показывает, что моделирование уроков математики в различных технологиях – дело не простое. Технологию Ж.А.Караева можно считать развивающей. Так как она дает возможность каждому ученику совершенствоваться по своей траектории развития. На мой взгляд, формирование ответственного отношения к своему здоровью – необходимое условие успешности современного человека. Здоровье сберегающий подход необходим на всех этапах урока, поскольку предусматривает чёткое чередование видов деятельности. Проблемное обучение можно использовать на этапах сообщения темы и целей урока и самостоятельной работы учащихся. Например, создаю проблемную ситуацию на уроке – удивление, затруднение. Чтобы у школьника не пропал интерес к учебе, очень важно организовать индивидуальный подход: учить работать самостоятельно, развивать воображение, творческое мышление, умение наблюдать, анализировать, сравнивать, обобщать, проявлять инициативу, дифференцировать свои интересы, рационально использовать время. Преимущество индивидуальной формы обучения в том, что есть контакт с учеником и всегда можно исправить ошибки и отметить успехи. Использование информационно-коммуникативных технологий дает возможность использовать компьютерные презентации, интерактивные доски на уроках математики. Применяя игровые технологии на уроках, мы способствуем форме обучения естественной и гуманной для ребенка. Обучая посредством игры, мы учим детей не так, как нам, взрослым, удобно дать учебный материал, а как детям удобно и естественно его взять. Игровую деятельность можно использовать в следующих случаях: После освоения понятия, темы и даже раздела учебного предмета (урок-игра «Мы идём в цирк», урок – состязание «Зов джуглей», интерактивные игры «Величины», «Клуб любознаек», «Все умеем мы считать»). Удобно использовать на устном счёте. На игру отводится необходимое количество времени. Она позволяет детям работать и двигаться (заменяет физминутку). К тому же каждый ребёнок работает в своём темпе. «Передачка», «Ручеёк» «Пересадки», «Не скажу», «Математическое лото», «Математическая рыбалка», интеллектуальные головоломки, различные тренажёры.

« Кто считает лучше?» Участвуют 2 класса (команды). Каждый член команды получает карточку с числом от 11 до 20. Учитель читает пример. Ученик, у которого на карточке соответствующий результат, встаёт. Тот, кто первым даёт правильный ответ, приносит своей команде очко. Побеждает команда, набравшая больше всех очков.

«Бусы для Белоснежки» Участвует 2-3 класса одновременно. Каждый класс получает ленту с примерами. Последний в команде получает круги с числами в центре. По команде учителя дети по цепочке решают примеры. Последний вместе с решёнными примерами идёт к доске, выставляет круги по порядку ответов. Побеждает команда, выполнившая задание первой.

Например, при проведении устного счета на уроке можно предложить учащимся задания близкие по содержанию.

2 класс

Собирает в корзину числа меньше 90(яблоки)

57, 91, 25, 34, 93, 61, 85, 80

Прочитайте числа? Какое лишнее и почему?

3 класс

Собирает числа, в которых отсутствуют десятки (груши)

102, 340, 506, 967, 830, 702, 400, 208

Прочитайте числа? Какое лишнее и почему?

При проведении измерений общим может быть задание измерить длину двух отрезков (которые даны на доске или длину полосок, имеющихся у каждого ученика). После этого задания дифференцируются в зависимости от класса.

1 класс

Начертить отрезки в тетради.

Вычисли их сумму.

2 класс

Начертить с данными отрезками

прямоугольник. Вычисли его периметр.

3 класс

Начертить с данными отрезками

прямоугольник. Вычисли его площадь.

Такая организация работы на уроке развивает интерес у детей к математике и способствует непроизвольному и более быстрому усвоению программного материала всеми учениками.

На однотемных уроках можно использовать : практические работы по измерению, по взвешиванию, чтение и запись многозначных чисел(нумерация), устный счет, работа с геометрическим материалом, логические задания.

При проведении однопредметных уроков (математика проводится одновременно во всех классах) учителю легче переключать внимание при переходе от одного класса к другому, однородный материал меньше отвлекает детей во время их самостоятельной работы. Кроме того, создаются условия для организации общей работы детей всех классов.

В классах-комплектах необходимо больше, чем в обычных классах, уделять внимания умению школьников самостоятельно работать. Самостоятельная работа развивает активность детей, формирует произвольное внимание, учит сосредоточенно заниматься своим делом, игнорируя происходящее вокруг.

Современный урок математики для ребенка радостный, без принуждения – возможен, если в своей работе педагог использует инновационные технологии. Урок математики должен быть плотным, настрой детей на нём – деловой. Содержательным и продуманным, с чёткой постановкой проблемных вопросов или с созданием проблемных ситуаций, в разрешении которых организовано сотрудничество «сильных» и «слабых» учащихся, детей разных возрастов. Учить небольшой коллектив разновозрастных ребят намного интереснее, чем одного ученика в классе.

Таким образом, уроки математики в начальной малокомплектной школе имеют свою специфику, которая влияет на организацию учебно-воспитательного процесса. При одновременных занятиях с несколькими классами я выделила некоторые особенности (т.е сложности):

1.Учитель работает с классом лишь половину (или менее) урока, а в остальное время дети работают самостоятельно. Готовя детей к выполнению работы самостоятельно, надо поставить цель разъяснить учащимся методы выполнения самостоятельной работы, а если необходимо, то дать образец работы. Особое внимание стараюсь уделять слабым ученикам, по возможности дать им дополнительные разъяснения, а для сильных учащихся (их в данное время немного) подготовить дополнительные задания повышенной трудности.

2. При выполнении самостоятельной работы дети лишены возможности получить немедленную помощь со стороны учителя, так как учитель в это время занят другим классом (особенно, когда работаешь с 1 классом)

3. Учащиеся не могут спокойно работать самостоятельно при наличии помех со стороны другого класса, так как в это время в другом классе может идти беседа, объяснение и т.д.

4. При работе с несколькими классами я использую те же виды самостоятельной работы, что и при работе с одним классом, так как для малокомплектных школ нет никакой специальной методической литературы. Поэтому нам приходится приготавливать к уроку много дидактического материала (различных таблиц, карточек, заданий).

5. Нехватка времени на уроке для выполнения логических задач, упражнений.

Проблема разновозрастного обучения очень актуальна в современных условиях работы малочисленной сельской школы. Она решает не только задачи обучения детей, но и выживание сельской школы в целом. Наши дети - это будущее государства, а престиж учителя - инвестиции, которые окупятся сторицей.

05.04.2015 18:07


Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей