СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Размышляя над этим вопросом, я сочла правильным обратиться к законодательным трудовым документам, определяющим педагогическую деятельность.
Много лет работая в ДОУ, я провожу различные исследования: анкетирование, диагностику психического и физического развития воспитанников, пишу проекты, предоставляю разные показатели для мониторингов.
Но является ли это исследовательской деятельностью? Входит ли эта работа в круг моих обязанностей? Слово «научная» не употребляю вообще.
Педагогическая деятельность как понятие имеет множество разных трактовок, но в целом, они совпадают по своей сути. Вот что получилось у меня, исходя из нескольких формулировок.
Педагогическая деятельность-это целенаправленный способ взаимодействия педагога с воспитуемыми, в ходе которого создаются оптимальные и гуманистические условия для воспитания и саморазвития личности ( по Власовой Т.И.);
деятельность педагога по воспитанию, образованию, обучению детей, направленная на их развитие, формирование и воспитание …(Словарь ключевых понятий и определений. 2017 г.);
разновидность профессиональной деятельности, направленная на передачу социокультурного опыта посредством обучения и воспитания…(По Крившенко);
особый вид общественно необходимого труда взрослых, сознательно направленного на подготовку подрастающего поколения к жизни в соответствии с социально-экономическими, нравственными, эстетическими целями.(Педагогический тезаурус);
процесс управления и организации деятельностью воспитанников или коллектива, направленный на воспитание и развитие подростков…
В современной литературе педагогическая деятельность определяется как система воспитывающих и обучающих воздействий педагога на ребёнка с целью обеспечения личностного, интеллектуального, деятельностного развития, одновременно являющихся основой его саморазвития и самосовершенствования.
И нигде не говорится ни о каких научно- исследовательских работах педагога!
Так же и компонентыпедагогической деятельности: конструктивный, организаторский и коммуникативный - при пристальном изучении не обнаруживают в себе научно- исследовательской деятельности.
Нигде в определении деятельности педагога не говорится о научно-исследовательской работе педагога в образовательном учреждении.
То же подтверждает и законодательство об образовании:Конец формыТак же и Рассмотрек
Можно выделить основные (общие) обязанности педагогических работников:
- соблюдать действующее российское законодательство.;
- обеспечивать качественное проведение учебного и воспитательного процесса, высокую эффективность педагогической и методической деятельности;
- соблюдать все требования, предъявляемые к педагогическим работникам в тарифно-квалификационных характеристиках…;
- обеспечивать качественное освоение обучающими образовательных программ и выполнение государственных образовательных стандартов в соответствии с учебным планом и графиком занятий;
- строго следовать профессиональной этике;
- систематически повышать свою профессиональную квалификацию;
- развивать у обучающихся (воспитанников) самостоятельность, инициативу, творческие способности, а также содействовать гражданам с отклонениями благоприятных психолого-педагогических условий для получения ими образования;
- формировать у обучающихся (воспитанников) здоровый образ жизни, вести профилактику вредных привычек;
- уважать, защищать и обеспечивать права, свободы и законные интересы обучающегося (воспитанника)…;
- обновлять образовательные программы, учебные планы;
- осуществлять контроль успеваемости…;
- содействовать формированию и подержанию благоприятного морально-психологического климата среди обучающихся (воспитанников) и в целом в коллективе… работников образовательного учреждения.
А вот из обязанностей педагогических работников
высших учебных заведений явно вытекают обязанности профессорско-преподавательского состава активно заниматься научной деятельностью!
Некоторые выдержки подтверждают мою мысль: соблюдать этику в соответствии с долгом ученого, «заключающимся в проведении исследовательской деятельности на основе добросовестного поиска истины»;
Необходимо, чтобы преподавательская, исследовательская и научная деятельность проводилась в полном соответствии с этическими и профессиональными нормами и была нацелена, по возможности, на решение современных проблем, стоящих перед обществом, а также обеспечивала сохранение исторического и культурного наследия мира…;
осуществлять исследовательскую и научную деятельность на основе честного поиска знаний, должным образом обеспечивая доказательность, беспристрастность суждений и добросовестность при сообщении результатов;
обеспечивать, чтобы исследовательская деятельность осуществлялась в соответствии с законами и нормами того государства, в котором она проводится, чтобы она не нарушала международных правовых актов в области прав человека и чтобы се результаты и данные, на которых она основывается, были реально доступными для ученых и исследователей в принимающем учреждении, за исключением тех случаев; когда информация могла бы поставить под угрозу респондентов или когда гарантируется анонимность…
Безусловно, научно-исследовательской работой должны заниматься ученые-педагоги.
© 2021, Митрошкина Полина Юрьевна 995