СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Обучение в сотрудничестве - одна из инновационных педагогических технологий, представляющая особый интерессреди педагогических технологий, направленных на реализацию личностно-ориентированного подхода.Технология сотрудничества основана на сотворчестве, содружестве участников педагогического процесса и направлена на создание условий для учебного взаимодействия некоторого количества обучающихся с целью совместного усвоения учебного материала.Обучение в сотрудничестве относится к технологиям гуманистического направления в педагогике.
Сотрудничать -значит работать вместе, принимать участие в общем деле.
Основная идея этой технологии - создать условия для активной совместной учебной деятельности учащихся в разных учебных ситуациях, создавая условия для развития у учащихся способности усвоения нового опыта, вовлекая их в поисковую, групповую или коллективную деятельность. Если в таких случаях объединить ребят в небольшие группы и дать им общее задание, оговорив роль каждого ученика группы в выполнении этого задания, то возникает ситуация, в которой каждый отвечает не только за результат своей работы, а за результат всей группы.
Роли распределяются самими учащимися при обучении в сотрудничестве, учитель только может дать свои рекомендации.
Учащиеся меняются ролями, они все могут бытьэкспертами, хранителями времени или докладчиками в игре. В группах по 8 человек, но их можно сократить.
Роль контролёра и организатора может выполнять учитель. Функция учителя: организовать сотрудничество и управлять поисковой работой учащихся. Учитель старается помочь, как старший коллега, организатор сотрудничества, консультант.
Главная идея обучения в сотрудничестве - учиться вместе в группе, а не просто что-то выполнять вместе. Перед учащимися ставится задача (цель), которую они могут достичь только совместными усилиями. Для решения общей задачи у каждого ученика группы есть только часть общей информации.
Существует много разнообразных вариантов обучения в сотрудничестве, но непременное условие - это четкое, последовательное соблюдение основных принципов обучения в сотрудничестве:
- группы учащихся формируются учителем с учетом психологической совместимости детей. При этом в каждой группе должен быть сильные, средние и слабые ученики, девочки и мальчики. Если группа на уроках работает слаженно, дружно, нет необходимости менять её состав;
- группе дается одно задание, но при его выполнении предусматривается распределение ролей между участниками группы;
- оценивается работа не одного ученика, а всей группы, подписи членов группы под каждой сдаваемой работой обязательны (т.е. оценка ставится одна на всю группу);
- оцениваются работа всех учащихся и важно, что оцениваются не столько знания, сколько усилия учащихся. При этом в ряде случаев можно предоставить учащимся возможность самим оценить результаты своего труда;
- учитель сам выбирает ученика (учеников) группы, который должен отчитаться за задание. Это может быть и слабый ученик.
Варианты обучения в сотрудничестве.
1. Обучение в команде.
Этот метод уделяет особое внимание личной ответственности каждого члена группы за собственные успехи и успехи своих товарищей, групповым целям и успеху всей группы.
Обучение в команде сводится к трем основным принципам:
1) получение награды учащимися за совместную учебно-познавательную, творческую и прочую деятельность учащихся в группе, команде.
2) личная (персональная) ответственность каждого ученика означает, что успех или неуспех всей группы зависит от удач или неудач каждого ее члена.
3) равные возможности для достижения успеха означают, что каждый учащийся приносит очки своей группе, которые он зарабатывает путем улучшения своих собственных предыдущих результатов.
2. Индивидуально-групповая работа при организации обучения в сотрудничестве.
Ученики разбиваются на группы по четыре человека (обязательно разные по уровню обученности, девочки и мальчики. Организуется работа по формированию ориентировочной основы действий (но для каждого ученика).
3. Командно-игровая работа.
4.Другой подход в организации обучения в сотрудничестве был разработан профссоромElliotAronson в 1978 г. и назван Jigsaw
(в дословном переводе с английского - ажурная пила, машинная ножовка). В педагогической практике такой подход именуется сокращенно "пила".
Учащиеся организуются в группы по 4-6 человек для работы над учебным материалом, который разбит на фрагменты (логические или смысловые блоки). Это должно быть вполне естественное обсуждение, стимулируемое учителем лишь в крайних случаях.
5.В 1986 г. R.Slavin разработал модификацию этого метода "Пила -2"(Jigsaw-2), который предусматривал работу учащихся группами в 4-5 человек.
Вместо того, чтобы каждый член группы получал отдельную часть общей работы, вся команда работала над одним и тем же материалом, при этом каждый член группы получал свою подтему, которую разрабатывал особенно тщательно и становился в ней экспертом.
6. LearningTogether (Учимся вместе) разработан в университете штата Миннесота в 1987 году (DavidJohnson, RogerJohnson).
Класс разбивается на однородные (по уровню обученности) группы в 3-4 человека. Каждая группа получает одно задание, которое является подзаданием какой-либо большой темы, над которой работает весь класс. Например, весь класс работает над темой «Путешествие». Все вместе вырабатывают маршрут и вид путешествия. Тогда каждой группе дается задание подготовить свою часть: разработать программу пребывания группы туристов или официальной делегации в конечной точке маршрута; заказать билеты для всей группы, гостиницу; подготовить багаж и т.д. В результате совместной работы отдельных групп и всех групп в целом достигается усвоение всего материала.
Эффективные инновационные технологии при обучении учат учащихся самостоятельно пополнять свои знания, развивает у них познавательную активность, ориентирует на активное, творческое освоение материала и логическое мышление, способствует мотивации и саморазвитию, а также культуре общения.
Обучающиеся должны:
взаимодействовать в группе с любым партнером;
работать активно, серьезно относиться к порученному заданию;
вежливо и доброжелательно общаться;
испытывать чувство ответственности не только за собственные успехи, но и за успехи своих партнеров, всей группы;
полностью осознать, что совместная работа в группе – это серьезный и ответственный труд.
Учитель приобретает новую, не менее важную для учебного процесса роль - роль организатора самостоятельной учебно-познавательной, коммуникативной, творческой деятельности учащихся при обучении в сотрудничестве. У него появляется значительно больше возможностей усилить мотивацию обучения, индивидуализировать и дифференцировать процесс обучения, использовать возможности межличностной коммуникации учащихся в процессе их совместной деятельности. При этом в отличие от других технологий обучения учитель является полноправным участником процесса обучения.
© 2021, Митрошкина Полина Юрьевна 774