СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Эссе на тему "Правовая защита работников образования"
В настоящее время идет динамичный процесс развития российской системы образования. Общество стремится совершенствовать сферу образования, и с каждым годом растет показатель образованности населения. Во всем этом важную роль играют педагогические работники общеобразовательных школ, так как именно они задействованы в начальном этапе образовательного процесса, а именно накладывают образовательную основу в сознании ребенка и дают ему информационное воспитание.
Правительство Российской Федерации на федеральном и региональном уровнях организовывает большое количество мероприятий, направленных на поддержку деятельности педагогов и их развития в образовательной сфере. Педагогические работники имеют возможности для самореализации.
Общество требует с педагогов качественного выполнения обязанностей и компетентной работы, а об их законных интересах часто забывают. И тогда встает вопрос: какие права и свободы есть у педагогических работников в общеобразовательных организациях кроме основных, и каким образом педагог может защитить свои права и отстоять законные интересы в условиях конфликта?
Правовой статус педагогического работника – это совокупность прав и свобод (в том числе академических прав и свобод), трудовых прав, социальных гарантий и компенсаций, ограничений, обязанностей и ответственности, которые установлены законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации. В Российской Федерации признается особый статус педагогических работников в обществе и создаются условия для осуществления ими профессиональной деятельности.
Педагогическим работникам в Российской Федерации предоставляются права и свободы, меры социальной поддержки, направленные на обеспечение их высокого профессионального уровня, условий для эффективного выполнения профессиональных задач, повышение социальной значимости, престижа педагогического труда.
Правовая защита – это комплекс мер, направленных на восстановление нарушенных прав граждан и юридических лиц. Такие меры могут осуществляться как в судебном, так и во внесудебном порядке. Для наиболее эффективной правовой защиты необходимо обладать специфическими знаниями в области права.
Права и обязанности педагогических работников, как правило, регламентируются (устанавливаются и охраняются) международным законодательством, законодательством Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, а также локальными нормативно-правовыми актами. Виды, сущность и содержание этих прав и обязанностей обусловлены самой природой педагогической деятельности, её ролью и значением в жизни общества и государства. Круг этих прав и обязанностей постоянно расширяется вследствие развития общественных отношений, что в свою очередь способствует возникновению новых имущественных и неимущественных прав и обязанностей педагогических работников.
Нормативно-правовую основу правового статуса педагогического работника составляют:
1) Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» – регулирует общественные отношения, возникающие в сфере образования в связи с реализацией права на образование, обеспечением государственных гарантий прав и свобод человека в сфере образования и созданием условий для реализации права на образование; устанавливает правовые, организационные и экономические основы образования в Российской Федерации, основные принципы государственной политики Российской Федерации в сфере образования, общие правила функционирования системы образования и осуществления образовательной деятельности, определяет правовое положение участников отношений в сфере образования.
2) Трудовой кодекс Российской Федерации – устанавливает права и обязанности работника и работодателя, регулирует вопросы охраны труда, профподготовки, переподготовки и повышения квалификации, трудоустройства, социального партнерства. Закрепляются правила оплаты и нормирования труда, порядок разрешения трудовых споров.
3) Гражданский Кодекс Российской Федерации – регулирует гражданско-правовые отношения, имеет приоритет перед другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами в сфере гражданского права. Указанный приоритет установлен в самом Гражданском кодексе.
4) Рекомендации МОТ/ЮНЕСКО о положении учителей – первый международный документ о правовом статусе работников образования. В нем закреплены права и обязанности учителей, а также международные нормы, касающиеся их подготовки, повышения квалификации, приема на работу и условий труда.
Права и обязанности педагогического работника условно можно разделить на общие, установленные законодательством для всех субъектов трудовых отношений (ст. 21–22, 212, 214, 219 Федерального закона «Трудового кодекса Российской Федерации» (далее «ТК РФ»), и специальные (академические, трудовые и социальные), установленные применительно к педагогическим работникам.
Педагогические работники пользуются следующими академическими правами и свободами:
– свобода преподавания, свободное выражение своего мнения, свобода от вмешательства в профессиональную деятельность;
– свобода выбора и использования педагогически обоснованных форм, средств, методов обучения и воспитания;
– право на творческую инициативу, разработку и применение авторских программ и методов обучения и воспитания в пределах реализуемой образовательной программы, отдельного учебного предмета, курса, дисциплины (модуля);
– право на выбор учебников, учебных пособий, материалов и иных средств обучения и воспитания в соответствии с образовательной программой и в порядке, установленном законодательством об образовании;
– право на участие в разработке образовательных программ, в том числе учебных планов, календарных учебных графиков, рабочих учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), методических материалов и иных компонентов образовательных программ;
– право на осуществление научной, научно-технической, творческой, исследовательской деятельности, участие в экспериментальной и международной деятельности, разработках и во внедрении инноваций;
– право на бесплатное пользование библиотеками и информационными ресурсами, а также доступ в порядке, установленном локальными нормативными актами организации, осуществляющей образовательную деятельность, к информационно-телекоммуникационным сетям и базам данных, учебным и методическим материалам, музейным фондам, материально-техническим средствам обеспечения образовательной деятельности;
– право на бесплатное пользование образовательными, методическими и научными услугами организации, осуществляющей образовательную деятельность, в порядке, установленном законодательством Российской Федерации или локальными нормативными актами;
– право на участие в управлении образовательной организацией, в том числе в коллегиальных органах управления, в порядке, установленном уставом этой организации;
– право на участие в обсуждении вопросов, относящихся к деятельности образовательной организации, в том числе через органы управления и общественные организации;
– право на объединение в общественные профессиональные организации в формах и в порядке, которые установлены законодательством Российской Федерации;
– право на обращение в комиссию по урегулированию споров между участниками образовательных отношений;
– право на защиту профессиональной чести и достоинства, на справедливое и объективное расследование нарушения норм профессиональной этики педагогических работников.
Педагогические работники имеют следующие трудовые права и социальные гарантии:
– право на сокращенную продолжительность рабочего времени не более 36 часов в неделю;
– право на дополнительное профессиональное образование по профилю педагогической деятельности не реже чем один раз в три года;
– право на ежегодный основной удлиненный оплачиваемый отпуск, продолжительность которого определяется Правительством Российской Федерации;
– право на длительный отпуск сроком до одного года не реже чем через каждые десять лет непрерывной педагогической работы в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования;
– право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в порядке, установленном законодательством Российской Федерации;
– право на предоставление педагогическим работникам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, вне очереди жилых помещений по договорам социального найма, право на предоставление жилых помещений специализированного жилищного фонда.
– заключение, изменение и расторжение трудового договора;
– предоставление работы, обусловленной трудовым договором;
– рабочее место, соответствующее условиям безопасности труда;
– своевременную и в полном объеме выплату заработной платы в соответствии с квалификацией, сложностью труда, количеством и качеством выполненной работы;
– полную достоверную информацию об условиях труда и требованиях охраны труда на рабочем месте;
– профессиональную подготовку, переподготовку и повышение квалификации;
– участие в деятельности профессионального союза;
– защиту своих трудовых прав, свобод и законных интересов всеми не запрещенными законом способами;
– разрешение индивидуальных и коллективных трудовых споров, включая право на забастовку;
– возмещение вреда, причиненного учителю в связи с исполнением им трудовых обязанностей, и компенсацию морального ущерба;
– ограничение учебной нагрузки, оговариваемой в трудовом договоре (контракте), верхним пределом, определяемым типовым положением об образовательном учреждении соответствующих типа и вида;
– бесплатную жилую площадь с отоплением и освещением в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа);
– первоочередное предоставление жилой площади в установленном законодательством Российской Федерации порядке (размер, условия и порядок возмещения расходов, связанных с предоставлением указанных мер социальной поддержки, устанавливаются законодательными актами субъектов Российской Федерации);
– обязательное социальное страхование;
Права о защите чести, достоинства и деловой репутации включает:
– право требовать по суду опровержения порочащих его честь, достоинство или деловую репутацию сведений, если распространивший такие сведения не докажет, что они соответствуют действительности; Опровержение должно быть сделано тем же способом, которым были распространены сведения о гражданине, или другим аналогичным способом;
– сведения, порочащие честь, достоинство или деловую репутацию гражданина и распространенные в средствах массовой информации, должны быть опровергнуты в тех же средствах массовой информации. Гражданин, в отношении которого в средствах массовой информации распространены указанные сведения, имеет право потребовать наряду с опровержением также опубликования своего ответа в тех же средствах массовой информации;
– в случаях, когда сведения, порочащие честь, достоинство или деловую репутацию гражданина, стали широко известны и в связи с этим опровержение невозможно довести до всеобщего сведения, гражданин вправе требовать удаления соответствующей информации, а также пресечения или запрещения дальнейшего распространения указанных сведений путем изъятия и уничтожения без какой бы то ни было компенсации изготовленных в целях введения в гражданский оборот экземпляров материальных носителей, содержащих указанные сведения;
– если сведения, порочащие честь, достоинство или деловую репутацию гражданина, оказались после их распространения доступными в сети «Интернет», гражданин вправе требовать удаления соответствующей информации, а также опровержения указанных сведений способом, обеспечивающим доведение опровержения до пользователей сети «Интернет»;
– если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда.
В соответствии с Рекомендациями МОТ/ЮНЕСКО о положении учителей следует отметить некоторые важные моменты, касающиеся правового статуса педагога в общеобразовательных организациях:
– учителя должны иметь соответствующий статус, чтобы их профессия была окружена общественным уважением, которого она заслуживает;
– все аспекты подготовки и работы учителей должны быть свободны от какой бы то ни было дискриминации по признаку расы, цвета кожи, пола, религии, политических взглядов, национального или социального происхождения и экономического положения;
– условия работы учителей должны быть максимально благоприятными, чтобы позволять им полностью посвятить себя выполнению своих профессиональных задач;
– любая система инспекции и контроля должна быть организована таким образом, чтобы поощрять учителей и помогать им в выполнении их профессиональных задач, и не должна ограничивать свободу, инициативу и ответственность учителей;
– в тех случаях, когда требуется непосредственная оценка работы учителя, она должна быть объективной и доводиться до сведения учителя;
– учителя должны иметь право обжалования неоправданных, по их мнению, оценок своей работы;
– учителя должны свободно пользоваться всеми гражданскими правами, предоставляемыми всем остальным гражданам, и должны пользоваться правом быть избранными и занимать выборные должности.
За профессиональную деятельность педагогическим работникам, участвующим по решению уполномоченных органов исполнительной власти в проведении государственной итоговой аттестации по образовательным программам основного общего и среднего общего образования в рабочее время и освобожденным от основной работы на период проведения государственной итоговой аттестации обучающихся, выплачивается компенсация.
В качестве материального стимула: с 1 сентября 2020 г. педагогическим работникам федеральных государственных общеобразовательных организаций ежемесячное вознаграждение за выполнение функций классного руководителя в размере 5000 рублей.
Кроме того, свобода выражения своего мнения обеспечивает и свободу преподавания, поскольку это мнение выражается, прежде всего, в рамках преподаваемого предмета. Это означает, что никто, включая администрацию образовательного учреждения, родителей и законных представителей обучающихся, органы власти и местного самоуправления, не вправе пытаться влиять на выражение мыслей, позиций, точек зрения педагога по тем или иным вопросам предмета и сопутствующих тем. Единственное исключение – нарушение педагогом законодательства и норм педагогической этики.
Статья 106 ТК РФ определяет время отдыха как время, в течение которого работник свободен от исполнения трудовых обязанностей и которое он может использовать по своему усмотрению. Статья 107 ТК РФ устанавливает следующие виды времени отдыха:
– перерывы в течение рабочего дня (смены);
– ежедневный (междусменный) отдых;
– выходные дни (еженедельный непрерывный отдых);
– нерабочие праздничные дни;
– отпуска.
Вопрос о законных правах педагогических работников общеобразовательных учреждений и их защите, играет важную роль в современном обществе. Существующий уровень знаний своего правового статуса педагогом не дает ему каких-либо гарантий в том, что его интересы будут соблюдены. На данном этапе стоит отметить тот факт, что, для отстаивания своих законных интересов, нужно не только знать юридические основы по данной сфере, но и уметь ими пользоваться. Другими словами, именно компетентность в использовании нормативно-правовых механизмов в любой сфере дает необходимую правовую защиту. Эффективная реализация своих прав педагогом зависит в том числе от совершенствования педагогических навыков, от его уровня самообразования в правовых аспектах профессиональной деятельности.
Необходимо регулярно интересоваться со всеми нововведениями в законодательстве и обновлять свои правовые знания. Такой подход позволит успешней реализоваться в профессиональной сфере, в случае необходимости продемонстрировать свою компетентность. В конечном счете все это будет способствовать росту престижа профессии педагога, так как педагог в обществе будет подтверждать свое призвание – быть образцом законопослушного и активного гражданина.
Законодательство РФ в разумных пределах наделяет педагогических работников всеми необходимыми и гарантированными правами и свободами. Вопрос об их качественной реализации лежит на самих педагогах и на руководстве образовательной организации (состоящего из педагогических работников), которое в свою очередь должно обеспечивать их реализацию и соблюдение.
© 2025, Озерова Юлия Александровна 80