СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Эссе на тему "Правовая защита работников образования"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Эссе на тему "Правовая защита работников образования"

В настоящее время идет динамичный процесс развития российской системы образования. Общество стремится совершенствовать сферу образования, и с каждым годом растет показатель образованности населения. Во всем этом важную роль играют педагогические работники общеобразовательных школ, так как именно они задействованы в начальном этапе образовательного процесса, а именно накладывают образовательную основу в сознании ребенка и дают ему информационное воспитание.

Правительство Российской Федерации на федеральном и региональном уровнях организовывает большое количество мероприятий, направленных на поддержку деятельности педагогов и их развития в образовательной сфере. Педагогические работники имеют возможности для самореализации.

Общество требует с педагогов качественного выполнения обязанностей и компетентной работы, а об их законных интересах часто забывают. И тогда встает вопрос: какие права и свободы есть у педагогических работников в общеобразовательных организациях кроме основных, и каким образом педагог может защитить свои права и отстоять законные интересы в условиях конфликта?

Правовой статус педагогического работника – это совокупность прав и свобод (в том числе академических прав и свобод), трудовых прав, социальных гарантий и компенсаций, ограничений, обязанностей и ответственности, которые установлены законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации. В Российской Федерации признается особый статус педагогических работников в обществе и создаются условия для осуществления ими профессиональной деятельности.

Педагогическим работникам в Российской Федерации предоставляются права и свободы, меры социальной поддержки, направленные на обеспечение их высокого профессионального уровня, условий для эффективного выполнения профессиональных задач, повышение социальной значимости, престижа педагогического труда.

Правовая защита – это комплекс мер, направленных на восстановление нарушенных прав граждан и юридических лиц. Такие меры могут осуществляться как в судебном, так и во внесудебном порядке. Для наиболее эффективной правовой защиты необходимо обладать специфическими знаниями в области права.

Права и обязанности педагогических работников, как правило, регламентируются (устанавливаются и охраняются) международным законодательством, законодательством Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, а также локальными нормативно-правовыми актами. Виды, сущность и содержание этих прав и обязанностей обусловлены самой природой педагогической деятельности, её ролью и значением в жизни общества и государства. Круг этих прав и обязанностей постоянно расширяется вследствие развития общественных отношений, что в свою очередь способствует возникновению новых имущественных и неимущественных прав и обязанностей педагогических работников.

Нормативно-правовую основу правового статуса педагогического работника составляют:

1) Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» – регулирует общественные отношения, возникающие в сфере образования в связи с реализацией права на образование, обеспечением государственных гарантий прав и свобод человека в сфере образования и созданием условий для реализации права на образование; устанавливает правовые, организационные и экономические основы образования в Российской Федерации, основные принципы государственной политики Российской Федерации в сфере образования, общие правила функционирования системы образования и осуществления образовательной деятельности, определяет правовое положение участников отношений в сфере образования.

2) Трудовой кодекс Российской Федерации – устанавливает права и обязанности работника и работодателя, регулирует вопросы охраны труда, профподготовки, переподготовки и повышения квалификации, трудоустройства, социального партнерства. Закрепляются правила оплаты и нормирования труда, порядок разрешения трудовых споров.

3) Гражданский Кодекс Российской Федерации – регулирует гражданско-правовые отношения, имеет приоритет перед другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами в сфере гражданского права. Указанный приоритет установлен в самом Гражданском кодексе.

4) Рекомендации МОТ/ЮНЕСКО о положении учителей – первый международный документ о правовом статусе работников образования. В нем закреплены права и обязанности учителей, а также международные нормы, касающиеся их подготовки, повышения квалификации, приема на работу и условий труда.

Права и обязанности педагогического работника условно можно разделить на общие, установленные законодательством для всех субъектов трудовых отношений (ст. 21–22, 212, 214, 219 Федерального закона «Трудового кодекса Российской Федерации» (далее «ТК РФ»), и специальные (академические, трудовые и социальные), установленные применительно к педагогическим работникам.

Педагогические работники пользуются следующими академическими правами и свободами:

– свобода преподавания, свободное выражение своего мнения, свобода от вмешательства в профессиональную деятельность;

– свобода выбора и использования педагогически обоснованных форм, средств, методов обучения и воспитания;

– право на творческую инициативу, разработку и применение авторских программ и методов обучения и воспитания в пределах реализуемой образовательной программы, отдельного учебного предмета, курса, дисциплины (модуля);

– право на выбор учебников, учебных пособий, материалов и иных средств обучения и воспитания в соответствии с образовательной программой и в порядке, установленном законодательством об образовании;

– право на участие в разработке образовательных программ, в том числе учебных планов, календарных учебных графиков, рабочих учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), методических материалов и иных компонентов образовательных программ;

– право на осуществление научной, научно-технической, творческой, исследовательской деятельности, участие в экспериментальной и международной деятельности, разработках и во внедрении инноваций;

– право на бесплатное пользование библиотеками и информационными ресурсами, а также доступ в порядке, установленном локальными нормативными актами организации, осуществляющей образовательную деятельность, к информационно-телекоммуникационным сетям и базам данных, учебным и методическим материалам, музейным фондам, материально-техническим средствам обеспечения образовательной деятельности;

– право на бесплатное пользование образовательными, методическими и научными услугами организации, осуществляющей образовательную деятельность, в порядке, установленном законодательством Российской Федерации или локальными нормативными актами;

– право на участие в управлении образовательной организацией, в том числе в коллегиальных органах управления, в порядке, установленном уставом этой организации;

– право на участие в обсуждении вопросов, относящихся к деятельности образовательной организации, в том числе через органы управления и общественные организации;

– право на объединение в общественные профессиональные организации в формах и в порядке, которые установлены законодательством Российской Федерации;

– право на обращение в комиссию по урегулированию споров между участниками образовательных отношений;

– право на защиту профессиональной чести и достоинства, на справедливое и объективное расследование нарушения норм профессиональной этики педагогических работников.

Педагогические работники имеют следующие трудовые права и социальные гарантии:

– право на сокращенную продолжительность рабочего времени не более 36 часов в неделю;

– право на дополнительное профессиональное образование по профилю педагогической деятельности не реже чем один раз в три года;

– право на ежегодный основной удлиненный оплачиваемый отпуск, продолжительность которого определяется Правительством Российской Федерации;

– право на длительный отпуск сроком до одного года не реже чем через каждые десять лет непрерывной педагогической работы в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования;

– право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в порядке, установленном законодательством Российской Федерации;

– право на предоставление педагогическим работникам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, вне очереди жилых помещений по договорам социального найма, право на предоставление жилых помещений специализированного жилищного фонда.

– заключение, изменение и расторжение трудового договора;

– предоставление работы, обусловленной трудовым договором;

– рабочее место, соответствующее условиям безопасности труда;

– своевременную и в полном объеме выплату заработной платы в соответствии с квалификацией, сложностью труда, количеством и качеством выполненной работы;

– полную достоверную информацию об условиях труда и требованиях охраны труда на рабочем месте;

– профессиональную подготовку, переподготовку и повышение квалификации;

– участие в деятельности профессионального союза;

– защиту своих трудовых прав, свобод и законных интересов всеми не запрещенными законом способами;

– разрешение индивидуальных и коллективных трудовых споров, включая право на забастовку;

– возмещение вреда, причиненного учителю в связи с исполнением им трудовых обязанностей, и компенсацию морального ущерба;

– ограничение учебной нагрузки, оговариваемой в трудовом договоре (контракте), верхним пределом, определяемым типовым положением об образовательном учреждении соответствующих типа и вида;

– бесплатную жилую площадь с отоплением и освещением в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа);

– первоочередное предоставление жилой площади в установленном законодательством Российской Федерации порядке (размер, условия и порядок возмещения расходов, связанных с предоставлением указанных мер социальной поддержки, устанавливаются законодательными актами субъектов Российской Федерации);

– обязательное социальное страхование;

Права о защите чести, достоинства и деловой репутации включает:

– право требовать по суду опровержения порочащих его честь, достоинство или деловую репутацию сведений, если распространивший такие сведения не докажет, что они соответствуют действительности; Опровержение должно быть сделано тем же способом, которым были распространены сведения о гражданине, или другим аналогичным способом;

– сведения, порочащие честь, достоинство или деловую репутацию гражданина и распространенные в средствах массовой информации, должны быть опровергнуты в тех же средствах массовой информации. Гражданин, в отношении которого в средствах массовой информации распространены указанные сведения, имеет право потребовать наряду с опровержением также опубликования своего ответа в тех же средствах массовой информации;

– в случаях, когда сведения, порочащие честь, достоинство или деловую репутацию гражданина, стали широко известны и в связи с этим опровержение невозможно довести до всеобщего сведения, гражданин вправе требовать удаления соответствующей информации, а также пресечения или запрещения дальнейшего распространения указанных сведений путем изъятия и уничтожения без какой бы то ни было компенсации изготовленных в целях введения в гражданский оборот экземпляров материальных носителей, содержащих указанные сведения;

– если сведения, порочащие честь, достоинство или деловую репутацию гражданина, оказались после их распространения доступными в сети «Интернет», гражданин вправе требовать удаления соответствующей информации, а также опровержения указанных сведений способом, обеспечивающим доведение опровержения до пользователей сети «Интернет»;

– если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда.

В соответствии с Рекомендациями МОТ/ЮНЕСКО о положении учителей следует отметить некоторые важные моменты, касающиеся правового статуса педагога в общеобразовательных организациях:

– учителя должны иметь соответствующий статус, чтобы их профессия была окружена общественным уважением, которого она заслуживает;

– все аспекты подготовки и работы учителей должны быть свободны от какой бы то ни было дискриминации по признаку расы, цвета кожи, пола, религии, политических взглядов, национального или социального происхождения и экономического положения;

– условия работы учителей должны быть максимально благоприятными, чтобы позволять им полностью посвятить себя выполнению своих профессиональных задач;

– любая система инспекции и контроля должна быть организована таким образом, чтобы поощрять учителей и помогать им в выполнении их профессиональных задач, и не должна ограничивать свободу, инициативу и ответственность учителей;

– в тех случаях, когда требуется непосредственная оценка работы учителя, она должна быть объективной и доводиться до сведения учителя;

– учителя должны иметь право обжалования неоправданных, по их мнению, оценок своей работы;

– учителя должны свободно пользоваться всеми гражданскими правами, предоставляемыми всем остальным гражданам, и должны пользоваться правом быть избранными и занимать выборные должности.

За профессиональную деятельность педагогическим работникам, участвующим по решению уполномоченных органов исполнительной власти в проведении государственной итоговой аттестации по образовательным программам основного общего и среднего общего образования в рабочее время и освобожденным от основной работы на период проведения государственной итоговой аттестации обучающихся, выплачивается компенсация.

В качестве материального стимула: с 1 сентября 2020 г. педагогическим работникам федеральных государственных общеобразовательных организаций ежемесячное вознаграждение за выполнение функций классного руководителя в размере 5000 рублей.

Кроме того, свобода выражения своего мнения обеспечивает и свободу преподавания, поскольку это мнение выражается, прежде всего, в рамках преподаваемого предмета. Это означает, что никто, включая администрацию образовательного учреждения, родителей и законных представителей обучающихся, органы власти и местного самоуправления, не вправе пытаться влиять на выражение мыслей, позиций, точек зрения педагога по тем или иным вопросам предмета и сопутствующих тем. Единственное исключение – нарушение педагогом законодательства и норм педагогической этики.

Статья 106 ТК РФ определяет время отдыха как время, в течение которого работник свободен от исполнения трудовых обязанностей и которое он может использовать по своему усмотрению. Статья 107 ТК РФ устанавливает следующие виды времени отдыха:

– перерывы в течение рабочего дня (смены);

– ежедневный (междусменный) отдых;

– выходные дни (еженедельный непрерывный отдых);

– нерабочие праздничные дни;

– отпуска.

Вопрос о законных правах педагогических работников общеобразовательных учреждений и их защите, играет важную роль в современном обществе. Существующий уровень знаний своего правового статуса педагогом не дает ему каких-либо гарантий в том, что его интересы будут соблюдены. На данном этапе стоит отметить тот факт, что, для отстаивания своих законных интересов, нужно не только знать юридические основы по данной сфере, но и уметь ими пользоваться. Другими словами, именно компетентность в использовании нормативно-правовых механизмов в любой сфере дает необходимую правовую защиту. Эффективная реализация своих прав педагогом зависит в том числе от совершенствования педагогических навыков, от его уровня самообразования в правовых аспектах профессиональной деятельности.

Необходимо регулярно интересоваться со всеми нововведениями в законодательстве и обновлять свои правовые знания. Такой подход позволит успешней реализоваться в профессиональной сфере, в случае необходимости продемонстрировать свою компетентность. В конечном счете все это будет способствовать росту престижа профессии педагога, так как педагог в обществе будет подтверждать свое призвание – быть образцом законопослушного и активного гражданина.

Законодательство РФ в разумных пределах наделяет педагогических работников всеми необходимыми и гарантированными правами и свободами. Вопрос об их качественной реализации лежит на самих педагогах и на руководстве образовательной организации (состоящего из педагогических работников), которое в свою очередь должно обеспечивать их реализацию и соблюдение.

Категория: Всем учителям
28.07.2025 13:11


Рекомендуем курсы ПК и ПП