СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Эссе « Моя педагогика» «Всему, что необходимо знать, научить нельзя, учитель может сделать только одно — указать дорогу».Эти слова Р. Олдингтона как нельзя точнее определяют начало моей трудовой деятельности. Эту дорогу мне указали мои родители – учителя, которые, продолжая семейную традицию, определили и специальность мою - русская филология, и город, где мне учиться. Я как послушная дочь и глубоко убеждённый человек в важности будущей профессии, выучилась, получив соответствующую специальность и много жизненных уроков.Самый важный : есть ли место учителя русской литературы и русского языка в украинской школе или его нет из- за известных событий в политической жизни Украины в начале 90-х годов, нужно работать.После окончания института я пол года работала в частной ремесленной мастерской, но стремилась попасть в школу. Мои стремления не были напрасными – я устроилась учительницей младших классов в украинскую, ставшей за 20 лет работы мне родной, школу. Довелось попробовать свои силы и в методике работы с младшими школьниками, осваивая практически украинский язык преподавания и знакомиться с ново-водящимися во времена школьной реформы программами новых апробируемых предметов ( Етика, Основы здоровья, Валеология, Украинское народоведение,Мировая художественная культура ). Работать по новой специальности - как учитель зарубежной литературы - появилась возможность спустя несколько лет. Так началась «моя педагогика» — поиск цели, во имя которой иду на урок, поиск ответа на вопрос, что на моём занятии услышат, воспримут, запомнят дети.«Обучать — значит вдвойне учиться» (Ж. Жубер). Таков был мой девиз в начале этого пути и таковым он остаётся по сей день. Первые уроки были больше монологами, увы,сложными для понимания детей, хотелось « во всём дойти до самой сути», а произведения, вводимые в программу и постоянно меняющиеся требовали от учителя гибкости в истолковании идей, а особенно - новых методических приёмов. Очень трудно расстаться с привычным. Одним из примеров «привычного» в учебном процессе является «Слово». Слово в речевом взаимодействии учителя и ученика традиционно находится во власти учителя, стремящегося донести до ученика содержание учебного предмета. Безраздельное владение учителя словом - привычная ситуация и воспринимаемая как вечная. Объясняя, учитель работает в полную силу. При этом он думает, говорит, выстраивает цепочку умозаключений, приводит примеры, ставит вопросы, ищет достойный ответ, повторяет, обобщает, классифицирует… Ученик во время объяснения учителя молчит, смотрит на учителя, записывает и…часто думает о своём. На уроке зачастую существуют 2 параллельных мира, которые очень слабо соприкасаются друг с другом на основе содержания урока и практически не соприкасаются по своим внутренним ориентирам. Слово ученика преимущественно обращено к учителю, оно говорится для него. Это чаще всего повторение ранее слышанного и не содержит новизны. Годами вырабатывается потребность в слове учителя, потребность в направляющем, указующем, все знающем слове. Владеющий словом - владеет инициативой, внимающий слову приучается реализовывать инициативу говорящего. Владеющий словом становится властителем истины. Молчащий, слушающий, внимающий лишен права выбора и вынужден запоминать сказанные ему слова, запоминать с верой в их истину, с верой, что его память после обучения будет хранилищем несказанно важных, жизненно необходимых знаний. Но как гласит древнекитайская мудрость : «Скажи мне – и я забуду, покажи мне – и я запомню, дай мне действовать самому – и я научусь». Первыми изобретениями были ассоциативные схемы к изучаемым произведениям, составляемые совместно с учениками во время урока, развивающие пространственное воображение, ассоциативное мышление и помогали понять идею произведения, а самое главное- позволяли моделировать ситуации для творческих находок самими учениками. Затем одним из эффективных методов - использовала метод создания проблемной ситуации. Вот, где широкое поле деятельности для способов организации учеников для разрешения проблем! Совершенствование меня как учителя состояло в учитывании возможности своих учеников, составлении плана урока, исходя из реальных условий; в объединении учащихся, сплочении их в «рабочий» коллектив; в организации взаимопроверки и самоконтроля.Мы живем в 21веке и современному обществу необходимы личности, способные творчески мыслить, реализовывать приобретаемые знания, быть коммуникативными. Сегодня общество нуждается в людях, которые самостоятельно могут и умеют трудиться над развитием самого себя: своего интеллекта, своей культуры. Свою педагогическую деятельность я стараюсь строить, ориентируясь на все самое лучшее в педагогической традиции. Одновременно с этим продолжаю поиск новых педагогических приемов, находок. Давно замечено, что время измеряется не суммой прожитых лет, а плотностью заполнивших их событий. Детям абсолютно необходим запас ярких событий и впечатлений – это банк на всю жизнь. Таким источником впечатлений, информаций и общений может стать урок – здесь столько возможностей более близкого, более личностного общения учителя со своими учениками. Ребята должны быть не просто слушателями, а активными участниками, зрителями, экспертами. Необходимо, чтобы каждый ученик в классе был занят каким-либо важным делом. В практике своей работы я выделяю несколько форм оценочной деятельности учащихся: 1. Публичное выступление.2. Самостоятельная практическая работа.3. Защита проекта.4. Решение задач с использованием информации.5. Участие в дискуссии.От уроков – лекций - к урокам – диалогам, урокам – презентациям, к урокам – интерактивным и урокам – интегрированным, урокам сотрудничества между мной и учениками.Главное на уроке - вдохновение. У В. Даля нахожу: « Вдохновлять - воодушевлять, воспламенять, пробуждать духом и делать способным к высшим проявлениям духовных сил». Именно это качество, по – моему, является одним из главных качеств учителя. Я нахожу в произведениях нечто необходимое подросткам для развития личности, понимания самих себя, стараюсь их « удивлять». С На помощь конечно же пришли технические средства, но ничто не может заменить живой ум, позволяющий открывать новые грани понимания и прочтения классики литературы, находить применение идей изучаемых произведений в современной жизни.А что касается личности современного учителя, кроме вышесказанного хочется добавить, как ни банально звучит: нужно любить детей и идти с ними рядом. идти, понимая меру ответственности за их судьбу и помня, как много «НАДО», если ты учитель.Надо* общаться с молодыми,* дружить с ними,* знать их образ мыслей и не считать, что раньше было лучше,* помнить, что в каждом ребенке есть что-то хорошее,* научить ребенка противостоять стрессовым ситуациям, не впадать в уныние при неудачах,* воспитывать желание быть бодрым, оптимистичным, не бояться посильной работы,* помочь, если нужно, общаться со сверстниками и взрослыми, постараться зародить в маленьком человеке уверенность в том, что он все сможет.Жизнь движется вперед, распахнутые глаза учеников ждут чего-то нового, необычного. А потому нельзя останавливаться. Уж если ты выбрал профессию учителя, то - только вперед! И только с детьми!
© 2016, Панченко Диана Владиславовна 441