СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Эссе на тему:
«Как я вижу успешную работу психолога с одаренными детьми»
« Все мы родом из детства!
Ведь все взрослые сначала были детьми,
только мало кто из них об этом помнит»
А. де Сент-Экзюпери.
Я работаю учителем начальных классов. Пришла я в эту профессию, по велению сердца. Став педагогом, я многое для себя открыла и переосмыслила.
«Все мы родом из детства.» - писал Антуан де Сент-Экзюпери. Воспоминания детских лет остаются в нашем подсознании на всю жизнь. Иногда, детские переживания определяют наши поступки и наши отношения с людьми в течение всей жизни. Конфликты из детства определяют конфликты последующей взрослой жизни. Все проблемы во взрослой жизни, являются следствием, всё тех же переживаний в раннем детстве.
Детство – это особый период в развитии человека, когда развиваются самые общие способности, которые необходимы любому человеку в любом виде деятельности. «Умение общаться с другими людьми, действовать совместно с ними, способность хотеть, радоваться и огорчаться, познавать новое, пускай наивно, но зато ярко и нестандартно, по - своему видеть и понимать жизнь – это и еще многое другое несет в себе школьное детство»,- писал Л. А. Венгер.
В штатном расписании образовательных учреждениях страны появляется психолог, которому предстоит вместе с учителями и родителями решать поставленные задачи. Поэтому совершенно оправдано в требованиях к личности психолога, выделены следующие характеристики:
- психолог должен иметь высокие умственные способности, быть проницательным, рассудительным, свободомыслящим, скрупулезным аналитиком, экспериментатором;
- психолог должен любить работать с людьми и в том числе с одаренными детьми, он великодушен к людям, любезен, тактичен, дипломатичен в общении;
- психолог должен любить совместные действия, иметь чувство долга и ответственности, быть сильным, энергичным, быстро и умело решать практические вопросы;
- психолог должен быть эмоционально устойчив, выдержан, спокоен, реально взвешивать обстановку, устойчив к стрессу.
Работа психолога в школе неразрывно связана с образовательным процессом. Одно их направлений его деятельности – это организация работы с одаренными детьми, т.к. одаренность детей может быть установлена и изучена только в процессе обучения и воспитания.
Основными принципами психолого-педагогического сопровождения одаренных детей, которые определяют работу школьного психолога с учителями, родителями и самим одаренным ребенком, независимо от организационной формы их обучения, должны быть следующие:
- одаренный ребенок – личность, во многом отличающаяся от других обучающихся;
- одаренные дети требуют особого психолого-педагогического подхода при обучении, воспитании и социализации;
- одаренные дети редко бывают отличниками при традиционном обучении.
Работа психолога с одаренными детьми осуществляется по таким направлениям, как:
Многие одаренные дети не готовы встретиться лицом к лицу с неожиданными проблемами. Это порождает страх, психологическую зажатость и подавление инициативы. Для того чтобы вернуть ребенку уверенность в собственных силах, избавить его от страха перед неизвестностью, изменить ложно выстроенную модель поведения и существует психодиагностика.
Психологическая диагностика – это одно из направлений деятельности психолога, которое решает следующие задачи:
- составление психологического портрета одаренного ребенка,
- выбор методов и приемов для осуществления работы с одаренными детьми,
- разработка средств и форм психологического сопровождения детей в соответствии с их особенностями.
В своей профессии педагога главным считаю - помочь ребёнку уметь приспосабливаться к окружающему миру и уметь взаимодействовать с ним.
Ведь вся жизнь человека, это адаптация. От появления на свет и до последнего момента мы приспосабливаемся к условиям, которые нам диктует время, общество и деятельность. Каждому из нас, взаимодействуя с миром, необходимо чувствовать себя в этих условиях комфортно. Поэтому, организуя работу с одарёнными детьми, важным помощником учителя, конечно, является психолог, по моему мнению, он должен:
- создать условия в школьном образовательном учреждении, способствующие психологическому здоровью детей;
- обеспечить эмоциональное благополучие всех участников воспитательно-образовательного процесса;
- содействовать повышению психолого-педагогической компетентности педагогов, родителей в закономерностях развития ребёнка, а также в вопросах воспитания и обучения.
Что самое трудное в работе школьного психолога, как мне кажется: «Очень сложно искать новые формы и методы работы, разбираться в проблемах человеческой души и сознания, но ещё труднее это быть в этих условиях Человеком в самом широком смысле этого слова, к которому тянуться дети и взрослые».
Поэтому, при работе с одарёнными детьми, требования к школьному психологу очень высоки, а так же к другим педагогам и родителям детей:
- Прежде всего, надо «жить жизнью детей», только тогда мы сможем понять их.
- Надо быть сдержанным и терпеливым. Развитие человека не терпит суетливости и нервности.
- Если я не права и понимаю это, то нужно попросить прощения и у ребёнка и у взрослого человека.
- Надо доверять детям. Это поможет их взрослению.
- Надо воспитывать в себе обязательность. Данное слово, но не выполненное разрушает мой авторитет как психолога.
- Хранить детские тайны. Это рождает доверие между взрослым и ребёнком.
- Не требовать от ребёнка невозможного, учитывать его возрастные и индивидуальные особенности.
- Искать разные методы и способы, чтобы научить его, тому, что знаешь и можешь сам.
- И самое главное требование, это «Не навреди».
От нашего с вами отношения к маленькому человеку зависит его взгляд на себя, свою жизнь, и взаимодействие с окружающим его миром.
Тогда в результате деятельности школьного психолога мы увидим расцвет таланта, одарённости личности ребёнка
Это ребёнок, который желает узнать всё новое, интересное; уверенный в себе и в своих возможностях; с адекватной самооценкой; с умением сопереживать товарищу, помогать ему.
Перспективы развития психологической службы в образовании связаны с более глубоким использованием психологических знаний в процессе обучения и воспитания всех детей, включая и одаренных, и талантливых. Сегодня психологическая служба рассматривается в качестве неотъемлемого компонента системы образования. Это связано с тем, что эффективность работы данной службы в решении проблем образовательного учреждения, направленных на обеспечение условий для одаренных и талантливых детей очень велика.
© 2017, Тихомирова Светлана Юрьевна 643