СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Творческий отчет

Нажмите, чтобы узнать подробности

Основной целью моей деятельности я ставлю создание оптимальной системы обучения, позволяющей создать условия для формирования и развития у ученика научных знаний, умений и навыков, соответствующих государственным требованиям к уровню подготовки учащихся по моему предмету, создание на базе полученных знаний целостной картины окружающего мира. Это достижимо, если учащиеся не заучивают механически предложенные знания, а глубоко понимают и воспринимают их. Именно такого глубокого осознанного усвоения знаний я и стремлюсь добиться. Кроме этого, моей целью является привитие интереса к предмету, развитие личности учащегося, воспитание умственной самостоятельности.

География – это один из тех предметов, где процесс развития творческих способностей и познавательной компетентности у учащихся приобретает наиболее яркие смысловые оттенки. Безусловно, самый сильный акцент для становления творческого потенциала учащихся и развития познавательной компетентности формирую на начальной стадии изучения предмета (6-7-е классы), т. к. восприятие учебного материала идет через “оживление” слов, понятий, определений данной темы урока, включается создание образов воспринимаемых предметов урока, происходит обогащение и усовершенствование новых образов, делая учебный процесс более продуктивным от темы к теме.

Я считаю, что невозможно добиться успехов в решении задач, поставленных перед учителем, без активизации познавательной деятельности, внимания учащихся, формирования и развития устойчивой познавательной компетентности к изучаемому материалу.

Мне хотелось бы, чтобы, окончив школу, ученик приобрел бы не только теоретические знания, а понимал суть природных явлений, видел за ними те физические процессы, что лежат в их основе, мог бы с легкостью, оперируя полученными знаниями, объяснить все происходящее вокруг него. Но пока окружающий мир и знания по географии, получаемые в школе, пересекаются лишь частично, не достигается желаемой гибкости ума и степени развитости практических умений, которые привели бы к желаемому результату. Одной из моих задач является – свести к минимуму это противоречие.

В моем распоряжении имеется кабинет, необходимая мебель, набор карт и таблиц, некоторый набор лабораторного и демонстрационного оборудования, коллекции горных пород и минералов. Из средств обучения использую наглядные пособия, картины, карты, атласы, диаграммы, дидактический материал, разноуровневый раздаточный материал, учебную литературу: учебники, пособия, хрестоматии, словари, художественную литературу. Всё оборудование мною используется в процессе работы, кое-какое приходиться делать самой, использовать в качестве демонстрационного оборудования игрушки, предметы быта, но в этом есть и положительные стороны.

Я постоянно работаю над оформлением кабинета. Здесь имеются различные стенды, которые периодически обновляются. Ученики обеспечены учебниками, причём в большей степени благодаря тому, что учебники покупают родители. Я приобретаю учебные пособия, подписываюсь на газеты и журналы. Постоянно пополняю свою методическую копилку раздаточным материалом, тестами, заданиями для контрольных, проверочных и самостоятельных работ, которые как приобретаю, так и составляю сама. Накапливаю материалы для олимпиадных заданий. Работаю над повышением своего педагогического мастерства. Принимаю участие в работе методического объединения учителей естественно-математического цикла, являюсь его руководителем. Посещаю открытые уроки учителей школы и района, многое беру на вооружение. Сама даю открытые уроки. Периодически прохожу курсы переподготовки. Последние курсы я проходила в марте 2014 года по теме "Конструирование уроков географии с использованием геоинформационных технологий, размещение их в информационной среде", которые помогли найти более эффективные средства и методы работы с детьми по географии.

Администрация школы создаст по мере своих сил необходимые условия для моей деятельности. Посещая уроки, дают полезные советы, рекомендации.

Под учебно-воспитательным процессом высокого качества я понимаю такое обучение, когда учитель четко знает, чего конкретно он хочет добиться от ученика на одном данном уроке, в течение четверти, года и всего курса, и, сотрудничая с учеником, уважая его как личность, применяя различные методы и средства, получает в результате своей деятельности от каждого ученика максимально возможный результат.

Для получения такого результата я использую такие методы обучения и воспитания:

- Стремлюсь мотивировать познавательную деятельность ученика, в первую очередь за счет развития интереса к преподаваемому материалу.

- Добиваюсь осознанного восприятия знаний.

- Организовываю творческие и самостоятельные работы на уроках.

- Организовываю работу ученика с учеником и источником знаний.

- Стремлюсь создать ситуацию успеха.

- Строю взаимоотношения с учениками на основе уважения к личности с одной стороны и требовательности с другой.

- Регулярно использую повторение изученного материала.

Для мотивации деятельности учеников в начале изучения каждой темы,я стараюсь пробудить познавательный интерес, приведя примеры того, как важна в нашей современной жизни данная тема и как важно учащимся самим знать то, что мы будем в ней изучать, задавая ученикам вопросы, на которые они не могут ответить, но которые заинтересуют их, например в 5 классе при изучении темы «Явления природы»: «Почему, когда вы гладите кошку, возникают искорки?», «Что такое и как образуется молния?» «Почему на западном берегу в Южной Америке в умеренном поясе формируется пустыня?» и т. д. Кроме того провожу все эксперименты, какие возможны с имеющимся оборудованием. Это очень сильно подогревает интерес и помогает понять изучаемую тему.

Важная задача, которую я ставлю перед собой - развивать познавательную активность школьников, стимулировать их творческую самостоятельность, так как только через собственную деятельность можно познать окружающий мир и явления в нем. В этом помогает использование ИКТ, составляю презентации к урокам, пользуюсь учебными дисками, в которых учебный курс состоит из тематических уроков, содержащих теоретический материал, дополненный картами и иллюстрациями, анимациями, видеороликами, схемами и таблицами, интерактивными тренажерами и упражнениями. В школе имеется кабинет информатики, интерактивная доска, что позволяет применять интерактивное оборудование, Интернет-ресурсы, интерактивные карты и видео материал, тестовые тренажеры в компьютерном варианте. Применение на уроках географии тестовых тренажеров создаёт у детей положительную мотивацию к учению, помогает ученику усвоить большой объем информации, повысить активность на уроках, уменьшить количество используемой для подготовки литературы и сократить время поиска нужной информации, управлять познавательной деятельностью школьников. Активно используя в обучении географии тестовые тренажеры можно достигать высоких результатов качества обученности по предмету.

В процессе педагогической практики, при организации подготовки учащихся к ВОУД по предмету география, работая с учащимися, имеющими разный уровень подготовки, столкнулась с главной проблемой – как же сделать урок более интересным и повысить интерес ребят к предмету. Ведь социальный заказ предполагает обеспечить каждому ученику возможность в получении образования в соответствии с его склонностями и интересами.

Таким образом, я убедилась, что в процессе обучения складываются противоречия между ориентацией нового содержания на развитие творческих способностей учащихся и традиционными методами и формами обучения, ориентированными на передачу готовых знаний.

На уроке с проблемным изложением предлагаю детям занимательные задания. К примеру, при изучении темы «Ветер» в 6 классе предлагаю детям выбрать место для строительства котельной на твердом топливе с учетом розы ветров в нашей местности. Частично- поисковый и исследовательский метод провожу как при изучении нового материала, так и для закрепления.

Например, при изучении темы «Размещение предприятий черной металлургии» для облегчения задачи даю следующие вопросы и задания по таблице «Технико-экономические показатели крупных промышленных предприятий». Каково число работающих, сколько сырья, топлива, воды и так далее необходимо предприятию? Сравните с показателями других предприятий. Сделайте вывод. Считаю, что проблемное обучение действительно является эффективным способом повышения интереса учащихся к урокам географии, развитие творческих способностей. Чем старше учащиеся, тем более сложные проблемы они решают, тем выше их уровень самостоятельности. На уроках широко осуществляю межпредметные связи с другими дисциплинами — с химией, биологией, физикой, историей, литературой.

На уроках даю творческие задания: написать эссе (например «Путешествие капельки воды», « Человек-царь природы?»), составить кроссворд, сочинить сказку, синквейн. Это, кроме интеллектуального развития, позволяет взглянуть на географию немного с другой стороны, по новому ее осмыслить.

Формы уроков, используемые мною, таковы: урок изучения и усвоения нового материала, практическая работа, урок-игра, КВН, конференция, урок по обобщению и закреплению знаний. Основной метод, используемый мною на уроках изучения и усвоения нового материала объяснительно-иллюстративный, он у меня получается лучше всего, но в силу того, что деятельность учащихся на таких уроках весьма ограниченна, я применяю и частично-поисковый, и поисково-исследовательский методы. Например, уроки формирования новых знаний провожу в виде уроков-лекций, семинаров, уроков-экспедиций (путешествий), уроков-исследований, учебных конференций (пресс-конференций). На уроках обучения умениям и навыкам использую такие нетрадиционные формы, как уроки с ролевой игрой, а на уроках повторения и обобщения знаний, закрепления умений – игровые: КВН, “Что? Где? Когда?”, уроки-конкурсы, уроки-соревнования. На уроках проверки и учёта знаний и умений провожу викторины, конкурсы, географические диктанты, тестирование, защиту творческих работ. При изучении нового материала отдаю предпочтение применению ИКТ. Все уроки строить, используя информационные технологии, невозможно. У обычных рабочих уроков своя специфика, цели другие. Но есть уроки, где компьютерные технологии необходимы. На сегодняшний день мною разработаны уроки с использованием презентаций, которые я создаю сама или пользуюсь теми, которые создавали коллеги. Основными целями использования компьютерных технологий на своих уроках я вижу: повышение мотивации к учебе, углубление знаний, развитие психофизических качеств учащихся в процессе их практической деятельности в игровой компьютерной среде.

На уроках использую как индивидуальные, так и групповые формы деятельности.

Большое внимание на уроках уделяю развитию речи учащихся, развитию способности четко сформулировать свою мысль, изложить и обосновать свои идеи.

Уделяю внимание работе с книгой, особенно таким её видам: краткий пересказ текста, выделение основной мысли, поиск ответа на поставленный вопрос, работа по рисунку, графику. Работа с текстом — это осмысление его содержания, отыскание в словаре значений новых слов, ответы на вопросы, предложенные учителем, формулировка собственных вопросов, поиск в литературе отрывков, подходящих для иллюстрации того или иного природного явления. Такая деятельность позволяет сформировать у школьников представление о целостной картине мира. Совокупность фактов, изложенных в текстах, имеет не только информационную значимость, но и побуждает к классификации явлений, определению их практической значимости. Работа с литературным текстом расширяет словарный запас, способствует развитию образности мышления, повышает культуру речи.

Стараюсь ко всему изучаемому материалу подобрать интересные примеры иллюстрации из окружающей природы, быта, составить задачи, связанные с жизнью.

Уделяю внимание патриотическому воспитанию, знакомя учащихся с ролью ученых нашей страны в развитии географических знаний. Воспитательную работу на уроке направляю на формирование культуры общения, умение общаться в группе, в коллективе, этических правил и норм, волевых качеств личности. Так как я считаю, что проблема преподавания состоит не только в том, что бы научить на данном уроке, но и в том, чтобы ученики не забыли через полгода, что они изучали, а для этого необходимо повторение. Поэтому, кроме повторения тех вопросов, что непосредственно связаны с темой данного урока, я стремлюсь повторять весь уже изученный материал. Для этого я использую вопросы для повторения по материалу курса географии, начиная с 6 класса, они пронумерованы и розданы ученикам. Почти на каждом уроке я уделяю немного времени для повторения: ученики либо задают вопросы друг другу, либо я задаю вопросы им по пройденному материалу. Это не дает учащимся забыть тот материал, что они изучали ранее и способствует осознанному восприятию нового. Кроме того в конце темы провожу обобщающее занятие, где мы вспоминаем все, что изучили, выделяем основные вопросы, обсуждаем, что именно важного и интересного для себя узнал каждый из них.

То, как усвоен материал данного урока, всегда контролирую при помощи различного типа самостоятельных работ, индивидуальных и групповых (в том числе и тестовых), устного опроса, географических диктантов. Проводя тот или иной контроль, я не только фиксирую уровень знаний учащихся, но и исследую результаты. Это позволяет мне скорректировать дальнейшую деятельность, спланировать работу по устранению пробелов знаний, индивидуальную работу с учащимися.

Если необходимо, провожу консультации по разъяснению не понятых тем. Разрешаю пересдать материал в течение определенного срока, добиваясь тем самым достаточно высокого уровня знаний учащихся по географии.

Учитывая, что от эмоций детей, от их личного отношения к учителю также зависит успешность усвоения материала, стремлюсь каждого ученика поставить в ситуацию успеха, используя разноуровневые задания, оценить хороший ответ не только оценкой, но и похвалить устно, причем не только сильного ученика за пятерку, а учитывая индивидуальность каждого, за какой-то трудно достижимый для данного ребенка результат. Считаю, что ни в коем случае нельзя оскорблять ученика, даю понять, что его негативный результат меня огорчает, нацеливаю на то, что, приложив старание, ситуацию можно исправить. Стремлюсь на каждом уроке поставить перед учениками конкретную, достижимую цель. Сильной стороной своей деятельности я считаю то, что я рассматриваю ученика как равноправного сотрудника, воспитываю интерес к своему предмету, переосмысливаю свой опыт с целью совершенствования своей деятельности.

Считаю, что актуальной задачей развития современного образования является создание условий для развития инновационного образовательного пространства, способного обеспечить высокий уровень детского саморазвития, самореализации. С этой целью провожу работу по выявлению талантливых учащихся, имеющих высокий интеллектуальный, творческий и учебно-познавательный потенциал. Для себя выделяю принципы работы с такими учащимися:

- максимальное разнообразие возможностей развития личности;

- возрастание роли внеурочной деятельности;

- индивидуализация, дифференциация обучения;

- создание условий для самостоятельной работы учащегося.

На своих уроках использую дифференцированные задания трех разных уровней сложности. Причем, предлагаю учащимся самим выбрать соответствующий уровень, создавая тем самым положительный настрой на работу, её успешное выполнение. Работа по таким дифференцированным заданиям позволяет учитывать особенности восприятия, осмысления и запоминания учебного материала учащихся разных психофизиологических групп и способствует лучшему усвоению программы, развитию детей, формированию умения анализировать, сравнивать, делать выводы – умению учиться. Как правило, дифференцированные задания во время урока применяю на этапе первичного закрепления при изучении новой темы, или в процессе закрепления знаний. Этап закрепления – преимущественно самостоятельная деятельность учащихся, которая в свою очередь является важнейшим путем формирования творческой индивидуальности учащихся.

На уроках географии ученики всегда наиболее раскованы и активны, стремятся поделиться своими наблюдениями и с увлечением подбирают дополнительный материал из разных источников. В стремлении создать условия для успешного познания географии учащимся с разным типом восприятия, предоставляю им возможность более самостоятельно «открывать» новые знания, новые способы взаимодействия с учебным материалом. Большую роль в реализации такого подхода играют практические работы, экскурсии и организованные наблюдения.

По результатам собственных наблюдений и с помощью дополнительной литературы дети составляют проекты, пишут рефераты и сообщения, рисуют рисунки. Стараюсь побуждать учащихся к творческому поиску вариантов решения учебных задач, к высказыванию умозаключений, выдвижению предположений и их проверки.

Следует подчеркнуть, что работа с индивидуальностью каждого ученика ставит меня в новую позицию – быть одновременно и учителем, и психологом, умеющим осуществлять комплексное педагогическое наблюдение за каждым учеником в процессе его индивидуального возрастного развития и личностного становления. Всех своих учеников вовлекаю в творческую работу. Внеурочная работа с учащимися так же дает положительные результаты: увеличивается число участников и призеров школьной и районной предметной олимпиады по географии. В основном добиваюсь позитивных результатов в работе с одаренными детьми по предмету. Мои ученики занимают призовые места на районных олимпиадах по географии.( 2010 год- 1 место Жолудева Д, 2011 год -2 место – Жолудева Д, 2014 год – 2 место Степанец Н) Использую все свои знания и опыт, чтобы активизировать логическое мышление учащихся, проявляю искреннюю заинтересованность в успехах ребят и помогаю им успешно реализовать свои замыслы. Вовлекаю одарённых детей в проектную деятельность. Убеждена, что участие в конкурсах,формирует такие навыки, которые необходимы современному подрастающему поколению: умение творчески подходить к решению всевозможных проблем, организовывать, а главное, успешно реализовывать свою деятельность.

На уроках географии со слабоуспевающими учениками использую личностно - ориентированный подход, обучение строю с учетом развитости индивидуальных способностей и уровня сформированности умений — это дифференцированные тренировочные задания, практические работы, дифференцированные контрольные работы, работа по выбору. С новым материалом знакомлю постепенно, используя образцы знаний и правила выполнения учебной деятельности. Слабые ученики не могут сразу усваивать большой объем нового материала и применять одновременно старые и новые знания. Поэтому я практикую для желающих дополнительные занятия. В конце каждого блока организую систематическую проверку знаний и умений. Только знания о пробелах дают возможность оказывать срочную и правильную помощь. Чтобы ликвидировать пробелы в знаниях надо всех учащихся научить обращаться сразу за консультацией к учителю. Особенно охотно ребята идут на занятия с играми. Такие занятия дают возможность работать на уровне подсознания. При организации домашней работы для слабоуспевающих школьников подбираются задания по осознанию и исправлению ошибок: проводится подробный инструктаж о порядке выполнения домашнего задания, при необходимости предлагаются карточки консультации, даются задания по повторению материала, который потребуется для изучения нового. Объём домашних заданий рассчитывается так, чтобы не допустить перегрузки школьников.

С самого начала своей педагогической деятельности занимаюсь самообразованием. Сейчас нахожусь в поиске новых форм, методов, приёмов обучения и воспитания. Стараюсь использовать нетрадиционные формы, ИКТ. Это способствует активизации мыслительной деятельности учащихся, развитию их творческого воображения.

С 2012 г. работаю над темой самообразования «Использование компьютерных технологий как средство повышения эффективности урока географии». Разработала перспективный план самообразования. Подготовила доклад по теме самообразования, с которым выступила на школьном методическом объединении учителей в 2014 году. В докладе рассмотрены как теоретические, так и практические вопросы по теме. Предлагаются задания и упражнения различного характера, используемые мною на уроках географии. В 2014 году выступила на районных педагогических чтениях с докладом «Повышение качества и эффективности географического образования» Моя работа была внесена в районный сборник педагогических чтений по распространению передового педагогического опыта. Ежегодно провожу предметные недели и внеклассные мероприятия.

За период с 2010 по 2014 годы я добилась следующих результатов:

- успеваемость учащихся стабильно составляет - 100%.

- позитивная динамика «качества знаний»

Учебный год

Качество знаний

2010-2011

66%

2011-2012

70%

2012-2013

65%

2013-2014

68%

Учащиеся постоянно выбирают географию для итоговой аттестации.

Годы

2011-2012

2012-2013

2013-2014

Всего учащихся

9 класса

6

10

5

Выбрали географию

2

4

1

Сдали на «4» и «5»

2

4

1

В процентном отношении

100%

100%

100%

С 2014-2015 учебного года являюсь классным руководителем 5 класса. Задача классного руководителя не только обучать, но и воспитывать. Пробудить душу ребёнка, развить заложенные природой творческие способности, научить общению, ориентированию в различных жизненных ситуациях, воспитать элементарную культуру поведения, чувства милосердия и сострадания, привить навыки здорового образа жизни – вот основные задачи, которые я поставила перед собой как классный руководитель. За три четверти провела много интересных мероприятий. Это разнообразные игры, конкурсы, беседы, КВН и многое другое. Уделяю внимание работе с родителями. Провожу разные по содержанию родительские собрания, посещаю трудные семьи, провожу индивидуальную работу. Изучаю состав семьи, материально-бытовые условия, воспитательные возможности, психологический климат. Мои уроки и воспитательные мероприятия всегда открыты для родителей. С первых дней пребывания в школе, выясняю уровень личной, нравственно–волевой и интеллектуальной готовности детей, ищу тропинки к их сердцам, работаю над сплочением класса как коллектива. На классных часах знакомлю с родным селом, столицей нашего государства, с символикой – это важные моменты гражданского воспитания. Уделяю внимание воспитанию гражданского отношения к семье. На классных часах и во внеурочное время провожу мероприятия, которые учат правилам ПДД, умению оказывать помощь в экстренных ситуациях, правилам поведения на улице и дома, чтобы не случилось беды.

Учитель, сколько бы лет не работал в школе, должен подходить к своей работе творчески. Но у каждого учителя свой стиль, свой почерк. Я считаю, что в целом результативность в работе зависит от личностных качеств учителя: от его навыков, от эрудиции, от опыта и индивидуальных способностей и даже эмоциональной окраски урока.

Категория: География
28.03.2015 15:36


Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!