СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Эссе на тему «Моё педагогическое кредо» преподавателя Чечетиной Татьяны Владимировны

Нажмите, чтобы узнать подробности

Учитель- вечный ученик

После окончания университета я за 2 года сменила 2 профессии – администратор ресторана, оператор в туристическом агентстве. Но что-то счастья, несмотря на высокую зарплату, я совсем не ощущала. Вокруг царила атмосфера погони за деньгами и никакого развития, а наоборот, ощущение деградации. И вот, моя тётя - филолог, попросила выручить её школу – в 4 четверти срочно нужен дополнительный педагог-организатор в помощь основному. Так с 2002 года начался самый интересный этап в моей жизни. Вскоре мне предложили перейти на преподавание истории. А это значило постоянное чтение, поиск, сравнение, споры, возможность поделиться тем удивительным знанием, которое мне дал Университет. Это значило стать вечным учеником, потому что с тех пор мне постоянно приходится постоянно учиться. И вот тогда, наконец, я поняла, что нашла свою профессию.

В психологии так говорится о потребностях: «Потребностями называются внутренние состояния, переживаемые человеком, когда он испытывает настоятельную нужду в чем-либо.

Потребности человека многообразны. Обычно их делят на материальные, связанные с телесными нуждами (потребности в пище, одежде, жилище, тепле и др.), и духовные, связанные с общественным существованием человека: потребности в общественной деятельности, в труде, в общении друг с другом, в приобретении знаний, в изучении наук и искусств, потребность в творчестве и т. д.

Наибольшее значение в жизни и деятельности человека имеют потребности в труде, в учении, эстетические потребности, потребность в общении с другими людьми.

Потребность в учении. Вместе с трудом в самом процессе трудовой деятельности развивается потребность в учении, в приобретении знаний. Для характеристики личности важно учесть как степень развития этой потребности, так и ее особенности. Например, одни люди стремятся удовлетворить эту потребность путем самостоятельной научной работы, другие — через усвоение уже готовых знаний».

Для меня профессия педагога с точки зрения реализации всех духовных потребностей является идеальной.

Что же побуждает педагога именно к самообразованию? Эти мотивы прекрасно представлены в докладе для педагогической конференции Фурманенко О.Н., преподавателя экономических дисциплин. (материал размещен на сайте http://www.profobrazovanie.org)

• Ежедневная работа с информацией. Готовясь к уроку, выступлению, родительскому собранию, классному часу, большому мероприятию, олимпиаде, руководству курсовой работой и др. у преподавателя возникает необходимость поиска и анализа новой информации

• Желание творчества. Преподаватель – профессия творческая. Творческий человек не сможет из года в год работать по одному и тому же пожелтевшему поурочному плану или сценарию, читать одни и те же доклады. Должно появиться желание большего. Работа должна быть интересной и доставлять удовольствие.

• Стремительный рост современной науки. Особенно информационных технологий. В эпоху автомобилей негоже пользоваться телегой.

• Изменения, происходящие в жизни общества. Эти изменения в первую очередь отражаются на студентах, формируют их мировоззрение, и соответственно, очень часто, формируют образ преподавателя как «несовременного человека».

• Конкуренция. Если преподаватель на хорошем счету у администрации, методического совета, педагогического коллектива, он имеет больше прав в выборе группы, нагрузки и др.

• Общественное мнение. Не секрет, что многие родители и дети, выбирая будущую профессию, обязательно обращают внимание на педагогический состав учебного заведения. Преподавателю не безразлично, считают его «хорошим» или «плохим». Плохим педагогом быть обидно.

• Материальное стимулирование. Категория преподавателя, мнение аттестационной комиссии, премии, надбавки, а может быть даже звания и правительственные награды – все это зависит от квалификации и мастерства педагога. Без постоянного усвоения новых знаний этого не добиться.

• Интерес. Учиться просто интересно. Как человек, который ежедневно учит, не будет постоянно учиться? Вправе ли он тогда преподавать?

Если представить деятельность преподавателя в области самообразования списком глаголов, то получится: читать, изучать, апробировать, исследовать, анализировать, наблюдать и писать.

Чтобы сделать свои занятия интересными, я обязательно веду диалог с учениками, исподволь вынуждаю их задавать вопросы, всегда поощряю всех, кто высказывается.

Очень важный момент – мотивация учащихся. Они должны чётко знать, для чего пришли на мои занятия, почему надо изучать гуманитарные дисциплины, как эти знания сделают их лучше и пригодятся в жизни.

Считаю, что формирование интереса к изучению истории и обществознания связано так же с нестандартностью подхода к содержанию и организации учебно-воспитательного процесса, ведущего к активизации мыслительной деятельности учащихся. Поиск рациональных путей совершенствования учебного процесса возможен благодаря применению различных образовательных технологий.

1.Проблемное обучение.

Элементы проблемности я включаю почти во все занятия. Перед изучением нового материала я ставлю интересные, неожиданные вопросы, на которые ученикам надо дать ответы в конце объяснения нового. На проблемных уроках, изучение содержания урока полностью проходит на поисковом уровне познавательной деятельности. Для учащихся готовлю изложение теоретических сведений и скрытой форме, опуская сущность фактов и их связей. Начиная изучение нового, я выдвигает проблему, даю учебный материал и ориентиры для ее решения, сопровождая объяснение вопросами и заданиями поискового характера.

Постоянная постановка перед учащимся проблемных ситуаций приводит к тому, что он не «пасует» перед проблемами, а стремится их разрешить, тем самым мы имеем дело с творческой личностью всегда способной к поиску.

2. Технологии сотрудничества.

Педагогика сотрудничества красной нитью проходит через все технологии, так как в центре стоит ученик, личность, который по своему, талантлив и красив. Как сказал Волошин: “Ребенок - непризнанный гений. Средь буднично серых людей”. И задача учителя обратить внимание на внутренний мир ученика, где таятся еще не развитые способности и возможности. Цель - разбудить, вызвать к жизни эти внутренние дела и возможности, использовать их для более полного развития личности.

3.Групповое обучение.

Групповые технологии требуют временного разделения учебной группы на несколько групп для совместного решения определенных задач. Студентам предлагается обсудить задачу, наметить пути ее решения реализовать на практике и представить найденный совместный результат. Эта форма работы лучше обеспечивает учет индивидуальных особенностей и открывает большие возможности для коллективной познавательной деятельности.

4.Игровые технологии.

В отличие от игр вообще педагогическая игра обладает существенным признаком – четко поставленной целью обучения и соответствующим ей педагогическим результатом, которые могут быть обоснованы, выделены в явном виде и характеризуются учебно-познавательной направленностью.

Игровая форма занятий создаётся на уроках при помощи игровых приёмов и ситуаций, которые выступают как средство побуждения, стимулирования учащихся к учебной деятельности.

5. Информационно-коммуникативные технологии.

Сегодня наша жизнь становится все более зависимой от информационных технологий. Они широко, интенсивно и эффективно используются человеком во всех сферах деятельности. Компьютер стал незаменимым помощником в учебе, в работе и отдыхе, упростил поиск и получение необходимой и своевременной информации, общение между людьми, ускорил принятие решений.

6. Дифференцированное обучение.

Регулярно использую технологию дифференцированного обучения как включенную, проникающую технологию.

Когда-то я считала, что главным в работе педагога является результат - хорошие знания ученика, которые могут быть получены в том числе и путем правильного подбора форм и методов обучения. В последнее время я всё больше укрепляюсь в мысли, что главное – не само знание, а умение его применить, научиться добывать нужное знание.

Через знания надо подвести учащихся к осознанию того, что счастье – не в личном благосостоянии, а в служении людям, в пользе выбранной профессии. В этом смысле мне посчастливилось преподавать дисциплины «История» и «Обществознание», которые особенно сильно позволяют коснуться таких качеств личности как нравственность, любовь к Родине, гражданственность, самокритичность, уверенность в себе, честность, справедливость и т.п.

09.08.2015 23:49


Рекомендуем курсы ПК и ПП