СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Эссе на тему «Проектно-исследовательская работа школьников»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Если есть цель – потеряться невозможно…

…ибо кто хочет, найдёт сотню путей.

Каждая эпоха и каждое общество по-своему понимало и понимает развитие человеческой личности. Пути к самосовершенствованию различны так же, как и каждый из нас. У нас свои способности, особенности и взгляды на окружающий нас мир, который постоянно изменяется, заставляя меняться и людей. Процесс обучения претерпевал изменения вместе с нашим миром и воззрениями общества – всё новые и новые методы обучения предлагаются для достижения всё той же цели – воспитания и образования личности.

На протяжении многих лет нас учили, что школа может более или менее слаженно работать, если дети послушны, дисциплинированы, не задают лишних вопросов, пассивно ждут указаний, постоянно внимательны к словам учителя и демонстрируют полное усвоение всего, что он объяснил на уроке. Так должно было быть в идеале. Но таковы ли современные дети?

Меняющийся мир и изменившаяся система ценностей и идеалов наложили свой отпечаток и на подрастающее поколение. Они с трудом выносят ограничения, часто непослушны и во многом воспринимают школу как обязательную повинность, что не может не отразиться на снижении их интереса. Но в то же время мы словно вернулись в эпоху Возрождения, и личность – но уже ученика – в центре – но не мира, а процесса познания. Именно поэтому в современных школах постоянно ведётся работа по поиску новых форм и методов преподавания с тем, чтобы все дети могли бы проявить свои индивидуальные способности и имели бы возможности самореализации. Так как современное общество ставит перед школой задачу подготовить школьника знающего, мыслящего, умеющего самостоятельно добывать и применять знания, во многих школах наряду с разнообразными направлениями новых педагогических технологий всё чаще применяется проектная деятельность.

Подчас мы, учителя, сами того не замечая, зажимаем своих учеников в жёсткие рамки, не давая им возможности взлететь на новые высоты, подобно оперившимся птенцам, инстинктивно стремящимся вверх – к бескрайнему и манящему небосводу. С одной стороны, у каждого учащегося есть желание развиваться и совершенствоваться, узнавать что-то новое, неизвестное дотоле. С другой стороны, нередко многие внешние и внутренние факторы отодвигают это желание на второй план. Метод проектов в некоторой степени даёт возможность вызволить этот угасающий интерес из глубин, привлекая конечным результатом, который будет достигнут самим учеником. В подобном способе пробуждения стремления работает в основном психологический принцип убеждения ребёнка сделать что-то ему кажущееся ненужным на первый взгляд путём мудрых уговоров. Если огонёк в глазах школьника зажжён, половина дела сделана – и дальше чуткое руководство и коллективная работа с товарищами будут лишь поддерживать пламень и не давать угаснуть.

По определению М.А. Ступницкой, учебный проект (от латинского projectus – выдвинутый вперед) - совместная учебно-познавательная, творческая или игровая деятельность учащихся - партнеров, имеющая общую цель, согласованные способы деятельности, направленная на достижение общего результата по решению какой-либо проблемы, значимой для участников проекта. Все, что я познаю, я знаю, для чего это мне надо и где и как я могу эти знания применить, - вот основной тезис современного понимания метода проектов, который и привлекает многие образовательные системы, стремящиеся найти разумный баланс между академическими знаниями и прагматическими умениями.

В основе метода лежит развитие познавательных навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, умений ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического мышления. Метод проектов всегда ориентирован на самостоятельную деятельность учащихся - индивидуальную, парную, групповую, которую учащиеся выполняют в течение определенного отрезка времени. Он всегда предполагает решение какой-то проблемы, предусматривающей, с одной стороны, использование разнообразных методов, средств обучения, а с другой - интегрирование знаний, умений из различных областей науки, техники, технологии, творческих областей. Результаты выполненных учащимися проектов должны быть ощутимыми, если это теоретическая проблема - конкретное ее решение, если практическая - конкретный результат, готовый к внедрению.

Причём решающее звено в реализации проекта - учитель. Меняется его роль: из носителя знаний и информации, учитель превращается в организатора деятельности, консультанта и коллегу по решению проблемы, добыванию необходимых знаний и информации из различных (может быть и нетрадиционных) источников. Работа над учебным проектом или исследованием позволяет выстроить бесконфликтную педагогику, вместе с детьми вновь и вновь пережить вдохновение творчества, превратить образовательный процесс из скучной принудиловки в результативную созидательную творческую работу.

Применение исследовательского метода обучения возможно на любом материале и в любом школьном возрасте. Это и создание проблемных ситуаций, и активизация познавательной деятельности учащихся в поиске и решении сложных вопросов, требующих актуализации знаний, построения гипотез. Практика показывает, что применение метода проектов на уроках часто позволяет осваивать новые формы организации деятельности учащихся и в значительной мере способствует повышению качества знаний. На занятиях мы учим детей самостоятельно мыслить, находить и решать проблемы, привлекая для этой цели знания из разных областей, развиваем умения устанавливать причинно-следственные связи. Наличие значимой в исследовательском, творческом плане проблемы, требующей интегрированного знания, помогает учащимся не только хорошо усвоить необходимый материал, но и развивает мышление, самостоятельность, познавательную и творческую активность.

Таким образом, главными достоинствами проектного метода обучения, бесспорно, является следующее:

  1. актуальность. В центре технологии - ученик, его активное участие, позволяющее применять приобретенные знания, умения и навыки, а также добывать эти знания самостоятельно;
  2. создание комфортной образовательной среды. Степень сотрудничества учитель-ученик, ученик-ученик становится фактором развития и самоопределения личности;
  3. дифференцированный подход. Тему проектов учащийся выбирает сам с учётом своих интересов и возможностей. Это позволит учащемуся реализовать свой творческий потенциал. В результате чего решаются и многие задачи личностно ориентированного обучения;
  4. использование информационных технологий: обработка информации и коммуникация всегда являлись и остаются основными видами учебной деятельности;
  5. формирование исследовательских умений;
  6. мотивирующий характер: право выбора, возможность самим контролировать процесс и сотрудничать с одноклассниками - всё это повышает мотивацию обучения.

Безусловно, есть и минусы. Захлестнувшая нас волна увлечения проектами привела к тому, что делать проекты в школе стало модно, причем, часто целью этих работ является желание "засветиться" на каком-нибудь конкурсе, благо, за последние несколько лет их стало много. Конкурсы проектов учеников довольно часто представляют собой "Выставку достижений учителей". В работе некоторых жюри иногда верх берет академизм, и тогда преимущества получают профессионально выполненные проекты, доля участия детей в которых минимальна. Эта тенденция может принести много вреда, поэтому нужно четко определить, зачем выполняется тот или иной проект, чему могут научиться школьники, что именно должен делать каждый участник работы, чтобы достичь собственных целей, поставленных в самом начале работы над проектом.

Основная трудность в организации проектной деятельности - перегрузка учащихся. Исследовательская работа объёмная, кропотливая, особенно, если это - поиск информации, чтение научной литературы, написание рефератов. Конечно, польза от такой деятельности несомненная, но приходится избегать больших временных затрат.

Только правильно организованная работа окажет положительное воздействие на учащихся, будет способствовать самостоятельному получению знаний и опыта из непосредственного общения с реальной жизнью, развивая у них умения работать с постоянно меняющейся информацией, самостоятельность, критическое мышление, инициативу. Если ученик постоянно будет заниматься проектной деятельностью в школьные годы, то в настоящей взрослой жизни он окажется более приспособленным, сумеет планировать собственную деятельность, ориентироваться в разнообразных ситуациях, совместно работать с различными людьми, то есть адаптироваться к окружающим условиям.

В современной школе умение пользоваться методом проектов - показатель высокой квалификации преподавателя, его прогрессивной методики обучения и развития. Недаром эти технологии относят к технологиям XXI века, предусматривающим, прежде всего умение адаптироваться к стремительно изменяющимся условиям жизни человека.

Категория: Всем учителям
29.11.2015 16:50


Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!