СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Я заинтересовалась работой известного педагога гуманиста Януша Корчака и решила подробнее узнать о его жизнедеятельности.
Януш Корчак польский педагог, писатель, врач и общественный деятель еврейского происхождения. Он основал «Дом сирот» для еврейских детей. В его Доме не было места насилию, неравенству, несправедливости. Про него говорили, что он создавал детскую республику… крошечное ядрышко равенства, справедливости внутри мира, построенного на угнетении. Нравственное воспитание Януш Корчак ставил во главу угла. Его приют одним из первых использовал элементы детского самоуправления. В Доме сирот он создал Детский суд, этот суд был без наказаний. Дети сами могли оценивать поступки сверстников и даже взрослых. Если кто-то совершит проступок, то его надо простить, дать возможность исправиться, ждать пока он осознает, в чём он виноват и следующий раз уже не оступится. Детский суд защищал слабых и добрых от злых и сильных. Суд защищал добросовестных и трудолюбивых, поддерживал порядок, потому что беспорядок мешает жить добрым людям. Как бы хорошо было и в наши дни создать такой же гуманный суд.
Януш Корчак в своих передачах на польском радио говорил о простых и важных вещах, о том, что ребенок, не будущий человек, а уже «сегодняшний». Его не надо готовить к будущей жизни, а помочь достойно жить настоящей жизнью. О том, что и мама, и учитель должны доверять больше ребенку и себе, и меньше книжным истинам и общим мнениям. О том, что нужно не только говорить о правах детей, но и конкретно действовать в защиту таких несложных, но повсеместно нарушаемых прав детей, как право на тайну, право на ошибку, право на неприкосновенность собственности, даже самой незначительной, по мнению взрослого.
Януш Корчак жил в единстве мысли, слова и дела. С приходом нацистов у Януша начались новые испытания - борьба за жизни своих воспитанников. Друзья предлагали ему уехать, но Корчак не уехал, не мог бросить своих сирот-воспитанников. И в то очень трудное время он заботился о своих детях – доставал для них лекарства, еду, одежду. И даже в таких условиях педагог продолжал учить, лечить, воспитывать детей, которые фактически уже были обречены. И даже ставил детские спектакли. Когда, по приказу о депортации евреев, 200 детей были погружены в вагоны и отправлены в концентрационный лагерь, Януш даже в последний момент имел возможность выбраться, но он остался, и вместе со своими воспитанниками разделил скорбную участь в газовой камере. На такой поступок способен только истинно гуманный педагог, любящий своих учеников, живущий ради детей, во имя детей.
В 18 лет он опубликовал первую статью «Гордиев узел» по проблемам педагогики, которая, по моему мнению, актуальна и в наше время. В этой статье серьёзно ставит вопрос: настанет ли день, когда матери и отцы перестанут думать о тряпках и развлечениях — и сами займутся воспитанием и образованием своих детей, не перекладывая эту роль на нянек и репетиторов?
Я заинтересовалась его очень важной книгой «Как любить ребенка», в которой Корчак излагает свои гуманистические идеи и описывает случаи из своей жизни и работы с детьми. Эту книгу можно считать исповедью педагога, который искренне болеет за свое дело. В ней много примеров из собственного опыта. Автор в своей книге рассуждает, как лучше поступить воспитателю в той или иной ситуации.
Вопрос «Что значит любить ребенка?» актуален и в наши дни и в частности в моём классе многие родители считают, что любить, это значит «сюсюкаться» с ним, угождать всем его прихотям, умиляются своими детьми. Изучив работы Корчака, я думаю, что на примере великого педагога гуманиста мне будет проще донести до родителей, что любовь к детям это, в первую очередь уважение к ребёнку, уважение его прав, его потребностей, его чувств.
Нам взрослым и учителям и родителям надо больше сотрудничать с детьми на равных, чаще советоваться с ними, дать им возможность самим выбирать свою судьбу, учить детей уважать друг друга.
А для того, что бы воспитать высоконравственных членов общества способных уважать и любить других людей, нам самим взрослым надо научиться любить и уважать ребёнка. Вот об этом надо говорить с родителями на родительских собраниях.
Слова Корчака «Люби своего ребенка любым - неталантливым, неудачливым, взрослым. Общаясь с ним - радуйся, потому что ребенок - это праздник, который пока с тобой» я предложила родителям как их жизненное кредо.
Я считаю, что педагогика Корчака не ушла в прошлое. Она также актуальна и в наши дни. Любить трудно. Любить — не гладить ребёнка по головке, не баловать. Любить – понимать. Быть терпеливой, не умиляться. Эти принципы предполагают для меня большую ответственность и большой труд. Дети обогащают нас, дают опыт, влияют на наши взгляды и чувства. Мы требуем, обвиняем, потворствуем и прощаем. Дети нас учат и воспитывает. Они живая книга человеческой натуры, и чтение её учит нас зрелости.
© 2016, Гуренко Виктория Викторовна 6540