СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Эстетическое воспитание — одна из составляющих современного воспитательного процесса

Нажмите, чтобы узнать подробности

Процесс созданий изображений немыслим без воспитания у детей эстетической культуры и художественной выразительности. Эстетическое воспитания — одна из составляющих современного воспитательного процесса любого образовательного учреждения. Важным средством эстетического воспитания является изобразительная деятельность. Изобразительная деятельность самого ребенка является способом выражения своих чувств, впечатлений, эмоций, своего внутреннего мира, через произведения мастеров изо, искусства - богатейший источник знаний об окружающей действительности, о мире красок, образов. В процессе создания рисунка дети овладевают знаково-символической системой координат, специфичной для выражения отношений предметного мира, а также человеческих чувств. Специально организованная деятельность должна отражать весь спектр социально-личностных потребностей ребенка, влиять на становление личностных качеств. Особенно актуален такой подход к воспитанию и обучению детей с отклонениями в умственном развитии. Эти дети выпадают из ситуации общечеловеческого развития у них затруднено использование традиционной «взрослой» культуры о качестве источника развития специфических человеческих способностей и способов деятельности. В результате нарушаются условия врастания ребенка в культуру, приобщения к культурному опыту человечества. Возникает потребность в обходных путях, других способах коррекционно-педагогического воздействия. Детские изображения ориентированы на эстетическую составляющую, при выполнении ребенок стремится к созданию выразительных, не подражательных рисунков или, по крайней мере, нацелен на создание подобных образов. Технологии коррекционной работы средствами изобразительной деятельности учитывают качественное своеобразие детей, тесно связанное с недоразвитием их познавательной деятельности. Конкретно-практический характер занятий создает благоприятные условия для мобилизации положительных возможностей умственно отсталых детей, что позволяет успешнее управлять их эмоциями и интеллектуальной деятельностью. Эстетическое воспитание на внеклассных занятиях осуществляется по нескольким направлениям и предполагает формирование и развитие у учащихся целенаправленной изобразительной деятельности, эстетического восприятия и эстетических чувств, оценочного отношения к произведениям изобразительного искусства в самостоятельно выполненных рисунках. Для реализации этих задач мне приходится преодолевать многие трудности, обусловленные своеобразием процесса восприятия умственно отсталых детей. Замедленный темп восприятия, недостаточная дифференциация и значительное сужение объема воспринимаемого материала нередко усугубляются пониженной активностью самих детей. Глядя на какое-либо изображение или предмет, умственно отсталый ребенок не стремится рассмотреть его во всех деталях, полностью разобраться в его особенностях. У него нет потребности всматриваться, искать, избирательно находить какие-нибудь свойства. Это зачастую дополняется неустойчивым вниманием, повышенной отвлекаемостью и быстрой утомляемостью школьников. Между тем полноценное восприятие окружающего мира необходимо для подготовки человека к жизни, к трудовой общественно полезной деятельности. Умение воспринимать и правильно понимать окружающее вы-рабатывается не сразу. Без соответствующего обучения и воспитания даже у нормально развивающихся детей процесс формирования восприятия несколько задерживается. Еще более нуждаются в специально организованной педагогической работе умственно отсталые дети. Сформировать эстетическое восприятие возможно только при определенном уровне развития способности анализировать. Речь идет об уровне, на котором ребенок оказывается в состоянии четко представлять объект в целом и мысленно выделять в нем отдельные свойства. На развитие такого анализирующего восприятия и направлены разнообразные упражнения, которые выполняются учащимися при рисовании. Особенно большое внимание уделяется воспитанию умений определять наиболее характерные признаки предмета — форму, строение, величину деталей, цвет, положение в пространстве. Для этого в помощь зрительному восприятию в начальный период обучения привлекаются другие анализаторы, в частности осязание и двигательная чувствительность. В целях удовлетворительного решения задач, связанных с восприятием, существенное значение имеет правильный отбор демонстрируемых объектов и изображений. Важно, чтобы используемые во вспомогательной школе наглядные средства были достаточно четкими, ярко и рельефно выражали присущие им особенности. Они должны оказывать на детей большое воспитательное воздействие, способствовать развитию у них художественного вкуса. Применение хорошо подобранных эстетических средств на внеклассных занятиях по рисованию вызывает у детей положительные реакции, обеспечивает заинтересованное отношение к работе и тем самым повышает эффективность занятий. Следует особо подчеркнуть, что восприятие приобретает характер эстетического лишь в тех случаях, когда у учащихся оказываются развитыми эстетические чувства. К ним относятся радость, восхищение, удовлетворение в связи с восприятием или созданием красивого, выразительного. Умственно отсталые дети в силу своего интеллектуального и эмоционального недоразвития первоначально воспринимают только элементарные проявления красоты. Под влиянием коррекционно-воспитательной работы расширяется сфера чувственного познания, углубляются эмоциональные переживания школьников. Я забочусь о развитии интеллектуальной регуляции чувств, даю им нужное направление. В результате у детей вырабатывается более или менее адекватная реакция при восприятии картин, узоров, изделий прикладного искусства. Наглядность и конкретность материала, представляющего определенную эстетическую ценность, в сочетании с эмоциональным характером обучения рисованию обостряют ощущения умственно отсталых детей, особенно ощущение цвета, цветовых сочетаний, ритмичных построений. Хорошо развитое чувство цвета составляет основу для развития способности осознанно воспринимать богатство красок в природе, в окружающей действительности. Чем лучше дети различают цвета и оттенки цвета, тем полнее они могут испытывать радость, рассматривая красивые цветосочетания в предметах быта и произведениях искусства. Эстетические чувства и переживания становятся более устойчивыми и содержательными по мере ослабления основного интеллектуального дефекта. Особое значение для развития эстетического восприятия и эстетических чувств имеет систематическая демонстрация доступных для понимания умственно отсталых детей произведений искусства: картина, скульптур, изделий народных мастеров, игрушек и т. п. На первоначальном этапе воспитанники знакомятся с иллюстрациями в детских книгах. Эстетическое воздействие красочных, нарядных картинок исключительно велико. В известной мере этому способствует знание детьми содержания иллюстрируемых литературных произведений. Работа с иллюстрациями Ю. Васнецова, В. Конашевича, Е. Рачева, В. Сутеева, А.Канев, А. Пахомова и других художников помогают мне осуществлять задачи эстетического воспитания. Эстетическое восприятие предполагает наличие интереса не только к содержанию художественного произведения, но и к средствам изображения. Через образы искусства удается показать детям богатство и разнообразие форм и красок окружающего мира, их соответствие содержанию произведения. Большое значение для понимания замысла художника имеет композиция. Определенным образом расположенные персонажи могут подчеркнуть основную идею, что облегчает восприятие и понимание изображенного. Чем полнее будут раскрыты изобразительные средства, которыми пользуется художник, тем понятнее для учащихся станет главная мысль произведения, тем сильнее окажутся их переживания и чувства. На занятиях творческого характера часто используются игрушки (цветные кубики, шары, пирамидки, башенки, матрешки и пр.), которые служат наглядными пособиями при обучении детей различению и называнию величин, цветов, форм. Нередко игрушка применяется как образец для рисования с натуры. Некоторые игрушки, по существу, представляют миниатюрную скульптуру. К ним относятся игрушки из дерева (например, работы богородских мастеров «Мужик и медведь», «Клюющие курочки», «Козлята» и др.), фарфора, камня, пластмассы и др. Моим детям наиболее доступны для восприятия такие игрушки, в которых отчетливо показано какое либо действие или передан знакомый им сюжет (например «вершки и корешки»). Используя на занятиях игрушки и скульптуры малых форм, важно научить детей понимать увиденное, рассказывать не только о том, что изображено, но и как изображено. Значительное место в эстетическом воспитании детей занимают демонстрации образцов узоров, орнаментов (художественная резьба по дереву), которые используются в декоративном рисовании. Это помогает учащимся понимать особенности построения узоров, подбирать нужные элементы, наиболее удачные сочетания цветов. Знакомство воспитанников вспомогательной школы с искусством расширяет их кругозор, учит видеть и понимать прекрасное. Восприятие произведений искусства оказывает влияние на эмоции, повышает восприимчивость и активность, оставляет заметный след в сознании детей. Для эстетического воспитания большое значение имеет не посредственная практическая деятельность школьников. Их активные действия при освоении графических движений, во время формирования умений передавать цвет, ритм, симметрию, композицию усиливают процесс восприятия прекрасного, способствуют накоплению эстетических впечатлений. По мере общего развития и в связи с занятиями рисованием многие формы и свойства изображаемого становятся для детей образцом красивого и привлекательного. Включение моих детей в управляемую мною деятельность, осознание ребенком того, что он сможет сам нарисовать интересный предмет, выполнить ритмические построения, передать красивые цветовые сочетания, аккуратно заполнить декоративными элементами лист бумаги, оказать посильную помощь в оформлении класса - все это имеет больше преимуществ, нежели простое созерцание объектов или образцов. Особое коррекционно-развивающее значение приобретает целенаправленная организация наблюдений детей (на улице, в парке, в лесу, в поле, и т. д.). В процессе специальных наблюдений дети осуществляют узнавание предметов, анализируют их форму, цвет, пространственные отношения, определяют специфические черты, сходство и различие. Выявление этих свойств и последующее отражение их на рисунках развивают детей в интеллектуальном и эстетическом отношениях (рисунки, экскурсии). На основе развития мышления и речи создаются предпосылки для формирования элементарных эстетических суждений. Через эмоциональное восприятие красивого детей подводят к доступной их сознанию эстетической оценке своих рисунков, рисунков товарищей, произведений искусства. Систематическая демонстрация и изучение разнообразных со вкусом подобранных объектов (как натуральных, так и различного рода муляжей, чучел, игрушек, а также художественно выполненных образцов) способствуют тому, что даже младшие умственно отсталые школьники спустя некоторое время оказываются в состоянии делать первые обобщения. И хотя детям не хватает нужных слов, а оценки наблюдаемого весьма элементарны и отрывочны, встреча с прекрасным на занятиях изобразительного искусства пробуждает в них эстетические чувства. Это проявляется в адекватных положительно-эмоциональных реакциях, в желании потрогать предмет или поиграть им, поставить к себе на парту, показать другу. Дети старшего звена под влиянием коррекционно-воститательной работы способны дать достаточно полную характеристику изображаемым объектам, подчеркнуть их привлекательность, выделить в них такие элементы, которые действительно вызывают эстетическое чувство (например, ритм и цвет в орнаментальной композиции). Такое чувство нередко оказывается настолько сильным, что учащиеся проявляют повышенный интерес к демонстрируемым предметам, стремятся получше рассмотреть их, обнаруживают нетерпение в ожидании начала работы над рисунком (иногда торопят учителя, приступают к работе, не дожидаясь разрешения). Под направляющим педагогическим воздействием у умственно отсталых детей формируется также оценочное отношение к результатам своего труда. Это выражается, прежде всего, в уме они критично проанализировать собственные рисунки и рисунки своих товарищей. Младшие школьники осуществляют такую работу на элементарном уровне, да и то только при условии, что им помогает взрослый. С его помощью они способны отметить, что красиво в том или ином рисунке, что в нем интересно и привлекательно. Старшеклассники могут дать более или менее правильную оценку изображениям самостоятельно, если перед ними такая задача поставлена. При этом их суждения касаются как содержания работы, так и техники исполнения. Большое внимание учащиеся обращают на аккуратность, тщательность и точность выполнения задания. Эстетическое чувство и оценочное отношение наблюдаются у детей и при восприятии произведений изобразительного искусства. Однако характер даваемых детьми оценок очень неоднороден и зависит, прежде всего, от индивидуальных возможностей школьников и эффективности проводимой с ними работы. Высказывания учащихся младших классов при рассматривании художественной картины обычно носят констатирующий характер. Чаще всего дети схватывают отдельные знакомые им предметы и называют их без связи с содержанием картины в целом. Недостаточное специфическое узнавание изображенных предметов (персонажей) препятствует установлению правильных связей и отношений между ними, порождает различного рода ошибки при определении темы художественного произведения, обусловливает неадекватность эмоционального отклика. Вместе с тем младшие школьники радуются понравившейся им картине, (снова просят ее показать, а при соответствующих побуждениях могут не только перечислить изображенные объекты, но и определить их цвет, величину, форму). 9 Занятия по изобразительному искусству благотворно сказываются на развитии эмоционально-эстетического восприятия и у детей старшего звена. Благодаря систематическим занятиям школьники способны, в частности, определить основную идею художественного произведения, разобраться во взаимоотношениях между персонажами, описать изображаемое действие. Под руководством педагога они могут сопоставить одну картину с другой, провести их сравнительный анализ. Учащиеся оказываются в состоянии выделить и некоторые художественные средства в произведениях искусства. У старшеклассников появляются любимые картины, которым они отдают предпочтение при рассматривании и разборе. Использование системы учебно-воспитательных и коррекционно-развивающих мероприятий на протяжении школьного обучения помогает в известной мере преодолеть недостатки эмоционально-эстетического развития учащихся. Важным средством эстетического воспитания детей является одним в изобразительной деятельности (не только рисование, лепка, аппликация, работа с природными материалами). Она позволяет детям выразить в рисунке, лепке, аппликациях свое предсказание об окружающем мире, понимание его и отношение к нему. Поэтому овладение изобразительной деятельностью имеет для ребенка очень большое значение: он получает возможность самостоятельно создать рисунок, вылепить любой предмет, вырезать и наклеить картинку. Эти занятия доставляют моим детям радость, создают положительный эмоциональный настрой, способствует развитию творчества. Чем более глубокими и прочными знаниями, умениями и навыками овладевает ребенок, тем уровень эстетического его развития будет выше. Известный скульптур С.Т. Коненков писал: «Произведения изобразительного искусства - человек живет не только в залах картинных галерей и музеев. Как ценен молчаливый разговор и наедине с самим собой, когда полотна и статуи оживают в сердце. Надо только не закрывать перед собой двери в храм красоты, не обкладывать себя, а постоянно тренировать свой «вкус». Для того чтобы создать зримый художественный образ, нужно научиться наблюдать, выделять характерное, выразительное, обобщать свои наблюдения и находить для них наиболее полную, емкую изобразительную форму. Как предмет эстетического цикла изобразительное искусство воспитывает эмоциональную отзывчивость на прекрасное, интерес к искусству и к художественной деятельности, верность традициям. Условия воспитательной эффективности моих занятий изобразительного искусства является интерес и увлеченность детей работой. Я думаю, что развитие эстетического восприятия природы и окружающего мира преследует цель накопления детьми образных представлений и впечатлений, развития их жизненного опыта и наблюдательности, представлений о практическом значении художественной деятельности в жизни людей и общества в целом. Детям необходимо создавать благоприятные условия для эстетического развития, чтобы каждый ребенок мог приобщаться к изобразительному искусству. Часто взрослые считают, что это отвлекает детей от умения, и поэтому запрещают им заниматься лепкой, рисунком и т.д. Такое отношения к увлечениям и интересам детей создает нездоровую атмосферу, они иногда вынуждены продолжать любимое дело тайком от взрослых. Не каждый ребенок становится художником, но каждый может проникнуться любовью к искусству и стать его истинным ценителем. Развивая интерес ребенка к изобразительному искусству, следует на первых этапах осторожно делать критические замечания чаще всего похвала может раскритиковать детские творческие силы и способности. Следует беречь детские работы и учить детей бережно относиться к своему творчеству. Я считаю, что совместное увлечение взрослых и детей изобразительным искусством создает духовную близость, заинтересованность, взаимопонимание, увлеченность.
21.01.2017 07:14


Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!