СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Основные направления работы классного руководителя по граж-данскому и патриотическому воспитанию обучающихся

Нажмите, чтобы узнать подробности

Актуальность темы: 21 век – век компьютеризации, инноваций, новых технологий.

Это важно, это современно. Но проблема воспитания остается одной из самых важных проблем на данном этапе времени. Проблема патриотизма в наше время – это одна из актуальных и серьезных проблем общества. Мы должны передать эстафету памяти, показать подрастающему поколению величие и самоотверженность подвига советских людей, завоевавших Победу. Воспитывая у детей патриотизм, мы воспитываем и духовно – нравственные качества. Это всё взаимосвязано.

Гражданско-патриотическое воспитание в современных условиях – это целенаправленный, нравственно обусловленный процесс подготовки подрастающего поколения к функционированию и взаимодействию в условиях демократического общества, к инициативному труду, участию в управлении социально ценными делами, к реализации прав и обязанностей, а также укрепления ответственности за свой политический, нравственный и правовой выбор, за максимальное развитие своих способностей в целях достижения жизненного успеха. Гражданско-патриотическое воспитание способствует становлению и развитию личности, обладающей качествами гражданина и патриота своей страны.

Цель темы: обобщение опыта работы классного руководителя по гражданско-патриотическому воспитанию школьников. Назначение темы: обмен опытом гражданско-патриотического воспитания школьников.

У педагога есть трудная, но очень важная миссия - быть классным руководителем. Воспитательные функции в общеобразовательном учреждении выполняют все педагогические работники. Однако ключевая роль в решении задач воспитания принадлежит педагогическому работнику, на которого возложены функции классного руководителя. Классный руководитель традиционно является важным звеном между учеником, педагогами, родителями. В условиях реализации новых образовательных стандартов роль классного руководителя - роль сопровождающего и поддерживающего ребенка в образовательном процессе.

Я работаю в школе 21год. Мой стаж работы в должности классного руководителя – 21 год.

В одном из выступлений президент Российской Федерации В.В.Путин сказал: «Мы должны строить свое будущее на прочном фундаменте. И такой фундамент – это патриотизм». Тема патриотизма одинаково важна как для молодого человека, так и для людей среднего и пожилого возраста. Но патриотическое воспитание всегда являлось одной из важнейших задач школы, ведь детство и юность - самая благодатная пора для привития священного чувства любви к Родине. Без патриотического воспитания мы можем потерять страну. В слове патриотизм заключены высшие смыслы человеческого существования, связанные с историей державы, с памятью ушедших поколений и их славных дел. В моём понимании, патриотизм – это качество нравственное, это сокровенное чувство, которое находится глубоко в душе человека. И о патриотизме судят не по словам, а по делам человека.

Правительство и Министерство образования РФ считает патриотическое воспитание в школе, как одну и главных задач образования детей и молодежи.

Поэтому роль классного руководителя в воспитании подрастающего поколения огромна - он может стать объединяющей силой и поддержкой для родителей и детей.

Патриотическое воспитание является важной составляющей духовно-нравственного воспитания, которое включает в себя кроме патриотического и гражданского семейное, трудовое, этическое, эстетическое и социальное воспитание.

В своей деятельности в качестве классного руководителя вопросы патриотического воспитания подрастающего поколения я пытаюсь решать комплексно и системно. Стараюсь привлечь к активному участию в различных школьных и классных мероприятиях всех учащихся класса. Стремлюсь создать условия для развития у детей творческой инициативы, гражданской позиции, ответственности и всех качеств, которые востребованы обществом. Систему патриотического воспитания в классе я строю с учётом возраста учащихся, учитывая степень подготовленности учащихся к жизни и деятельности в коллективе, их умения самостоятельно принимать решения и действовать самостоятельно.

На протяжении всей педагогической деятельности (а это 21год) я осуществляю работу с детьми по гражданско-патриотическому воспитанию.

Решая задачи патриотического воспитания, строю свою работу в соответствии с местными условиями и особенностями детей. Применяю в своей работе как традиционные, так и инновационные формы работы. Традиционные формы работы: классные часы, с использование презентаций, праздники, беседы, викторины, выставки рисунков, уроки мужества, внеклассные мероприятия на патриотическую тему, выпуск стенных газет.

Инновационные формы работы: поисковая работа, участие в социальных проектах, школьных конференциях, экскурсионная деятельность с посещением музеев, выставок, встречи с интересными людьми, просмотр видеофильмов. Я выделяю несколько направлений патриотического воспитания:

1.Воспитание патриотических чувств через изучение материалов о семье

В рамках данного направления: - изучать историю своего рода через составление генеологических древ «Мое семейное древо»; - проводить конкурсы рисунков «Мама, папа, я – наша дружная семья», «Пусть всегда будет мама» и др.; - организовать совместные праздники родителей с детьми: День знаний, День Матери, «День пожилого человека», «День добра и уважения», День семьи, 8 Марта, «А мамины глаза» и др. 2. Воспитание патриотических чувств через углубленное изучение истории школы

При работе по данному направлению использовались следующие формы воспитательной работы: - сбор материала и оформление стенда «Они защищали Родину»; - проведение профессиональных праздников: День Знаний, День Учителя; - проведение акции «Милосердие», поздравление ветеранов школы, тружеников тыла, ветеранов труда, чье детство было опалено войной. 3. Воспитание патриотических чувств через осознание причастности к судьбе малой Родины, ее прошлого, настоящего и будущего. По данному направлению запланированы следующие мероприятия: - проект «Моя семья в годы Великой Отечественной войны»; - изучение истории возникновения нашего села; - конкурс рисунков «Красоты моего края»; - проведение классного часа «Край родной, село мое»; - внеклассного мероприятия «День земли»; - в школьном музее классный час «Неизвестный солдат», - внеклассное мероприятие «Не должно быть в России забытых героев», посвящённое Дню Неизвестного Солдата.

Многие мероприятия можно провести в школьном музее.

Всё, что изучают и о чем узнают дети в музее, есть часть жизни их предков, история их родного края, государства. Очень важно научить уважать и любить то место, где мы родились и выросли, где жили наши предки. 4. Воспитание патриотических чувств через осознание причастности к судьбе Отечества, его прошлого, настоящего и будущего.

Работая в этом направлении, стараюсь воспитывать в детях любовь к Родине, к традициям и истории своей страны. Особое место в этом направлении занимает изучение истории Великой Отечественной войны. Считаю, что проведение мероприятий к Дню Победы в Великой Отечественной войне это идеальные условия для развития патриотических ценностей у школьников. По данному направлению запланированы следующие мероприятия: - ежегодно 3 декабря отмечаем праздник – День Неизвестного Солдата – в память о российских и советских воинах, погибших в боевых действиях на территории нашей страны или за ее пределами; - ежегодно 9 декабря провожу с учениками мероприятие «День Героев Отечества»; - традиционное участие в школьных мероприятиях, посвященных общегосударственному празднику День защитника Отечества;

-классные час к 100летию Зои Космодемьянской;

конкурс «Мальчишка - будущий солдат»; - праздник Дня Защитника Отечества «Русский солдат умом и силой богат»;

выпускаем стенные газеты к праздникам. Ежегодно в канун празднования Дня Победы мы с ребятами участвуем: - в акциях «Георгиевская ленточка», «Бессмертный полк»; - в конкурсах рисунков, поделок, посвященные Дню Победы; Провести с детьми цикл мероприятий к памятным датам Великой Отечественной войны: - классные часы « Дети блокадного Ленинграда», «Ленинград в годы блокады», посвященные снятию блокады Ленинграда;

классные часы «Ты же выжил, солдат», «Дети Сталинграда», посвященные Сталинградской битве;»; - урок мира «Вспомним всех поимённо».

Участие в акции «Свеча памяти». Ежегодно в День памяти и скорби 22 июня зажигаем с учениками свечи в честь 27 миллионов погибших в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов и всех павших в боях за Родину. - возложение венков и цветов к памятнику воинам, павшим в годы Великой Отечественной войны; На всех патриотических мероприятиях чтим память славных воинов минутой молчания. Эта акция большое имеет значение в воспитании детей. Каждое мероприятие – это результат сотрудничества классного руководителя, учителей, родителей и детей. При выборе формы проведения и методов организации деятельности детей на всех этапах подготовки и проведения мероприятия я включаю в деятельность каждого ребенка с учетом его желания и способностей. Все мероприятия, проведенные в комплексе, способствуют воспитанию истинных патриотов своего Отечества. В заключение хочется сказать, что патриотическое воспитание обучающихся – процесс сложный и многогранный. Воспитать человека любящим свою землю, свой народ, быть готовым к защите своей Родины – очень непростая задача. Но она, безусловно, осуществима, если мы, педагоги, будем выполнять ее с любовью и добротой, не забывая мудрых слов: «Ученик – это не сосуд, который нужно наполнить знаниями, а факел, который нужно зажечь!» Всё, что вкладываем мы в наших детей сегодня, завтра даст соответствующие результаты. Сегодня мы воспитываем патриотов, деловых людей, значит, можно быть уверенными в развитии и становлении нормального общества и сильной державы. Патриотами люди не рождаются, честь, настойчивость, чуткость не приходят сами по себе. Эти и другие качества необходимо целенаправленно и ежедневно воспитывать в детях, прежде всего в семье, но и в значительной степени в школе. Я надеюсь, что мой опыт поможет детям любить свой родной край, его чудесную природу, щедрых и трудолюбивых людей, которые живут в стране с красивейшим названием Россия. «России не станет тогда, когда не станет последнего патриота» - Н. М. Карамзин. Надеюсь, мои ученики будут настоящими патриотами! И нас будет много!

Актуальность темы: 21 век – век компьютеризации, инноваций, новых технологий.

Это важно, это современно. Но проблема воспитания остается одной из самых важных проблем на данном этапе времени. Проблема патриотизма в наше время – это одна из актуальных и серьезных проблем общества. Мы должны передать эстафету памяти, показать подрастающему поколению величие и самоотверженность подвига советских людей, завоевавших Победу. Воспитывая у детей патриотизм, мы воспитываем и духовно – нравственные качества. Это всё взаимосвязано.

Гражданско-патриотическое воспитание в современных условиях – это целенаправленный, нравственно обусловленный процесс подготовки подрастающего поколения к функционированию и взаимодействию в условиях демократического общества, к инициативному труду, участию в управлении социально ценными делами, к реализации прав и обязанностей, а также укрепления ответственности за свой политический, нравственный и правовой выбор, за максимальное развитие своих способностей в целях достижения жизненного успеха. Гражданско-патриотическое воспитание способствует становлению и развитию личности, обладающей качествами гражданина и патриота своей страны.

Цель темы: обобщение опыта работы классного руководителя по гражданско-патриотическому воспитанию школьников. Назначение темы: обмен опытом гражданско-патриотического воспитания школьников.

У педагога есть трудная, но очень важная миссия - быть классным руководителем. Воспитательные функции в общеобразовательном учреждении выполняют все педагогические работники. Однако ключевая роль в решении задач воспитания принадлежит педагогическому работнику, на которого возложены функции классного руководителя. Классный руководитель традиционно является важным звеном между учеником, педагогами, родителями. В условиях реализации новых образовательных стандартов роль классного руководителя - роль сопровождающего и поддерживающего ребенка в образовательном процессе.

Я работаю в школе 21год. Мой стаж работы в должности классного руководителя – 21 год.

В одном из выступлений президент Российской Федерации В.В.Путин сказал: «Мы должны строить свое будущее на прочном фундаменте. И такой фундамент – это патриотизм». Тема патриотизма одинаково важна как для молодого человека, так и для людей среднего и пожилого возраста. Но патриотическое воспитание всегда являлось одной из важнейших задач школы, ведь детство и юность - самая благодатная пора для привития священного чувства любви к Родине. Без патриотического воспитания мы можем потерять страну. В слове патриотизм заключены высшие смыслы человеческого существования, связанные с историей державы, с памятью ушедших поколений и их славных дел. В моём понимании, патриотизм – это качество нравственное, это сокровенное чувство, которое находится глубоко в душе человека. И о патриотизме судят не по словам, а по делам человека.

Одна из важнейших составляющих процесса воспитания - формирование и развитие патриотических чувств. Без наличия этого компонента нельзя говорить о воспитании по-настоящему гармоничной личности. Приоритетным направлением в воспитательной работе я считаю духовно-нравственное и патриотическое воспитание, которое формирует гражданскую позицию, патриотическое сознание, национальное самосознание, любовь и уважение к истории семьи, города, Отечества. Воспитание гражданственности, патриотизма, уважение к правам, свободам и обязанностям человека являются значимыми аспектами воспитания подрастающего поколения.

Наше общество испытывает духовно-нравственный кризис. Агрессия и безнравственность поглощает молодое поколение. Современную историю стремятся переделать, уменьшив роль нашей страны во второй мировой войне. В общественное сознание внедряются чуждые российскому менталитету, главным образом, проамериканские ценности, вытесняющие отечественную историю, культуру, традиции. Современная молодежь имеет доступ к различным источникам информации, в которых не всегда умеет правильно ориентироваться. Появляется необходимость в правильно организованном воспитательном процессе, направленном на формирование чувства патриотизма.

Правительство и Министерство образования РФ считает патриотическое воспитание в школе, как одну и главных задач образования детей и молодежи.

Сегодня много говорят о возрождении патриотического воспитания детей и молодежи. И это правильно, только человек, знающий и уважающий историю своей Родины, своего народа, своей семьи, гордящийся славой своих предков, переживающий за свою страну, может быть истинным гражданином, способным взять на себя груз ответственности за Россию. Ребенок должен знать героические страницы истории своей семьи, испытывать гордость за близких людей, что в конечном итоге приведет к воспитанию такого великого чувства, как любовь к Родине. Поэтому роль классного руководителя в воспитании подрастающего поколения огромна - он может стать объединяющей силой и поддержкой для родителей и детей.

Патриотическое воспитание является важной составляющей духовно-нравственного воспитания, которое включает в себя кроме патриотического и гражданского семейное, трудовое, этическое, эстетическое и социальное воспитание.

В своей деятельности в качестве классного руководителя вопросы патриотического воспитания подрастающего поколения я пытаюсь решать комплексно и системно. Стараюсь привлечь к активному участию в различных школьных и классных мероприятиях всех учащихся класса. Стремлюсь создать условия для развития у детей творческой инициативы, гражданской позиции, ответственности и всех качеств, которые востребованы обществом. Систему патриотического воспитания в классе я строю с учётом возраста учащихся, учитывая степень подготовленности учащихся к жизни и деятельности в коллективе, их умения самостоятельно принимать решения и действовать самостоятельно.

На протяжении всей педагогической деятельности (а это 21год) я осуществляю работу с детьми по гражданско-патриотическому воспитанию.

Решая задачи патриотического воспитания, строю свою работу в соответствии с местными условиями и особенностями детей. Применяю в своей работе как традиционные, так и инновационные формы работы. Традиционные формы работы: классные часы, с использование презентаций, праздники, беседы, викторины, выставки рисунков, уроки мужества, внеклассные мероприятия на патриотическую тему, выпуск стенных газет.

Инновационные формы работы: поисковая работа, участие в социальных проектах, школьных конференциях, экскурсионная деятельность с посещением музеев, выставок, встречи с интересными людьми, просмотр видеофильмов. Я выделяю несколько направлений патриотического воспитания:

1.Воспитание патриотических чувств через изучение материалов о семье

В рамках данного направления: - изучать историю своего рода через составление генеологических древ «Мое семейное древо»; - создать библиографический альбом о земляках нашего села, участниках и ветеранах Великой Отечественной войны; - проводить конкурсы рисунков «Мама, папа, я – наша дружная семья», «Пусть всегда будет мама» и др.; - организовать совместные праздники родителей с детьми: День знаний, День Матери, «День пожилого человека», «День добра и уважения», День семьи, 8 Марта, «А мамины глаза» и др. Узнавая о своих корнях, о своих предках, дети через жизнь близких им людей познают историю Родины, она становится ближе и понятнее, поскольку окрашивается их переживаниями.

2. Воспитание патриотических чувств через углубленное изучение истории школы

При работе по данному направлению использовались следующие формы воспитательной работы: - сбор материала и оформление стенда «Они защищали Родину»; - сбор материала и оформление стенда «История школы»; - проведение профессиональных праздников: День Знаний, День Учителя; - проведение акции «Милосердие», поздравление ветеранов школы, тружеников тыла, ветеранов труда, чье детство было опалено войной. Опыт работы показал, что патриотическое воспитание способствует сплочению классного коллектива, духовному обогащению личности ребенка, проявлению его лучших качеств: доброты, отзывчивости, милосердия, стремления сделать хорошее для старшего поколения. 3. Воспитание патриотических чувств через осознание причастности к судьбе малой Родины, ее прошлого, настоящего и будущего. По данному направлению запланированы следующие мероприятия: - проект «Моя семья в годы Великой Отечественной войны»; - изучение истории возникновения нашего села; - конкурс рисунков «Красоты моего края»; - проведение классного часа «Край родной, село мое»; - внеклассного мероприятия «День земли»; - в школьном музее классный час «Неизвестный солдат», - внеклассное мероприятие «Не должно быть в России забытых героев», посвящённое Дню Неизвестного Солдата.

Многие мероприятия можно провести в школьном музее.

Всё, что изучают и о чем узнают дети в музее, есть часть жизни их предков, история их родного края, государства. Очень важно научить уважать и любить то место, где мы родились и выросли, где жили наши предки. 4. Воспитание патриотических чувств через осознание причастности к судьбе Отечества, его прошлого, настоящего и будущего.

Работая в этом направлении, стараюсь воспитывать в детях любовь к Родине, к традициям и истории своей страны. Особое место в этом направлении занимает изучение истории Великой Отечественной войны. Считаю, что проведение мероприятий к Дню Победы в Великой Отечественной войне это идеальные условия для развития патриотических ценностей у школьников. По данному направлению запланированы следующие мероприятия: - ежегодно 3 декабря отмечаем праздник – День Неизвестного Солдата – в память о российских и советских воинах, погибших в боевых действиях на территории нашей страны или за ее пределами; - ежегодно 9 декабря провожу с учениками мероприятие «День Героев Отечества»; - традиционное участие в школьных мероприятиях, посвященных общегосударственному празднику День защитника Отечества;

-классные час к 100летию Зои Космодемьянской;

конкурс «Мальчишка - будущий солдат»; - праздник Дня Защитника Отечества «Русский солдат умом и силой богат»;

выпускаем стенные газеты к праздникам. Ежегодно в канун празднования Дня Победы мы с ребятами участвуем: - в акциях «Георгиевская ленточка», «Бессмертный полк»; - в конкурсах рисунков, поделок, посвященные Дню Победы; Провести с детьми цикл мероприятий к памятным датам Великой Отечественной войны: - классные часы « Дети блокадного Ленинграда», «Ленинград в годы блокады», посвященные снятию блокады Ленинграда;

классные часы «Ты же выжил, солдат», «Дети Сталинграда», посвященные Сталинградской битве;»; - урок мира «Вспомним всех поимённо».

Участие в акции «Свеча памяти». Ежегодно в День памяти и скорби 22 июня зажигаем с учениками свечи в честь 27 миллионов погибших в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов и всех павших в боях за Родину. - возложение венков и цветов к памятнику воинам, павшим в годы Великой Отечественной войны; На всех патриотических мероприятиях чтим память славных воинов минутой молчания. Эта акция большое имеет значение в воспитании детей. Каждое мероприятие – это результат сотрудничества классного руководителя, учителей, родителей и детей. При выборе формы проведения и методов организации деятельности детей на всех этапах подготовки и проведения мероприятия я включаю в деятельность каждого ребенка с учетом его желания и способностей. Все мероприятия, проведенные в комплексе, способствуют воспитанию истинных патриотов своего Отечества. В заключение хочется сказать, что патриотическое воспитание обучающихся – процесс сложный и многогранный. Воспитать человека любящим свою землю, свой народ, быть готовым к защите своей Родины – очень непростая задача. Но она, безусловно, осуществима, если мы, педагоги, будем выполнять ее с любовью и добротой, не забывая мудрых слов: «Ученик – это не сосуд, который нужно наполнить знаниями, а факел, который нужно зажечь!» Всё, что вкладываем мы в наших детей сегодня, завтра даст соответствующие результаты. Сегодня мы воспитываем патриотов, деловых людей, значит, можно быть уверенными в развитии и становлении нормального общества и сильной державы. Патриотами люди не рождаются, честь, настойчивость, чуткость не приходят сами по себе. Эти и другие качества необходимо целенаправленно и ежедневно воспитывать в детях, прежде всего в семье, но и в значительной степени в школе. Я надеюсь, что мой опыт поможет детям любить свой родной край, его чудесную природу, щедрых и трудолюбивых людей, которые живут в стране с красивейшим названием Россия. «России не станет тогда, когда не станет последнего патриота» - Н. М. Карамзин. Надеюсь, мои ученики будут настоящими патриотами! И нас будет много!

29.02.2024 15:27


© 2024 58

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!