СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Роль классного руководителя в системе среднего профессионального образования

Нажмите, чтобы узнать подробности

РОЛЬ КЛАССНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ В СИСТЕМЕ

СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Работа классного руководителя в системе среднего профессионального образования имеет свою специфику. Так как в колледж приходят уже взрослые ребята, сформировавшиеся личности, определившиеся с будущей профессией, со своей жизненной позицией. Одним из важных направлений работы классного руководителя в колледже является воспитание коллектива обучающихся. Очень часто именно в коллективе удовлетворяются духовные потребности подростков в общении, самоутверждении, самовыражении, развитии их лучших индивидуальных качеств, приобретении необходимого жизненного опыта. Ведь выйдя из стен колледжа, выпускник войдет в другие различные коллективы. От того, насколько успешно пройдет его адаптация там, зависит и психологический комфорт человека, и его успешность в профессиональной деятельности.

Классный руководитель организует и направляет воспитательный процесс в группе, объединяет усилия родителей, педагогического коллектива, а также администрации колледжа. Совместно с мастером производственного обучения классный руководитель поддерживает, стимулирует и незаметно корректирует все виды отношений в группе. Выбирает актив группы из ребят, на которых всегда можно положиться. Строит свою работу на основе общих интересов обучающихся, равенства, взаимопонимания и уважения. Классный руководитель формирует мотивацию к обучению каждого отдельного студента, изучая его возрастные способности, организует своевременную помощь отстающим студентам, их работу в общественно-полезном труде.

Деятельность коллектива не должна замыкаться в узких рамках группы. Нужно органически вписываться в общественную жизнь колледжа, участвовать в различных общественных мероприятиях: праздновании памятных дат, юбилеев деятелей науки и культуры, традиционных праздников, общих праздников, конкурсах, концертах, олимпиадах.

Совместная деятельность обучающихся позволяет классному руководителю не только формировать позитивные межличностные отношения, но и управлять ими. Общее дело сближает ребят, сглаживается отрицательное отношение к кому-либо из одногруппников, снимаются стрессы, вызванные неуспешностью в учебной деятельности, конфликтами в семье.

Работа с родителями также неотъемлемая часть деятельности классного руководителя, которая требует умения устанавливать доверительные и деловые отношения с ними, педагогического такта и выдержки. Неоценимое значение имеют личные контакты классного руководителя с родителями. Классный руководитель информирует родителей об успехах студента, акцентируя внимание на положительном, говорит о трудностях и неудачах, стараясь выяснить причины ослабления в учебе, совместно определяют методы помощи.

Классный руководитель прогнозирует, анализирует, организует, сотрудничает, контролирует повседневную жизнь и деятельность учащихся своей группы. Также классный руководитель следит за развитием индивидуальности учащегося, поскольку является педагогом группы и непосредственно может прослеживать духовное развитие каждого, т.е индивидуальный подход, учитывая характер и способности обучающегося.

Основными направлениями воспитательной работы классного руководителя являются: пропаганда ЗОЖ, профилактика правонарушений, трудовое воспитание, гражданско-патриотическое воспитание, художественно-эстетическое воспитание, нравственное воспитание, межличностные отношения.

Для эффективной работы классному руководителю необходимо хранить и использовать множество различной документации, сведений об обучающихся: медицинские, демографические, психологические и педагогические данные(характеристика). Он всегда должен знать расписание своей группы, а также список преподавателей, которые в ней работают. Также у классного руководителя должны иметься все основные личные сведения о студентах и их родителях (составляется социальный паспорт группы). Он ведёт учёт успеваемости и посещаемости учащихся, а также планирует свою деятельность и деятельность группы в рамках учебного заведения.

Большую помощь классному руководителю оказывает журнал воспитательной работы, куда записываются характеристики каждого студента, результаты наблюдения за учащимися, их поведением, общением, размышления по тому или иному поводу, идеи по подбору методов, средств, форм воспитательного воздействия с учетом индивидуальных особенностей обучающихся.

Воспитательная работа классного руководителя ведется по плану. План работы классного руководителя – важный документ, в котором отмечаются цели, задачи, способы и формы воспитательной деятельности, а также отражаются функции, права и обязанности классного руководителя.

Особое место в деятельности классного руководителя занимает работа с так называемыми «трудными» детьми, детьми «группы риска». Такие запущенные дети появляются на фоне равнодушного отношения к ним окружающих: родителей, учителей, знакомых. Дети глубоко переживают это безразличие. Они чувствуют себя одинокими, ненужными, беззащитными. В этом случае наносится ущерб личности, часто необратимый. Таким детям нужна помощь и поддержка, а не жесткий педагогический прессинг, авторитарный стиль работы. При работе с девиантными детьми классному руководителю необходимо определить оптимальную позицию по отношению к ним и убедить преподавателей группы принять ее. Таким образом сформируется единая воспитательная система, которая сама по себе благотворно влияет на ребенка.

Очень важно в работе с девиантными детьми восстановить у них уверенность и самоуважение, не снижая при этом требований к поведению. Классному руководителю нужна четкость в требованиях, также нужно быть абсолютно уверенным в том, что обучающийся в состоянии выполнить требуемое. Требование невозможного – источник постоянных конфликтов: педагог не оставляет подростку выбора. Если конфликт возник, то надо как можно скорее погасить его, обсудить и объяснить, к каким последствиям ведет его поведение, обязательно подчеркнуть, что он сам несет ответственность за свое поведение. Нужно дать почувствовать обучающемуся, что его уважают и признают его права. Тогда они сами откажутся от негативных поступков и нелепых выходок, которыми пытались доказать свою значимость.

Одной из важнейших задач современного общества является воспитание гармонично развитой личности, придерживающейся основных человеческих ценностей и нравственных принципов, которые приняты в нашем обществе и испокон веков передаются из поколения в поколение. И классный руководитель совместно с мастером производственного обучения вносят свой вклад в воспитание подрастающего поколения в духе любви к отчизне, подготовку его к жизни в самом широком смысле. Только гармонично развитая личность способна помнить свое прошлое, жить настоящим и задумываться о будущем.

Список использованной литературы:

1. Савва Л.И., Педагогика в образно-логическом изложении: учебное пособие.- Магнитогорск: Магнитогорский Дом печати, 2015.-129с.

2.Формы воспитательной работы классного руководителя/ Под ред. Л.В. Кузнецовой, сост. Г.С. Семенов.- М.: Школьная пресса, 2006.

3. https://www.menobr.ru/

Категория: Русский язык
04.11.2024 03:29


Рекомендуем курсы ПК и ПП