СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Новый профессиональный стандарт педагога как ресурс развития профессиональной компетенции педагогических работников

Нажмите, чтобы узнать подробности

Часть №2. Нормативные правовые документы, регламентирующие использование профессионального стандарта В государственной программе Российской Федерации «Развитие образования» на 2013-2020 гг. определены основные задачи в области повышения профессионального уровня педагогических работников общеобразовательных организаций. Достижению результатов выполнения одного из приоритетных направлений вышеуказанной программы – внедрению профессионального стандарта «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)» - способствует разработка нормативной и методической документации, регламентирующей использование профессионального стандарта педагога. Разработка пакета документов по обеспечению внедрения профессионального стандарта в системе образования направлена на реализацию задач Комплексной программы повышения профессионального уровня педагогических работников общеобразовательных организаций на 2015-2020 гг. (программа утверждена заместителем Председателя Правительства Российской Федерации О.Г. Голодец 28 мая 2014 г. №3241п-П8; далее Комплексная программа) Профессиональный стандарт педагога – это сложный регулятор большого числа вопросов педагогической работы: трудоустройства педагогов, определения его должностных обязанностей, аттестации, оценки труда, оплаты труда и т.д. В соответствии с Комплексной программой внедрение профессионального стандарта педагога должно не просто повысить эффективность работы педагога, но создать принципиально новые механизмы модернизации педагогического образования и организации профессиональной деятельности педагога с опорой на профессиональный стандарт. В процессе применения профессионального стандарта педагога предусмотрены изменения в системе подготовки и повышения квалификации педагогических кадров, организации труда педагогов на реальных рабочих местах, решены задачи изменения оценки и оплаты труда педагогических работников, номенклатуры и замещения должностей, процедур аттестации и сертификации квалификаций, базирующихся на содержании и требованиях профстандарта педагога. Разработаны предложения модернизации форм трудовых отношений на основе эффективного контракта. В 2015 году по результатам первого и второго этапов внедрения профессионального стандарта педагога при активном участии субъектов Российской Федерации разработан следующий перечень нормативной и методической документации, регламентирующий использование профстандарта педагога в соответствии с требованиями Комплексной программы повышения профессионального уровня педагогических работников общеобразовательных организаций:  Предложения по введению дифференцированных уровней квалификации профессионального стандарта (отраслевая рамка стандарта).  Требования к формированию федеральных государственных образовательных стандартов высшего образования по укрупненной группе направлений подготовки и специальностей «Образование и педагогические науки» на основе профессионального стандарта.  Рекомендации по оценке и самооценке уровня профессиональных квалификаций педагога (учитель, воспитатель) с учетом нового законопроекта «Об оценке профессиональной квалификации на соответствие профессиональным стандартам и внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации».  Модель квалификационного (профессионального) экзамена на определение квалификационного уровня педагога.  Предложения по организации нового порядка аттестации, основанные на профстандарте педагога.  Примерные документы для оформления трудовых отношений и рекомендации по их составлению и применению на разных уровнях. К данному перечню нормативных документов по решению подкомиссии Министерства образования и науки Российской Федерации по разработке и применению профессиональных стандартов работников сферы образования разработаны методические материалы (методические рекомендации, методические письма, инструктивные материалы, модели и концепции), обеспечивающие решение основных задач управления качеством образования. Таким образом, разработанный пакет документов является минимальной необходимой нормативной, методической и аналитической базой, позволяющей руководителям образовательных организаций при применении профессионального стандарта педагога осуществлять основные функции управления образовательным процессом (в том числе по формированию кадровой политики), педагогическим работникам осуществлять профессиональное развитие, формировать индивидуальную карьеру, а органам управления образованием обеспечивать качество работы образовательных организаций. Данный пакет нормативных документов рекомендуется к использованию образовательными организациями, организациями, осуществляющими образовательную деятельность, органами управления образованием субъектов Российской Федерации. Документы федерального уровня: 1. Федеральный закон №273 "Об образовании в Российской Федерации". 2. Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от «18» октября 2013 г. № 544н «Об утверждении профессионального стандарта педагога (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)». 3. Комплексная программа повышения профессионального уровня педагогических работников общеобразовательных организаций № З241п-П8 от 28 мая 2014 г. 4. Программа поэтапного совершенствования системы оплаты труда в государственных (муниципальных) учреждениях на 2012 - 2018 годы (Распоряжение Правительства Российской Федерации от 26 ноября 2012 г. № 2190-р). 5. Примерная форма трудового договора с работником государственного (муниципального) учреждения (эффективный контракт), утвержденная распоряжением Правительства РФ от 26.11.2012 № 2190-р «Об утверждении Программы поэтапного совершенствования оплаты в государственных (муниципальных) учреждениях на 2012 – 2018 гг.». 6. Приказ Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 26 августа 2010 г. № 761н «Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел «Квалификационные характеристики должностей работников образования». 7. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 07 апреля 2014 г. № 276 «Об утверждении порядка аттестации педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность». 8. Постановление Правительства РФ от 30.12.2005 г. № 850 «О вознаграждении педагогических работников федеральных государственных общеобразовательных учреждений за выполнение функций классного руководителя». 9. Приказ Министерства образования и науки РФ от 27.03.2006 г. № 69 «Об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха педагогических и других работников образовательных учреждений». 10. Постановление Правительства РФ от 26.10.2013 г. № 963 «О предоставлении компенсации расходов на оплату жилых помещений, отопления и освещения педагогическим работникам, руководителям, заместителям руководителей, руководителям структурных подразделений и их заместителям, состоящим в штате по основному месту работы в федеральных государственных образовательных организациях, проживающим и работающим по трудовому договору в сельских населенных пунктах, рабочих поселках (поселках городского типа)». 11. Постановление Правительства РФ от 08.08.2013 г. № 678 «Об утверждении номенклатуры должностей педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность, должностей руководителей образовательных организаций». 12. Постановление Правительства РФ от 14.05.2015 г. № 466 «О ежегодных основных удлиненных оплачиваемых отпусках». 13. Постановление Правительства РФ от 04.04.2003 г. № 197 «Об особенностях работы по совместительству педагогических, медицинских, фармацевтических работников и работников культуры». 14. Постановление Правительства РФ от 15.04.2014 г. № 295 «Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Развитие образования» на 2013 - 2020 годы». 15. Приказ Министерства образования и науки России от 22.12.2014 г. № 1601 «О продолжительности рабочего времени (нормах часов педагогической работы за ставку заработной платы) педагогических работников и о порядке определения учебной нагрузки педагогических работников, оговариваемой в трудовом договоре». Документы регионального уровня – это нормативные документы, определяющие регламент предоставления государственной услуги «Аттестация педагогических кадров». Документы локального уровня (уровень организации):  трудовой договор (или эффективный контракт) с педагогом;  положение об оплате труда;  порядок проведения аттестации;  должностная инструкция учителя;  номенклатура должностей;  штатное расписание;  устав образовательной организации в новой редакции;  программа развития образовательной организации;  основная образовательная программа образовательной организации;  коллективный договор;  правила внутреннего трудового распорядка;  положение о конфликте интересов педагогического работника;  локальные акты, сопровождающие методическую работу, положения по органам местного самоуправления (совет педагогов, совет трудового коллектива). В связи с тем, что подходы к использованию профессионального стандарта могут лежать как в области регулирования деятельности педагога, так и в области развития и совершенствования качества профессиональной деятельности, профессиональному сообществу должны быть представлены конкретные и прозрачные механизмы использования стандарта, отражающие его влияние на оценку квалификации специалиста и качество профессиональной деятельности. Одним из таких механизмов, непосредственно вытекающих из результатов внедрения профессионального стандарта, является механизм совершенствования отношений работника и работодателя на конкретном рабочем месте – процедура описания должности в конкретной образовательной организации и формирование должностной инструкции как основной части трудового договора. Описание профессиональной деятельности в современных подходах строится с опорой на схему «субъект профессиональной деятельности – профессиональная среда». При этом под субъектом деятельности понимается работник, а под профессиональной средой - технологии и средства деятельности. Однако, такой подход, вполне подходящий для описания вида и содержания профессиональной деятельности в целом, оказывается малопродуктивным при анализе и описании реальных отношений работника и администратора (работодателя) на конкретном рабочем месте. Для расширения возможностей психологического анализа следует признать, что описание и анализ деятельности, в том числе, профессиональной деятельности, должны учитывать, как минимум, два уровня – общий, определяющий особенности данного вида профессиональной деятельности, и локальный, определяющий особенности реальных отношений работника на конкретном рабочем месте. На общем уровне специфицируются профиль организации, работники (персонал, специалисты, штатное расписание и др.), общие описания трудовых функций и трудовых действий, а также требования, важные для эффективного их выполнения (то есть требования к профессионалу, любому работнику-специалисту данной профессии). На локальном уровне описываются структуры и регуляторы отношений работника и работодателя на конкретном рабочем месте в данной организации – профессиональные задачи и конкретные условия их выполнения, характеристика рабочего места, средства и методы работы, требования к персоналу, перечень должностей, объем выполняемых работ и порядок оплаты труда, процедуры отбора и расстановки кадров, в том числе, при замещении и освобождении от должности и другие составляющие трудового договора. При этом наиболее сложным вопросом становится согласование требований со стороны работодателя к работнику и его квалификации при занятии данной должности и требований со стороны работника к объемам и условиям работы, оценке качества и оплате его труда. Для решения перечисленных вопросов предлагается ввести ключевое для локального уровня понятие – профессиональная роль работника в данной организации. Профессиональная роль предполагает описание конкретных профессиональных задач, предлагаемых для решения на данном рабочем месте в данной организации и является важнейшим звеном конкретизации отношений работника и работодателя. Перечень профессиональных задач и перечень должностей становятся двумя основаниями выбора работника при заключении трудового договора. Перечень профессиональных задач формулируется, составляется и согласовывается работодателем и работником:  на основании профиля и программы развития организации с учетом требований профессионального стандарта – трудовых функций и трудовых действий, необходимых для решения данных задач;  на основании перечня предлагаемых (имеющихся) должностей, имеющихся в штатном расписании и перспектив развития организации. С учетом разработанных ранее моделей и рекомендаций по апробации и внедрению профессионального стандарта педагога профессиональная роль и определенный ею перечень профессиональных задач позволяют связать требования профессионального стандарта данной профессии с работой в конкретной должности в данной организации. Таким образом, каждая должность наполняется содержательным описанием тех профессиональных задач, которые должны быть выполнены работником, и это содержание становится основной частью должностной инструкции (должностных требований), согласованной с профессиональным стандартом реализуемой профессиональной деятельности в данной организации. Должностная инструкция – это документ, регламентирующий деятельность каждой должности и содержащий требования к работнику, занимающему эту должность. Должностные инструкции для педагогов должны быть составлены на основе требований Трудового кодекса Российской Федерации, федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» №273 от 29.12.2012, требований профессионального стандарта педагога к выполняемой профессиональной деятельности (трудовой функции). Составление и оформление должностной инструкции производится с учетом требований государственного стандарта РФ к организационно-распорядительной документации. Стандарт устанавливает набор обязательных правил оформления отдельных реквизитов организационно-распорядительной документации, а также требования к структуре текста должностной инструкции. Структура текста документа включает в себя следующие обязательные разделы:  общие положения;  функции;  должностные обязанности;  права;  ответственность;  взаимоотношения (связи по должности). В разделе «Общие положения»  устанавливается сфера деятельности данного работника, полностью указывается его должность в соответствии со штатным расписанием, указывается полное название структурного подразделения с учетом наличия структурного деления подразделений на группы, отделы, департаменты, блоки;  обозначается порядок назначения на должность и освобождения от занимаемой должности, порядок согласования кандидатуры на данную должность;  указывается наименование должности, которую замещает и которой замещается в случае необходимости данный работник;  определяются квалификационные требования, уровень знаний и навыков;  указывается должность непосредственного руководителя работника и должностные лица, которыми он руководит, указывается должность руководителя, от которого данный работник может получать дополнительные распоряжения, а также приоритетность выполнения распоряжений;  перечисляются нормативные документы (внутренние и государственные), которыми руководствуется работник в своей деятельности.
Категория: Всем учителям
29.10.2016 13:29


Рекомендуем курсы ПК и ПП