Часть 2 (продолжение)
В разделе «Функции» определяются направления деятельности работника в соответствии с функциями структурного подразделения, закрепленного в Положении о структурном подразделении; перечисляются функции (трудовые функции, заявленные в профстандарте педагога), которые полностью или частично выполняются работником, занимающим данную должность; формулируются основные задачи работника данной должности, предмет его деятельности, участок работы.
В разделе «Должностные обязанности» перечисляются конкретные функциональные обязанности (трудовые действия, соответствующие выполняемой трудовой функции и зафиксированные в профстандарте педагога), которые выполняет работник, занимающий данную должность - используются формулировки: «ведет подготовку …», «организует…», «изучает…», «анализирует…», «разрабатывает рекомендации…», «осуществляет поиск…», «привлекает …» и т.п.
Там же указывается форма участия работника в управленческом процессе или выполняемые им роли. Например, «руководит…», «утверждает…», «обеспечивает…», «подготавливает…», «рассматривает…», «исполняет…», «контролирует…», «согласовывает…», «представляет…», «курирует…» и т.д.
Описание должностных обязанностей должно быть согласовано с функциями структурного подразделения, в которое входит данная должность.
Обязательный блок включает перечень обязанностей, указанных в статье № 48 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации». Педагог:
осуществляет свою деятельность на высоком профессиональном уровне, обеспечивает в полном объеме реализацию преподаваемых учебных предметов, курсов, дисциплин (модуля) в соответствии с утвержденной рабочей программой;
соблюдает правовые, нравственные и этические нормы, следует требованиям профессиональной этики;
уважает честь и достоинство обучающихся и других участников образовательных отношений;
развивает у обучающихся познавательную активность, самостоятельность, инициативу, творческие способности, формирует гражданскую позицию, способность к труду и жизни в условиях современного мира, культуру здорового и безопасного образа жизни;
применяет педагогически обоснованные и обеспечивающие высокое качество образования формы, методы обучения и воспитания;
учитывает особенности психофизического развития обучающихся и состояние их здоровья, соблюдает специальные условия, необходимые для получения образования лицами с ограниченными возможностями здоровья, взаимодействует при необходимости с медицинскими организациями;
систематически повышает свой профессиональный уровень;
проходит аттестацию на соответствие занимаемой должности в порядке, установленном законодательством об образовании;
в соответствии с трудовым законодательством проходит предварительные (при поступлении на работу) и периодические медицинские осмотры, а также внеочередные медицинские осмотры по направлению работодателя;
проходит в установленном законодательством Российской Федерации порядке обучение и проверку знаний и навыков в области охраны труда;
соблюдает устав образовательной организации, положение о специализированном структурном образовательном подразделении организации, осуществляющей обучение, правила внутреннего трудового распорядка.
В разделе «Права» определяются права, предоставляемые работнику для выполнения возложенных на него функций и обязанностей. Например, право подписи или согласования финансовых, организационно-распорядительных, нормативных и иных внутренних и внешних документов, предоставляемое работнику в соответствии с занимаемой должностью.
Перечисляются основные права, предоставляемые данной должности, по отношению к другим функциональным подразделениям организации или внешним организациям. Права ограничиваются согласно принятому в организации порядку учредительным, уставным, договорным, нормативным и другим документам.
Обязательный блок для педагогических работников включает следующие формулировки трудовых прав, указанные в статье № 47 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации»:
право на сокращенную продолжительность рабочего времени;
право на дополнительное профессиональное образование по профилю педагогической деятельности не реже чем один раз в три года;
право на ежегодный основной удлиненный оплачиваемый отпуск, продолжительность которого определяется Правительством Российской Федерации;
право на длительный отпуск сроком до одного года не реже чем через каждые десять лет непрерывной педагогической работы в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования;
право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в порядке, установленном законодательством Российской Федерации;
право на предоставление педагогическим работникам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, вне очереди жилых помещений по договорам социального найма, право на предоставление жилых помещений специализированного жилищного фонда;
иные трудовые права, меры социальной поддержки, установленные федеральными законами и законодательными актами субъектов Российской Федерации.
В разделе «Ответственность» указываются виды ответственности, которую несет работник за качество и своевременность выполнения возложенных на него обязанностей, нарушение трудовой дисциплины, утерю или порчу вверенных ему материальных ценностей, документов и т.д. в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации и внутренними нормативными документами.
Для материально ответственных должностей в обязательном порядке указывается необходимость заключения Договора о полной индивидуальной или коллективной материальной ответственности.
Указывается ответственность работника за разглашение служебной и коммерческой тайны организации и иных сведений, которые могут нанести ущерб или повлиять на авторитет организации.
Для педагогических работников в обязательном порядке указывается ответственность педагогических работников, зафиксированная в федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации»:
за неисполнение или ненадлежащее исполнение возложенных на них обязанностей в порядке и в случаях, которые установлены федеральными законами;
за оказание платных образовательных услуг обучающимся в данной организации, если это приводит к конфликту интересов педагогического работника;
за использование образовательной деятельности для политической агитации, принуждения обучающихся к принятию политических, религиозных или иных убеждений либо отказу от них, для разжигания социальной, расовой, национальной или религиозной розни, для агитации, пропагандирующей исключительность, превосходство либо неполноценность граждан по признаку социальной, расовой, национальной, религиозной или языковой принадлежности, их отношения к религии, в том числе посредством сообщения обучающимся недостоверных сведений об исторических, национальных, религиозных и культурных традициях народов, а также для побуждения обучающихся к действиям, противоречащим Конституции Российской Федерации.
Особым пунктом следует указать, что в соответствии с действующим законодательством, работник несет ответственность:
за разглашение сведений конфиденциального характера, утрату документов, содержащих такие сведения, нарушение установленных правил обращения с конфиденциальной информацией; передачу посторонним лицам любых документов компании, не предусмотренную законодательством или интересами компании;
за сбор сведений, составляющих коммерческую тайну, если данная информация не является необходимой для осуществления работником своих должностных обязанностей;
за незаконное получение денег, ценных бумаг, иного имущества, а равно незаконное пользование услугами имущественного характера; за совершение действий или бездействия в связи с занимаемым служебным положением;
за неправомерный доступ к компьютерной информации, создание, использование и распространение вредоносных программ для ПК, нарушение правил эксплуатации ПК или их сети;
за разглашение персональных данных другого лица.
В разделе «Взаимоотношения» (связи по должности) перечисляется круг должностных или юридических лиц (внутри и вовне организации), с которыми работник вступает в служебные взаимоотношения и обменивается информацией.
Должностные инструкции инициируются и разрабатываются руководителями структурных подразделений в сотрудничестве с отделом кадров. Ответственные работники отдела кадров оказывают консультационную помощь при разработке должностных инструкций и участвуют в их согласовании.
Не допускается составление одной инструкции сразу для нескольких должностей. Для каждой должности в штатном расписании организации составляется отдельная инструкция.
Должностные инструкции должны быть заменены и заново утверждены в следующих случаях:
изменение организационной структуры;
изменение наименования организации или структурного подразделения;
изменение наименования должности;
расширение полномочий должности или изменение обязанностей;
изменение функций подразделения, затрагивающие функциональные обязанности должности.
Основой реализации дифференцированного подхода к выполняемой трудовой функции является идея эффективного контракта, который призван стимулировать повышение качества работы педагогов.
Эффективный контракт не является новой правовой формой трудового договора, а включает изменения, касающиеся заработной платы и условий ее выплаты.
Эффективный контракт - это трудовой договор с работником, в котором конкретизированы его должностные обязанности, условия оплаты труда, показатели и критерии оценки эффективности деятельности для назначения стимулирующих выплат в зависимости от результатов труда и качества оказываемых государственных (муниципальных) услуг, а также меры социальной поддержки.
Нормативная база эффективного контракта в сфере образования определена рядом документов:
1. Указом Президента РФ от 7 мая 2012 г. № 597 «О мероприятиях по реализации государственной социальной политики»;
2. Государственной программой Российской Федерации «Развитие образования» на 2013-2020 годы, утвержденной распоряжением Правительства РФ от 15.05.2013 г. № 792-р;
3. Программой поэтапного совершенствования системы оплаты труда в государственных (муниципальных) учреждениях на 2012-2018 годы, утв. распоряжением Правительства РФ от 26.11. 2012 г. № 2190-р;
4. Приказом Минтруда России №167н от 26 апреля 2013 г. «Об утверждении рекомендаций по оформлению трудовых отношений с работником государственного (муниципального) учреждения при введении эффективного контракта»;
5. Письмом Министерства образования и науки России от 12 сентября 2013 года № НТ-883/17 «О реализации части 11 статьи 108 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»».
6. Показателями эффективности деятельности подведомственных государственных, муниципальных учреждений образования, утвержденными органами местного самоуправления.
В эффективном контракте с учетом профессионального стандарта должны быть уточнены и конкретизированы:
трудовая функция;
показатели и критерии оценки эффективности деятельности;
размер и условия выплат стимулирующего и компенсационного характера, определенные с учетом рекомендуемых показателей.
Конкретизация выплат стимулирующего и компенсационного характера осуществлена в приказе Минтруда России № 167н от 26.04.2013 г. «Об утверждении рекомендаций по оформлению трудовых отношений с работником государственного (муниципального) учреждения при введении эффективного контракта».