© 2021 216
СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Таблица «Этапы онтогенеза фонационного оформления высказывания»
Речевой этап |
Возрастной период |
Изменение речи |
Крик |
0-3 мес |
Изменение крика по громкости. |
Гуление |
3-6 мес |
Появляются имитативные (предречевые) вокализации. Невербальный «интонационный язык» зарождается в мотивационной эмоциональной сфере и служит средством общения, выражения потребностей и эмоций ребенка. Интонация развивается постепенно: интонация спокойного гуления, радости, восклицания, просьбы, вопроса. |
Лепет |
6-10 мес |
Усваивается ритм. Основными носителями информации в процессе коммуникации являются интонационно-мелодические контуры, которые в совокупности с мимическими и пантомимическими действиями являются на этом этапе определяющими языковыми средствами. Начинается воспроизведение интонации детьми. Основу для развития интонационной выразительности составляет ситуативная речь, сопровождаемая мимикой и жестами и возникающая как производное на основе естественных и искренних чувств и эмоциональных проявлений. |
Появление первых слов |
10 мес-1 год |
Отмечается множество мелодических рисунков, которые строго не фиксированны с интонационными конструкциями русского языка. |
Становление активной речи |
1 год-3 года |
Мелодика является первым элементом, который ребенок осваивает в процессе своего общения с окружающими в возрасте 1г. 4 м.–1г. 6 месяцев. Интонации. К 1г. 9 мес. появляются разновидности восклицательной интонации, после 1г. 11 мес. – вопросительные, начинает усваиваться фразовое ударение. К 2 годам дети владеют основным набором типовых интонем (вопросительная, восклицательная, утвердительная), приблизительно в 2 г. 6 мес. они максимально, иногда утрированно, используются в спонтанной речи. На третьем году речь становится более эмоциональной и выразительной, проявляется личностный компонент интонационной окраски высказываний. Хорошо имитируют интонационные контуры высказываний взрослых. Коммуникативная модальность начинает выражаться просодически примерно с двух лет, одновременно, начинают формироваться императивные отношения в языковой способности ребенка. Ритм. В 1 г. 5 мес.-2 г. улавливают воспринимаемые слухом особенности художественного текста: ритмически проговаривают окончания стихотворных строк, воспроизводят ритм в движениях (покачивание корпуса, головы, постукивание рукой по столу). Ударение. При восприятии речи дети данного возраста реагируют на логическое ударение, поэтому часто воспроизводят не все высказывание, а только акцентированное слово. |
© 2021 216