СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Это интересно...

Нажмите, чтобы узнать подробности

Споры о личности и правлении Ивана Грозного в нашем обществе так горячи, как будто со времени его царствования прошло всего несколько лет. Мнения расходятся от «кровавого маньяка» до чуть ли не святого. То есть информационная война, развязанная Англией и Ватиканом против царя Ивана ещё при его жизни, не окончилась до сих пор.

Чтобы более-менее объективно говорить об Иване Грозном, надо понимать весь исторический контекст, в котором он жил.

Во-первых, это было время, когда в Европе начался процесс становления более-менее централизованных феодальных государств. Русь не была в этом смысле исключением. Повсеместно сворачивалась вольница местных феодалов и укреплялась власть государей. Всё это сопровождалось такими кровавыми эксцессами, что Иван Грозный смотрится великим гуманистом на фоне Генриха VIII, семейства Медичи или Варфоломеевской ночи. Те государства, которые сумели ответить на вызов времени, сохранились. Те, что не смогли, — стали слабеть и попадать под власть более удачливых соседей.

Иван Васильевич вынужден был решать эту задачу независимо от того, понимал он её всеевропейский масштаб или нет. Он придумал, наверное, единственно возможный в его ситуации способ побороть непокорных бояр — натравить одних на других. Опричнина была способом опереться на одних в борьбе с другими. Причём никакой принципиальной разницы между опричниками и всеми остальными представителями правящего класса не было. Просто царю удалось создать систему, в которой часть бояр вынуждена была стать его союзниками.

Вторым определяющим фактором правления Ивана Грозного является борьба за создание нового центра восточной части европейской цивилизации. Того самого «Третьего Рима».

Иван стал первым русским царём. 16 января 1547 года в Успенском соборе Московского Кремля митрополит Макарий венчал 16-летнего Ивана Васильевича на царство. Со временем Константинопольский патриарх Иоасаф II и европейские государства признали этот титул.

«Царём» на Руси называли византийского императора и ордынского хана. Таким образом, венчание на царство означало, что Москва претендует на наследство одной из, а может и обеих рухнувших империй.

09.01.2021 16:15


Рекомендуем курсы ПК и ПП