СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
У вас было такое? Ребёнок получил двойку и вместо «я мало подготовился» заявляет: «Учитель задаёт слишком сложное!». Или наоборот — пятёрка объясняется словами: «Просто повезло, задание легкое попалось!»
Это не просто отговорки. Это внешний локус контроля — убеждение, что успех или неудача зависят от обстоятельств, а не от собственных усилий.
Почему это так важно? Пока ребёнок думает, что всё решает кто-то или что-то, он: - Теряет мотивацию стараться. Зачем напрягаться, если успех не в моих руках? - Боится ошибок. Неудачи воспринимаются как личный провал, а не как этап обучения. - Привыкает прятаться от ответственности: проще обвинить внешние факторы, чем искать, что можно сделать лучше.
Как помочь перестать искать "виноватых"?
1. Переключите внимание с результата на процесс. Не говорите: "Ты молодец, получил пятёрку". Скажите: "Ты постарался, и это дало результат!". Так ребёнок увидит: успех — это не случайность.
2. Давайте ошибки "прощупать". Случилась неудача? Не делайте выводы за ребёнка, лучше спросите: - "Что ты сделал? А что не сработало?" - "Как думаешь, что можно попробовать по-другому?" Важно не критиковать, а подводить к выводам.
3. Хвалите за прогресс, а не за "гениальность". "Ты хорошо решаешь примеры, потому что часто тренируешься", а не "Ты просто математик от Бога". Так ребёнок поймёт, что результат — это дело рук, а не магии.
4. Превратите "это сложно" в вызов. Когда ребёнок говорит: "Я не смогу", покажите, как сделать первый шаг: "Попробуй вот так, а дальше посмотрим". Постепенно страх уйдёт, а уверенность возрастёт.
Зачем это всё? Чтобы ребёнок понял: он сам "рулит" своей жизнью. Его ошибки — это не приговор, а ступень к новым победам. А успех — это результат его стараний, а не случайности.
Всё начнётся с малого: одна задача, где он увидит, что постарался — и получилось. А дальше пойдут пятёрки, проекты, мечты. И это уже точно не будет заслугой "удачи"!
© 2025, Оркина Елена Владимировна 67