СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Волков Ф. Г.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Фёдор Григорьевич Волков. Портрет работы А. П. Лосенко, 1763 год

Фёдор Григорьевич Волков (9 (20) февраля 1728 (29?), Кострома – 4 (15) апреля 1763, Москва)

В середине XVIII века большой популярностью у демократических слоев городского населения поль­зовался театр «охочих комедиантов». Одним из са­мых крупных был Ярославский театр, созданный Фё­дором Григорьевичем Волковым.

Белинский назвал Ф. Волкова. «отцом русского театра». Его театр способствовал развитию отечест­венной драматургии, формированию актёрского ис­кусства.

Детство и юность будущего актёра прошли в Кост­роме и Ярославле.

При широком круге интересов и раз­нообразии талантов Волкова «главная его склон­ность была к театру: с самых юных лет начал он упражняться в театральных представлениях с некоторыми приказными служителями», – писал совре­менник Волкова Н. И. Новиков.

В 16 лет Волков был отправлен в Москву для изучения бухгалтерии и заводского дела (отчим был купцом, хозяином завода). Но будущий актёр больше внимания уделял ознакомлению со всеми ви­дами театральных представлений в Москве. В 1746 го­ду у него произошла встреча с итальянским театром. Волков познакомился «с живописцами, музыкантами и другими художниками, бывшими тогда при импе­раторском Итальянском театре». Кроме того, ему удалось ознакомиться с устройством современного театрального здания, техникой сцены. Среди своих товарищей он выделялся огромным дарованием, об­разованностью: изучал немецкий язык, переводил, сам писал, увлекался рисованием и черчением.

Большое влияние на Волкова оказали первые тра­гедии Сумарокова «Хорев» и «Гамлет».

В 1750 году в Ярославле, в старом амбаре отчи­ма, Волков организовал публичные выступления сво­ей труппы. Первый спектакль понравился ярославцам, и на каждый последующий мест в амбаре, где про­водилось представление, для всех желающих не хва­тало.

Волков решил создать не просто любительский, а общедоступный профессиональный театр. С этой целью он обратился к публике, заинтересованной в таком театре. «Всему сам изобретатель», как говорили о Волкове, он стал во время постройки театрального здания и архитектором, и машинистом, и живопис­цем.

7 января 1751 года Ярославский публичный театр открыл свой первый сезон. Он был на одну тысячу мест, с оплатой за каждое место от одной до пяти копеек. Только кресла для наиболее богатых посе­тителей стоили четвертак (25 копеек).

Играли в театре трагедии Сумарокова, комедии Мольера, произведения Дмитрия Ростовского.

Самым значительным явлением в репертуаре теат­ра были трагедии Сумарокова, которые сблизи­ли театр с прогрессивной национальной литературой, с новой русской драматургией, несущей идеи граж­данственности и патриотизма.

Известие о ярославском театре дошло до Петер­бурга, и ярославцы были приглашены в столицу, чтобы показать императрице и придворным зрите­лям трагедии Сумарокова.

Сумароков с момента появления ярославцев учиты­вал особенности их актёрских дарований, писал ро­ли для них, в частности, для Волкова.

Волков был актёром, с одинаковым блеском высту­павшим в комедиях и трагедиях. Прекрасно усвоив исполнительскую манеру своего времени, он внёс в неё новые черты: стремление к естественности, эмо­циональность, яркий темперамент. Играл Волков много и в ярославской, и в петербургской труппе. К сожалению, полный список его ролей не сохранил­ся, но, по отзывам современников, он был «первым актёром» и дал сценическую жизнь многим персонажам произведений Сумарокова.

Дарование Волкова как режиссёра проявилось в постановке массовых сцен и представлений.

В начале 1763 года Волкову была поручена орга­низация маскарада «Торжествующая Минерва» по случаю коронации Екатерины II. Волков, зная о намерении Екатерины превратить маскарад в сплош­ное восхваление царицы, придал ему иной смысл. В яркой форме, близкой к народной, он стремился показать неприглядные стороны жизни государства Российского. Талантливый режиссёр смело обращал­ся к приёмам народных игрищ, к песенному и пля­совому фольклору.

Руководя маскарадом, Волков простудился и умер.

Сумароков написал элегию на смерть Волкова, где хорошо выражено чувство тревоги за будущее молодого русского театра. Автор обращается к сподвижнику Волкова актёру Дмитревскому:

Что, Дмитревский, зачнём мы с сей теперь судьбою?!

Расстался Волков наш со мною и с тобою.

И с музами навек. Воззри на гроб его,

Оплачь, оплачь со мной ты друга своего,

Которого, как нас, потомство не забудет!

Переломи кинжал: театра уж не будет.

Но великим начинаниям Волкова суждено было жить и развиваться.

Ныне Ярославский драматический театр, один из лучших в нашей стране, носит имя своего основате­ля Ф. Г. Волкова.

Литература

Асе­ев Б. Н. Русский драматический театр XVII–XVIII веков. – М., 1958.

Всеволодский-Гернгросс В. Русский театр от истоков до середины XVIII в. – М., 1957.

Куликова К. Ф. Кинжал Мельпомены. (Рас­сказ о жизни Фёдора Волкова). Л. – М., 1963.

Моров А. Г. Три века русской сцены. Книга первая. От истоков до Великого Октября. – М., 1978.

Русский драматический театр. Под ред. проф. Б. Н. Асеева и проф. А. Г. Образцовой. – М., 1976.

Сумароков А. П. Избранные произведения. – Л., 1957.

Источник: «Литература в школе».

*

См.:

Карта сайта

https://multiurok.ru/blog/karta-saita.html

День за днём… (2: 20 февраля)

https://multiurok.ru/blog/dien-za-dniom-2.html

«Любите ли вы театр…»

https://multiurok.ru/blog/liubitie-li-vy-tieatr-2.html

Категория: Всем учителям
03.11.2016 18:06


© 2016 965

Рекомендуем курсы ПК и ПП