© 2016 965
СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Фёдор Григорьевич Волков. Портрет работы А. П. Лосенко, 1763 год
Фёдор Григорьевич Волков (9 (20) февраля 1728 (29?), Кострома – 4 (15) апреля 1763, Москва)
В середине XVIII века большой популярностью у демократических слоев городского населения пользовался театр «охочих комедиантов». Одним из самых крупных был Ярославский театр, созданный Фёдором Григорьевичем Волковым.
Белинский назвал Ф. Волкова. «отцом русского театра». Его театр способствовал развитию отечественной драматургии, формированию актёрского искусства.
Детство и юность будущего актёра прошли в Костроме и Ярославле.
При широком круге интересов и разнообразии талантов Волкова «главная его склонность была к театру: с самых юных лет начал он упражняться в театральных представлениях с некоторыми приказными служителями», – писал современник Волкова Н. И. Новиков.
В 16 лет Волков был отправлен в Москву для изучения бухгалтерии и заводского дела (отчим был купцом, хозяином завода). Но будущий актёр больше внимания уделял ознакомлению со всеми видами театральных представлений в Москве. В 1746 году у него произошла встреча с итальянским театром. Волков познакомился «с живописцами, музыкантами и другими художниками, бывшими тогда при императорском Итальянском театре». Кроме того, ему удалось ознакомиться с устройством современного театрального здания, техникой сцены. Среди своих товарищей он выделялся огромным дарованием, образованностью: изучал немецкий язык, переводил, сам писал, увлекался рисованием и черчением.
Большое влияние на Волкова оказали первые трагедии Сумарокова «Хорев» и «Гамлет».
В 1750 году в Ярославле, в старом амбаре отчима, Волков организовал публичные выступления своей труппы. Первый спектакль понравился ярославцам, и на каждый последующий мест в амбаре, где проводилось представление, для всех желающих не хватало.
Волков решил создать не просто любительский, а общедоступный профессиональный театр. С этой целью он обратился к публике, заинтересованной в таком театре. «Всему сам изобретатель», как говорили о Волкове, он стал во время постройки театрального здания и архитектором, и машинистом, и живописцем.
7 января 1751 года Ярославский публичный театр открыл свой первый сезон. Он был на одну тысячу мест, с оплатой за каждое место от одной до пяти копеек. Только кресла для наиболее богатых посетителей стоили четвертак (25 копеек).
Играли в театре трагедии Сумарокова, комедии Мольера, произведения Дмитрия Ростовского.
Самым значительным явлением в репертуаре театра были трагедии Сумарокова, которые сблизили театр с прогрессивной национальной литературой, с новой русской драматургией, несущей идеи гражданственности и патриотизма.
Известие о ярославском театре дошло до Петербурга, и ярославцы были приглашены в столицу, чтобы показать императрице и придворным зрителям трагедии Сумарокова.
Сумароков с момента появления ярославцев учитывал особенности их актёрских дарований, писал роли для них, в частности, для Волкова.
Волков был актёром, с одинаковым блеском выступавшим в комедиях и трагедиях. Прекрасно усвоив исполнительскую манеру своего времени, он внёс в неё новые черты: стремление к естественности, эмоциональность, яркий темперамент. Играл Волков много и в ярославской, и в петербургской труппе. К сожалению, полный список его ролей не сохранился, но, по отзывам современников, он был «первым актёром» и дал сценическую жизнь многим персонажам произведений Сумарокова.
Дарование Волкова как режиссёра проявилось в постановке массовых сцен и представлений.
В начале 1763 года Волкову была поручена организация маскарада «Торжествующая Минерва» по случаю коронации Екатерины II. Волков, зная о намерении Екатерины превратить маскарад в сплошное восхваление царицы, придал ему иной смысл. В яркой форме, близкой к народной, он стремился показать неприглядные стороны жизни государства Российского. Талантливый режиссёр смело обращался к приёмам народных игрищ, к песенному и плясовому фольклору.
Руководя маскарадом, Волков простудился и умер.
Сумароков написал элегию на смерть Волкова, где хорошо выражено чувство тревоги за будущее молодого русского театра. Автор обращается к сподвижнику Волкова актёру Дмитревскому:
Что, Дмитревский, зачнём мы с сей теперь судьбою?!
Расстался Волков наш со мною и с тобою.
И с музами навек. Воззри на гроб его,
Оплачь, оплачь со мной ты друга своего,
Которого, как нас, потомство не забудет!
Переломи кинжал: театра уж не будет.
Но великим начинаниям Волкова суждено было жить и развиваться.
Ныне Ярославский драматический театр, один из лучших в нашей стране, носит имя своего основателя Ф. Г. Волкова.
Литература
Асеев Б. Н. Русский драматический театр XVII–XVIII веков. – М., 1958.
Всеволодский-Гернгросс В. Русский театр от истоков до середины XVIII в. – М., 1957.
Куликова К. Ф. Кинжал Мельпомены. (Рассказ о жизни Фёдора Волкова). Л. – М., 1963.
Моров А. Г. Три века русской сцены. Книга первая. От истоков до Великого Октября. – М., 1978.
Русский драматический театр. Под ред. проф. Б. Н. Асеева и проф. А. Г. Образцовой. – М., 1976.
Сумароков А. П. Избранные произведения. – Л., 1957.
Источник: «Литература в школе».
*
См.:
Карта сайта
День за днём… (2: 20 февраля)
«Любите ли вы театр…»
© 2016 965