СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Факторы насилия

Нажмите, чтобы узнать подробности

Среди наиболее важных факторов, которые могут способствовать развитию насилия в образовательных учреждениях, можно выделить:

  • личностные;
  • семейные;
  • средовые;
  • ситуационные;
  • социальные.

Личностные факторы

Как правило, дети и подростки, совершающие насильственные действия, ведущие себя агрессивно, отличаются некоторыми индивидуальными психологическими особенностями:

  • гиперактивностью;
  • импульсивностью;
  • низким уровнем контроля за своим поведением и эмоциями;
  • рассеянным вниманием;
  • невысокой успеваемостью в школе;
  • высокой склонностью к гневу.

Учащиеся, систематически издевающиеся над сверстниками, а иногда и учителями, обычно делают это вполне сознательно, чтобы самоутвердиться, почувствовать и продемонстрировать свою власть. Причиной превращения в жертву может стать «фактор инаковости» – наличие какого-либо отличия от большинства сверстников, например, особенностей (нарушений) развития или внешнего вида, характера, поведения.

Однако от насилия и травли страдают и вполне общительные дети, у которых есть друзья. Например, буллингу нередко подвергаются одаренные дети, имеющие высокие академические или интеллектуальные способности. Они особенно тяжело переживают травлю из-за повышенной чувствительности, которая часто связана с одаренностью.

Во многих случаях с насилием и издевательствами сталкиваются дети, которые физически и психологически сами не могут постоять за себя и не находят поддержки среди сверстников и взрослых (родителей, учителей).

Семейные факторы

Вероятность проявления насилия в образовательном учреждении повышается из-за:

  • социально-психологического неблагополучия в семье;
  • отсутствия контроля за жизнью ребенка со стороны родителей;
  • опыта насильственных отношений внутри семьи;
  • отсутствия теплых доверительных отношений с родителями;
  • эмоциональной холодности и низкой степени сплоченности членов семьи;
  • отсутствия взаимной поддержки.

Одним из факторов насилия является феномен автономизации (закрытости от внешнего мира) малой семьи, не имеющей широкой сети естественной социальной поддержки. В ситуации насилия в образовательном учреждении детям и подросткам из таких семей сложно рассчитывать на помощь родственников и друзей, в то время как в обществах с разветвленной сетью родственных и дружественных связей (когда в одном образовательном учреждении часто учатся близкие и дальние родственники разного возраста) на защиту пострадавшего незамедлительно выступают все родственники и друзья.

Средовые факторы

Неблагоприятный социально-психологический климат в образовательном учреждении, стресс, вызванный учебой и отношениями со сверстниками и учителями, отсутствие должного контроля со стороны учителей, их нежелание справляться с отдельными проявлениями насилия и неумение оказывать адекватную и своевременную помощь его участникам, а также равнодушие к происходящему со стороны остальных учащихся и их родителей создают подходящую среду для проявления единичных случаев насилия и их перерождения в систематическую травлю.

Преподаватели, другие работники образовательного учреждения могут провоцировать насильственное поведение среди учащихся, проявляя насилие по отношению к ним (телесные наказания, грубые, унижающие достоинство выражения, крики и оскорбления, дискриминацию, жесткое регламентирование всех аспектов жизнедеятельности учащихся, завышенные требования к учебе или дисциплине, занижение оценок в качестве наказания за нежелательное поведение).

Негативное восприятие учащимся образовательного учреждения увеличивает риск агрессивного поведения. Агрессивную реакцию учеников может вызвать и чрезмерное выделение педагогом кого-то из них в качестве положительного или отрицательного примера, а также стимулирование между ними соперничества в ущерб сотрудничеству.

Наиболее сложная и тяжелая ситуация возникает в том случае, когда руководство и педагогический коллектив образовательного учреждения отказывается признавать случаи насилия, возлагает вину за случившееся на пострадавшего, убеждает родителей не обращаться в правоохранительные органы. Подобные действия усиливают у обидчиков чувство безнаказанности, а у пострадавших вызывают отчаяние и ощущение безнадежности, способствуют эскалации насилия и нередко приводят к трагическому исходу.

Ситуативные факторы

Совершению насильственных действий могут способствовать или препятствовать так называемые ситуативные факторы, в числе которых:

  • место и время: чаще всего насилие совершается во время перемен в коридорах, туалетах, на игровых площадках, в раздевалках перед уроками физкультуры или после них, а также в других укромных местах, где нет взрослых;
  • присутствие наблюдателей: для обидчика, главный мотив которого самоутверждение и демонстрация власти, совершение насильственных действий без свидетелей теряет смысл;
  • употребление алкоголя, наркотиков или наличие оружия: установлено, что обидчики чаще других учащихся злоупотребляют спиртным и носят оружие.

Социальные факторы

Среди социальных факторов возникновения насилия в целом и буллинга в частности:

  • гендерные стереотипы;
  • социально-экономическое неравенство;
  • влияние средств массовой информации.

Гендерные стереотипы нередко становятся причиной насилия в образовательном учреждении. Традиционные представления о доминировании мужчины и подчинении женщины становятся причиной гендерного насилия в отношении девочек.

Действительная или предполагаемая сексуальная ориентация и/или гендерная идентичность лежит в основе многих случаев систематических издевательств, регулярной и продолжительной травли подростков. В школе молодежь из числа ЛГБТ нередко сталкивается с насилием и преследованиями, в том числе в форме издевательств со стороны одноклассников и учителей.

Социальное и экономическое неравенство – еще одна распространенная причина насилия и травли в образовательном учреждении. Учащиеся из более обеспеченных семей или с более высоким социальным статусом могут пренебрежительно относиться к ученикам из малоимущих семей.

Мигранты и представители этнических меньшинств чаще остальных подвергаются травле в школе. В свою очередь, те, к кому относятся с пренебрежением, могут проявлять физическое насилие против своих обидчиков.

Для маргинализированных детей и подростков физическое притеснение и психологическое давление на других становится способом восстановления социальной справедливости и самоутверждения.

10.02.2022 07:54


Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!