© 2016 386
СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
История доктора Фауста – одна из самых известных средневековых легенд, согласно которой чернокнижник Фауст продал душу дьяволу, подписав с ним договор. Знаменитым на весь мир героя немецкого сказания сделал Иоганн Вольфганг Гёте, написав трагедию «Фауст». Литературный источник послужил основой для множества сценариев.
«Фауст»: фантазия
В далёком 1897 году один из основоположников кинематографа Жорж Мельес создал свою компанию «Старфилм». В начале своей карьеры создатель кинокомпании творил в двух жанрах: драма и фантастика. Экспериментируя в области смешения жанров, Мельес не мог пройти мимо литературной классики – «Фауста» Гёте – и превратил трагедию… в фантастику. Это была первая в истории кино экранизация «Фауста» под названием «Кабинет Мефистофеля». Фильм длился всего одну минуту, но какую! За это время Мефистофель, присутствующий на экране, успевает одного за другим сжечь своих клиентов.
Поскольку параллельно со съёмками «Кабинета Мефистофеля» создатель «Старфилм» был занят облагораживанием своей киностудии, времени придумать для фильма трюки у него не оставалось. И тогда Мельес сделал ставку на свой кинодебют: он появился на экране в костюме Мефистофеля, который очень подходил к его сухому нервному лицу с бородкой клинышком. Он сохранил костюм Мефистофеля и в «Фаусте и Маргарите» – ещё одном немом фильме, снятом в том же году по мотивам оперы Шарля Гуно «Фауст». Образ демона настолько полюбился кинодеятелю, что он сыграл Мефистофеля ещё в двух своих картинах – «Гибель Фауста» и «Фауст в аду», снятых в 1903 году.
«Фауст»: фильм ужасов
Одним из выдающихся произведений Фридриха Вильгельма Мурнау, одного из первых создателей экранного образа знаменитого графа Дракулы, эстета, романтика, обладающего фантазией не меньшей, чем Мельес, является лента «Фауст», снятая в 1926 году, в которой он выступил как режиссёр. По просьбе Мурнау за сценарий взялись писатель Герхард Гауптман и сценарист Ганс Кизер. Они объединили в одну историю произведения Кристофера Марло «Трагическая история доктора Фауста», «Фауста» И. В. Гёте и народные сказания.
Произведение впечатлило Мурнау, он решил дать волю воображению. Так на экране появился один из первых фильмов ужасов. Режиссёр отказался от натурных съёмок и выстроил мрачные декорации в павильоне. Лица актёров были выбелены до такой степени, что на экране они выглядели как трагические маски. Факт, подтверждённый киноведами: ни одному мастеру по спецэффектам за всю историю кино не удалось напугать зрителей больше, чем немецким экспрессионистам. Тем, кто видел «Фауста» Мурнау, сцены, когда навстречу зрителю грозно движется Сатана в исполнении Эмиля Яннингса, или когда сквозь пламя костра безучастно смотрят глаза заживо сгорающей возлюбленной Фауста Гретхен в исполнении Камиллы Хорн, врезались в память навечно. Монстры, рождённые компьютерными технологиями, после просмотра картины Мурнау кажутся милыми созданиями.
«Фауст»: кукольный театр
В 1994 году артхаусный чешский режиссёр и выдающийся мультипликатор Ян Шванкмайер снял картину «Урок Фауста». Сценарий картины был написан по мотивам пьесы Кристофера Марло «Трагическая история доктора Фауста», романа Кристиана Граббе «Дон Жуан и Фауст», трагедии Гёте и средневековых легенд. Интересно, что в фильме Шванкмайера Фауст отсутствует. Его место занимает некий современный герой, который, раздобыв мистическую карту, открывающую дверь в параллельные миры, блуждает по узким улочкам Праги. Лабиринты улиц приводят его на заброшенный чердак, где он находит старинный кукольный театр и книгу «Фауст» Гёте.
Известная история о Фаусте предстаёт в виде смеси анимации и интеллектуального кино, в которой действуют живые актёры, глиняные куклы и гигантские марионетки. Реальность и кукольный театр, взаимно проникая друг в друга, составляют ткань фильма: картонные волны превращаются в настоящий поток воды, марионетки выпрыгивают за двери театра и начинают приставать к прохожим на улице, а человек в пальто, окликнутый главным героем, на поверку оказывается огромной куклой. В самых трагических моментах в картине звучит музыка Иоганна Себастьяна Баха.
«Фауст»: драма
По замыслу режиссёра Александра Сокурова «Фауст», получивший главный приз Венецианского фестиваля – 2011 – «Золотого льва», должен был стать заключительной частью тетралогии «Молох» (об Адольфе Гитлере), «Телец» (о Владимире Ленине), «Солнце» (о японском императоре Хирохито). По словам самого режиссёра, Фауст для него – не мистический персонаж, а историческая фигура. Над фильмом трудились кинематографисты из 38 стран мира. Сюжетной основой фильма стала первая часть произведения Гёте. Сценарий написал Юрий Арабов – давний творческий партнёр Сокурова.
Во время съёмочного процесса ходило множество слухов. Говорили, что российские актёры не будут принимать участие в съёмках, что фильм будет сниматься на немецком языке. «Фауст» действительно снят на немецком, но российские актёры в нём присутствуют. В частности, Леонид Мозговой, сыгравший роль пассажира в карете в одном из эпизодов и роль престарелой графини. Роль Фауста исполнил немецкий театральный актер Йоханес Цайлер, а Мефистофеля-ростовщика (демон предстаёт в разных образах, и каждого из Мефистофелей играет новый актёр) сыграл Антон Адасинский.
Особое значение режиссёр придал цветовой гамме в кадре: «Мне было очень важно, чтобы немецкий характер остался не только в лингвистическом и философском смысле, но и в колористическом преломлении».
В массовых сценах участвовало более тысячи статистов. Съёмки проходили в Санкт-Петербурге, Чехии, Германии, Исландии, Италии. Знаменитому режиссёру было разрешено снимать даже в святая святых католического мира – Ватикане.
Источник: ТВ магазин. Орёл. № 38/231. 22.09.2011. С. 9. «Доктор, который продал душу»
© 2016 386