СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Философско-педагогическое эссе

Нажмите, чтобы узнать подробности

Философско-педагогическое эссе

Режиссёры эпохи творчества

Открытия делает тот, кто смотрит на то же самое,

что и другие, но видит то, чего другие не видят.

Пётр Капица

 

 

В России сотни тысяч учителей… «Армия», - говорил Ленин. «Аппарат», - уточнял Сталин. «Фильтр», - подтверждал Луначарский. Нам сегодня смешно?!  Но семьдесят лет на этом работала система советской школы, признанная лучшей в мире по результативности. Кто мы сегодня? Может быть,  пора перестать быть аллегориями. И если от нас не требуют – нам пора предлагать? Нам выпала доля жить в эпоху перемен, в эпоху творчества, в эпоху реформ. Чем важнее реформы, тем значительнее должны быть личности, их осуществляющие.

В деле педагогики два лица – ученик и учитель. И всегда в центре внимания ученик, т.к. предполагается, что наставник стандартно совершенен. Вот модель учителя в массовом сознании: впереди на белом коне с горящими глазами вечного энтузиаста он ведет за собой в мир знаний, умений и навыков, попутно адаптируя к обществу и оберегая от девиантного поведения… - супермен. А если нет? Тогда выносится приговор – плохой учитель.

Оглянитесь: как много в наших школах работает хороших людей – образованных, честных, умных, добросовестных, но не обладающих «суперменским набором» - фактурой, харизмой и агрессией, а потому не способных легко и сразу восхитить – увлечь – покорить. А если бы этих скромняг-интеллигентов, терпил-бессребреников вооружить технологиями, которые бы гарантировали успех. Чтобы не один за всех, а со всеми вместе.

Государство утверждает должность учителя не для учеников – их очень много, а для обучения. Рамок у нас не так много: годовой учебный план, государственный уровень учебных требований и сутки за вычетом времени на сон и еду. Остальное в режиме импровизации. Одно условие: она должна быть захватывающей, она должна соединять игру, творчество и реальный результат – продукт.

А теперь вспомним: сознание складывается не благодаря услышанному или увиденному, а благодаря пережитому лично. В идеале ученик должен быть погружен в среду, в которой происходит настоящая жизнь. С одной стороны, эта жизнь должна быть острой, богатой ситуациями и эмоциями. С другой стороны, это среда должна быть дружественной и безопасной. Как же это осуществить, чтобы экстремально и безопасно, страстно и дружески – научиться жизни и не пострадать? Есть такая технология: жизнь + театр = театрализация. Школа – театр, где обучаются люди всех возрастов, где разъясняются моральные и общественные явления. «Это такая кафедра, с которой можно много сказать миру добра» (Гоголь).

                         Театр начинается…

                         Значит, душа возликует твоя,

                         И в малом пространстве проскачет

                         Стреноженный конь бытия.

                         Театр начинается…

                         Бурно с тобою собою делясь,

                         Театр начинается, будто земля только что родилась.

 

Яркость чувств и быстрота переживаний, сила и ясность слова, энергия действий – театр, квинтэссенция жизни, то, о чем мечтают и чего хотят дети в их любимой форме познания – игре. Педагог – всегда режиссер, а режиссер – всегда педагог. Он всегда с труппой – группой – классом. Да, ему еще придется быть немного социотехником, психологом и психотерапевтом, философом и хорошо бы ясновидцем. Но если у него есть техника и коллектив, им хорошо вместе и нравится то, что они делают, а продукт их деятельности востребован и результативен – тогда педагогу останется поддерживать этот коллектив творческим потенциалом, ставить «боевые задачи» и заряжать идеями – в его руках отличный инструмент – технология. Она, как личный инструмент, должна совпадать с тобой психофизически (как скрипка Страдивари с музыкантом). Тут главное – найти, опробовать, освоить и совершенствоваться до мастерства.

Театрализация – это мой личный профессиональный инструмент, то есть она мне и по душе, и по характеру. Это и мое увлечение, и моя технология, она имеет название «Маленький театр» и свою студию – кабинет, где есть крошечная сцена – эстрада, откуда мы читаем на уроке лирику, где у камелька проходят литературные вечера и гостиные, капустники и устные журналы. А на уроках мы не обсуждаем Печорина, а играем «Фаталиста» и проживаем состояние героев, пишем сценарии, выстраиваем диалоги. Есть приемы «первой читки» на первых уроках и «генеральные репетиции» на последних; распределение амплуа и проб на главную роль, когда обсуждаются детали костюмов и портретов, интерьера и декораций. И, наконец, все это находит воплощение в главном – в спектакле, сцене, представлении. И все то, что чувствует душа ребенка в виде смутных ощущений, желаний и догадок, театр преподносит в словах и образах, искусством вводит в сферу переживаний и опыта жизни. Театр – место для решения жизненных вопросов и личностных отношений. Он учит толерантности, креативности – законам бытия или, если хотите, компетенциям жизни.

Затем  наступает время анализа и обобщений, самостоятельных открытий, с которыми совпадает такая технология, как проектная деятельность, когда «актеры» становятся «режиссерами», «звукооператорами», «монтажерами» и «сценаристами» – как в жизни: театр находит продолжение в телевидении и компьютере.

Американский психолог П.Эдвардс говорил: «Творчество – это способность обнаруживать новые решения проблемы». Если же говорить о методе проектов как о педагогической технологии, то эта технология включает в себя совокупность исследовательских, поисковых, проблемных методов, творческих по своей сути, и ориентирована не на интеграцию фактических знаний, а на их применение и приобретение новых. Таким образом, развитие навыков проектной деятельности на уроке позволяет учащимся быть вовлеченными в активный процесс созидания, творчества,  позволяет  не оставаться равнодушными к происходящему даже самых, казалось бы, незаинтересованных в литературном процессе. А мы знаем, что только творческая личность может раскрепощенно мыслить и действовать, а значит, способна заниматься инновационной деятельностью, ведущей к позитивным изменениям человека и общества.

В России сотни тысяч учителей… Кто мы сегодня?

Режиссеры эпохи творчества…

Категория: Литература
24.01.2015 04:10


Рекомендуем курсы ПК и ПП