СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Философское эссе

Нажмите, чтобы узнать подробности

Философское эссе «Математика – это так просто. »

Геворкян А.Р., преподаватель общеобразовательных и специальных дисциплин КГКП «Тобольский профессионально-технический колледж»

Учитель, наставник… Сколько существовало, и будет существовать человечество, столько и будет жить вечное понятие «учитель». «Дар учителя передается по наследству», - говорят в народе. Из учительской семьи, которая уже в третьем поколении продолжает сеять разумное, доброе, вечное, вышел и я. Замечательным образцом для подражания были родные мне люди: бабушка и мама.

Учителя математики Бондаренко Анжела Григорьевна и Сухенко Нина Фёдоровна привили мне любовь к её прекрасным законам, научили мыслить логично, лаконично и доказательно, показали, что математика – это не числа и формулы, а полет мысли, полет фантазии! 15 лет назад я впервые неуверенно вошёл в класс. Первые успехи и первые ошибки… Сейчас я уже понял главное – школа и профессиональный лицей стала частью моей жизни. Ежедневно ощущаю на себе сложность и прелесть данной профессии. Успела понять, что дети – благодарные и бескорыстные собеседники. С ними интересно и им я хочу посвятить свою жизнь. Учитель ведет по ступенькам взросления будущего инженера и космонавта, юриста и строителя. Учитель формирует фундамент их знаний и умений, основы их мировоззрения и характера. Учитель работает на завтрашний день. «Хороший учитель – это, прежде всего человек, который любит детей, находит радость в общении с ними. Верит в то, что каждый ребенок может стать хорошим человеком, умеет дружить с детьми, принимает близко к сердцу детские радости и горести, знает душу ребенка, никогда не забывает, что и сам он был ребенком»,- считал В. Сухомлинский. Именно эти слова замечательного педагога являются для меня руководством в работе с детьми. Стараюсь, сколько возможно, сделать каждый урок интересным, развивать творческую активность моих учеников. Стараюсь выполнять свое дело не только честно, но и творчески. В профессии учителя невозможно остановиться, необходимо постоянно расти над собой. Учитель в современном мире - тот же ученик. Именно в этом ценность учения: не только отдавать знания ученикам, но и уметь учиться и стремиться к профессиональному росту самому.

Для того чтобы педагогический процесс мог развиваться нетривиально и творчески, учитель должен быть не только хорошим предметником и воспитателем, но еще и философом. Хотя бы потому, что нужно уметь отключаться от серых будней и воспарять к вершинам педагогики, творчества, находить высокий смысл в том, что ты делаешь сегодня и обязательно должен будешь сделать завтра. Есть определение: «Шар — геометрическое место точек пространства, равноудаленных от одной определенной точки — центра шара». Однако вряд ли кто-нибудь впервые узнает, что такое шар, именно из этого определения. Надо полагать, что человек усваивает понятие шара в детстве — на примере мяча, глобуса, шарика из подшипника. А определение он узнает лишь на уроках математики в школе. При этом не каждый понимает, что тот шар, который он знает с раннего детства, и тот шар, которому его обучили в школе, — это один и тот же шар. В результате может возникнуть представление, что «математика существует только сама по себе».

Математики, как правило, очень гордятся тем, что они математики. В чем же источник их гордости? Они объясняют это тем, что математика — уникальная наука, и только ей присущи следующие черты: во-первых, все понятия строго определяются. Во-вторых, в математике все строго доказывается из аксиом. В-третьих, математика бывает понятна в такой степени, которая порой недоступна ни одной другой науке. В-четвертых, математика занимает особое место: она занимается построением формальных моделей, явлений и процессов, изучаемых другими науками. А я горжусь тем, что учу математике, но, справедливости ради, как учитель, замечу, что определить все математические понятия все-таки невозможно.

Для наглядного примера задумаемся об устройстве толкового словаря русского языка. В нем одни слова определяются через другие, другие через третьи. Но поскольку слов в словаре конечное число, то неизбежно возникает круг. Как говорила г-жа Простакова из «Недоросля» Д.И.Фонвизина: «Портной учился у другого, другой у третьего, да первый-то портной у кого же учился?». Избежать такого круга можно лишь одним способом: оставить некоторые слова без объяснений. Так же, разумеется, обстоит дело и с понятиями математики: некоторые понятия остаются без определения. Таким образом, существуют так называемые неопределяемые первичные понятия: точка, прямая, плоскость и так далее, на взаимных отношениях которых строится математическая наука. Усвоены эти понятия могут быть из непосредственного наблюдения, из интуиции, из личного опыта, его осмысления, понимания.

В своей работе применяю информационно-коммуникационные технологии и технологию диалога культур. Овладение культурой начинается с самого детства. Каждый человек учится быть человеком, и это учение происходит в контексте культуры и образования. Современная математика включает в себя целые пласты культур прошлого. Например, школьная планиметрия. Она удивительно точно передает античный образ мысли. В ней совершенно отчетлива тенденция увидеть предмет как что-то данное, завершенное. Планиметрия демонстрирует античный способ доказательства, который обращается к зримому образу изучаемого предмета. В разделах, изучающих понятие функции и анализ бесконечно малых, мы находим элементы культуры Нового времени, для которой определить что-либо — значит задать способ построения, найти возможность его бесконечного продолжения. Хорошее математическое образование никому не помешает. Оно позволяет любому человеку обнаружить культурную значимость этой науки, увидеть в ее изучении не только математический, но и культурологический, философский и исторический интерес.

Я благодарен моим Учителям, которые во многом определили мой путь в профессии. Но, все-таки, школа — не конвейер, а образование — не производство. Ведь, как известно, не для школы, для жизни учимся. Поэтому меня волнуют не только учебные результаты, но прежде всего жизненные успехи выпускников. Ибо, как писал Александр Сергеевич Грибоедов: «Чем человек просвещеннее, тем он полезнее своему Отечеству». Культура и образование взаимосвязаны: культура определяет смысл, ценность и содержание образования, а образование сохраняет культуру, передает ее достижения из века в век. Вместе они определяют не только сущность и общий уровень развития общества, но и оказывают глубокое влияние на каждого человека. Дополняя друг друга, они составляют базовые качества личности, формируют привязанность к своей культуре, народу, языку, Родине. У человека есть только «.две ноги: интеллект и совесть. Как совесть без развитого интеллекта слепа, но не опасна, так опасен интеллект без совести», — писал Юрий Лотман. И честность, доброта, справедливость, благородство, умение незаметно помочь другому, способность к пониманию, к гуманному отношению к миру и людям — это не просто «красивые, правильные» слова, это то чем я живу и дорожу.

Таким образом, мои философско-математические размышления позволяют мне видеть Образование как цель и результат, как процесс и как ценность. В заключение выдвину гипотезу: подлинно глубокое математическое и нематематическое понятие или утверждение должно быть в своей сути просто. И тогда есть надежда, что оно окажется понятным, или, лучше сказать, понятым.

Категория: Математика
19.04.2019 09:09


Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!