СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Эссе на сцене

Нажмите, чтобы узнать подробности

Есть жанры, которых опасаются даже очень талантливые писатели. К таковым относится эссе. А эссе на сцене – каково?! Невероятную смелость проявил заслуженный артист России, талантливый режиссёр Валерий Симоненко, поставив на подмостках возглавляемого им муниципального театра «Русский стиль» им. Михаила Михайловича Бахтина спектакль-эссе «…И плывёт корабль…».

Сцена из спектакля

Спектакль со многими составляющими

О чём спектакль? Самый банальный и простой, казалось бы, вопрос в этом случае подразумевает пространный и вдумчивый ответ. Сюжетно описать эссеистическое произведение, как правило, нельзя, с помощью философских категорий – скучно. Тем более чему-чему, а скуке в этом произведении места нет. Так вот, спектакль о многом – о России и её гениях, о любви, смерти и поиске смысла жизни, о муках, радостях и проклятых вопросах, которые задавали себе известнейшие русские писатели, наконец, о самом театре.

Такое многообразие поднимаемых тем нуждается в адекватном сценическом выражении: многослойность нового спектакля Валерия Симоненко, его обширная контекстуальность и интертекстуальность обусловлены и выбранным жанром, и поставленными художественными задачами.

В основе спектакля – рассказы Ивана Алексеевича Бунина («В ночном море», «Солнечный удар», «В Париже») – отдельные жизненные истории, когда-то описанные великим мастером. Но и сам мастер – на сцене. Он одновременно и наблюдает за созданными (а судя по происходящему на подмостках – только-только появляющимися в авторском воображении) персонажами, и размышляет о судьбах Родины, русской литературы, своей невыносимо тяжёлой доле эмигранта, мучается бессмысленными попытками разгадать жизнь и преодолеть страх смерти, вспоминает о писателях – друзьях и недругах…

И все они тоже здесь. Андреев, Горький, Лев Толстой, Блок, Есенин как будто плывут на том же корабле, что и Иван Алексеевич с героями его произведений, на корабле, ставшем главным символом и одновременно местом действия постановки, неким объединяющим началом.

Действие в спектакле усиливается благодаря ещё одной интересной идее режиссёра. Задник сцены – экран, на который проецируются то прекрасные морские пейзажи, то кадры документальной хроники (они повествуют нам о жизни и смерти Льва Толстого, показывают выступление Максима Горького на I Всесоюзном съезде советских писателей и др.). Гении и пророки до- и постреволюционной России словно оживают перед нами, ещё больше погружая в происходящее, подчёркивая его реалистичность и трагизм судеб человеческих на изломе эпох.

Режиссёр vs писатель

И. А. Бунин – гениальный писатель. Но, как ни парадоксально, проза его невероятно сложна для постановки. Причём в первую очередь именно в силу её художественной мощи. Описанное прекрасным русским слогом порой нелегко выразить сценическими средствами. Вычленяешь из бунинского текста диалоги – и всё получается как-то уж больно скупо, исчезает ощущение света, лёгкости, полёта, присущего текстам первоисточника. О чём-то похожем, помнится, говорил мне Валерий Симоненко в одной из бесед. Как же быть? Как режиссёру справиться с писателем так, чтобы никто, в том числе и зритель, не пострадал?

В. Симоненко – режиссёр не просто высокопрофессиональный. Он оригинальный и в оригинальности своей безумно интересный. Он как бы играет с бунинским текстом, тонко и точно вводит сюжетные элементы, ничуть не оскорбляющие первоисточник, но делающие спектакль живее, динамичнее, драматичнее. И вот уже персонажи знаменитого «Солнечного удара» недовольны своим заранее предрешённым уделом, и Иван Алексеевич, словно добрый волшебник, разрешает им самим переписать собственные судьбы. Этой перекличкой с Пиранделло (пьеса «Шесть персонажей в поисках автора», 1921 г.) режиссёр как будто напоминает нам, что мы находимся в театральном пространстве, что главенствует в нём игра, что реальное очень тесно переплетается с вымыслом, а значит, на сцене почти всё возможно.

Точное воплощение

Точно реализуют режиссёрские идеи спектакля и актёры, занятые в нём. Два старика, один из которых двадцать три года назад стал обманутым мужем, а второй – обманувшим возлюбленным, с которым сбежала жена первого, встречаются на корабле. Две прекрасные, хотя вроде совсем небольшие роли ведущих актёров «Русского стиля» – заслуженного артиста России Сергея Фетисова и Александра Липова. Размышления персонажей о бренности сущего, прожитой жизни и смерти сразу задают тон спектаклю и ставят главные его вопросы: как быть, если в мире все зыбко, как спастись и можно ли спастись, если так любишь жизнь, но придётся умирать.

Не менее органичны в своих ролях Светлана Гнездилова, Александр Галуцких, Инна Севостьянова, Владимир Верижников («Солнечный удар»), Ольга Тищенко и Александр Столяров («В Париже»).

Наконец, И. А. Бунин (Евгений Безрукавый). Восхитительный образ, созданный Евгением Гавриловичем. Образ совершенно не одномерный. Его Бунин, бесспорно, гений. И, так же бесспорно, обычный живой человек. В один момент он – творец, загорающийся очередной идеей и думающий лишь о её воплощении, в другой – простой смертный, терзаемый страхами, в третий – беспощадный критик эпохи, в четвёртый – высокомерный и даже – как так?! – завистливый писатель, тоскующий о том, что не добился признания в родной стране. Все эти оттенки настроений, резко и порой кардинально меняющегося мироощущения Е. Безрукавый передаёт так, словно в эти минуты пишет на сцене дневник собственной жизни, своё настолько ему понятное эссе. Глубина личности актёра позволяет ему так точно постичь сложную, многогранную личность гениального автора «Окаянных дней».

Волей создателя спектакля оказавшись на одном корабле со своими персонажами, современниками, учителями, соперниками, Бунин (конечно, тоже персонаж, только несколько иного порядка), являясь очевидцем происходящих на сцене событий, для зрителя становится их пристрастным свидетелем. Судьба его книг, России, русских эмигрантов, умирающих гениев, его самого – всё это образно показано в спектакле. И обо всём этом вслух размышляет великий писатель на сцене-палубе, как будто вписывая ремарки в пьесу.

Русский ковчег

Корабль – единое сценическое пространство спектакля. Корабль – аллегория, имеющая множество смыслов. Это и лайнер из фильма Феллини «И корабль плывёт…», тонущий, олицетворяющий гибель всей мировой культуры в хаосе войны. Это и «философский пароход», отправлявший лучших представителей русской культуры прочь из родных краев, в эмиграцию. Это и загадочный корабль, где встречаются прошлое и будущее, реальность и вымысел – сама Россия с её сложной, порой трагической судьбой, с её великой культурой. Штиль сменяется штормом, лёгкий бриз – диким ураганом, но корабль плывёт. В этом светлом, жизнеутверждающем мотиве – основной пафос спектакля. И его сила.

Ведь так, вопреки страшным невзгодам, войнам и иным бедам из века в век выстаивает Россия, назло революциям, репрессиям продолжается русская литература. Так, то страдая, то радуясь, ищет ответы на важнейшие вопросы бытия неприкаянная человеческая душа.

* Эссе (по определению БСЭ) – прозаическое сочинение небольшого объёма и свободной композиции, выражающее индивидуальные впечатления и соображения по конкретному поводу или вопросу и заведомо не претендующее на определяющую или исчерпывающую трактовку предмета. Как правило, эссе предполагает новое, субъективно окрашенное слово о чём-либо и может иметь философский, историко-биографический, публицистический, литературно-критический, научно-популярный или чисто беллетристический характер.

http://www.vestnik57.ru/page/esse-na-scene

*

См.:

Бунин И. А.

https://multiurok.ru/blog/bunin-i-a.html

Категория: Всем учителям
02.04.2016 21:43


© 2016 640

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!