СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до 10.05.2025
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Освоение основ финансовой грамотности позволяет принимать разумные финансовые решения, а также способствует достижению и улучшению личного финансового благополучия, которое позволит не только заработать и сберечь деньги, но и обеспечить личную финансовую безопасность экономического благополучия людей.
Экономическое воспитание дошкольников не предполагает подготовки будущих экономистов, брокеров и знакомства со сложными специфическими понятиями (например, инфляция, биржа, ценные бумаги, аккредитивы и др.). С точки зрения включения финансовой грамотности в воспитательно-образовательный процесс дошкольников в возрасте от 5 до 7 лет мы говорим о формировании элементарных экономических навыков и основ финансовой грамотности.
Основная цель экономического воспитания дошкольников – содействие формированию первичных социальных компетенций воспитанников в сфере личных и семейных финансов.
Успех финансового образования в дошкольном образовании зависит:
- от степени использования в процессе обучения интерактивных образовательных технологий, ориентированных на получение практико-ориентированных знаний и формирование соответствующих компетенций;
- создания благоприятных условий для обучения: доступность и увлекательная форма изложения, адаптация к возрастным особенностям восприятия, мотивация, непрерывность.
Ведущим видом деятельности дошкольников является игра. Это одна из основных форм для формирования основ финансовой грамотности. Ребёнок осваивает и познаёт мир через игру, поэтому обучение, осуществляемое с помощью игры, для дошкольника естественно. В целях достижения оптимального результата рекомендуется использовать разные игры: театрализованные, режиссёрские, сюжетно-ролевые, интеллектуальные, семейные и др.
Большой интерес у дошкольников при формировании финансовой грамотности вызывают ситуационные задачи. Ситуационная задача представляет собой один из видов интерактивного обучения, методический приём, включающий совокупность условий, направленных на решение практически значимой ситуации, и способствующий развитию мотивации к познавательной деятельности. Решение ситуационных задач способствует формированию умения объяснять явления действительности, ориентироваться в мире ценностей.
Планирование работы с детьми дошкольного возраста по формированию финансовой грамотности требует осторожности, разумной меры. Основные принципы такого планирования — учет возрастных и индивидуальных психических особенностей старших дошкольников, их интерес к экономическим явлениям как к явлениям окружающей действительности, тесная взаимосвязь нравственно-трудового и экономического воспитания, комплексный подход к развитию личности дошкольника.
Критерии отбора материала для технологии проектирования образовательной деятельности по формированию финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста:
- финансово-экономическая направленность;
- доступность, наглядность, занимательность;
- воспитательная и нравственная ценность;
- возможность применения полученных знаний, умений и практического опыта в повседневной жизни.
Под финансовой грамотностью, в дошкольном возрасте понимается воспитание у ребенка:
Работа по формированию у детей предпосылок финансовой грамотности происходит поэтапно. На первых этапах целесообразно знакомить детей с понятием потребности человека. Дети получают знания о том, что такое потребности, о их разнообразии. При знакомстве с понятием потребности необходимо уточнить, от чего зависят потребности человека, подвести детей к пониманию того, что не все можно купить за деньги.
Следующим этапом в работе по формированию предпосылок финансовой грамотности - знакомство с трудом и миром профессий. Основная цель – это знакомство ребят с миром профессии взрослых, с понятиями предмет труда и продукт труда, а также воспитание уважительного отношения к труду.
Чтобы дать ребенку возможность поближе узнать мир профессий, необходимо эмоционально насыщенное содержательное общение взрослого с ребенком в игре, различных видах деятельности: художественной, музыкальной, театрализованной (инсценировках сказок) и др.
Одной из форм организации знакомства с миром финансов могут быть экскурсии. Особенно актуально, если это будут экскурсии в финансовые учреждения, которые располагаются рядом с ДОО, или туда, где работают родители, знакомство с миром профессии, которые окружают ребенка. Замечательно, если родители группы включатся в мини-проект, например, по знакомству со своими профессиями и с элементами финансовой грамотности, с которыми они сталкиваются.
Завершая тему экономического воспитания старших дошкольников, необходимо немного остановиться на особенностях внедрения ее, учитывая социокультурные особенности. При включении программы в образовательную деятельность ДОО должна учитывать образовательные потребности, интересы и мотивы детей, членов их семей и воспитателей и, в частности, может быть ориентирована на специфику национальных, региональных и иных условий, в которых осуществляется образовательная деятельность конкретной ДОО.
© 2024, Грицай Анна Владимировна 45