СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
"Цветом может пользоваться каждый,
но только беззаветно преданному ему
он позволяет постичь свои тайны"
И. Иттен
Фиолетовый впервые появился в доисторическом искусстве в эпоху неолита. Художники пещеры Печ Мерле и других неолитических мест во Франции использовали палочки марганца и гематитового порошка, чтобы рисовать животных и очертания их собственных рук на стенах пещер. Эти работы были датированы от 16 000 до 25 000 лет до нашей эры.
Уже в 15 веке до нашей эры граждане Сидона, города на побережье Древней Финикии (ныне Ливан), производят фиолетовый краситель из морской улитки, называемой колючим красителем-мурекс. Одежда, окрашенная тирианским красителем, упоминалась в Илиаде Гомера, в Энеиде Вергилия. Глубокий, богатый фиолетовый краситель, сделанный из этой улитки, стал известен как тириан фиолетовый.
Процесс изготовления красителя был долгим, сложным и дорогостоящим. Горы пустых раковин были найдены на территории Сидона. Улитки оставляли мокнуть, затем удаляли крошечную железу, а сок извлекали и клали в таз, который помещали на солнце. Там происходила замечательная трансформация: в солнечном свете сок становился белым, затем желто-зеленым, затем зеленым, затем фиолетовым, затем красным, который становился темнее и темнее. Процесс должен был быть остановлен ровно в нужное время, чтобы получить желаемый цвет, который может варьироваться от ярко-малинового до темно-фиолетового цвета высушенной крови. Затем либо шерсть, лен или шелк будут окрашены. Точный оттенок варьировался между малиновым и фиолетовым, но он всегда был богатым, ярким и продолжительным.
Тирианский фиолетовый стал цветом царей, дворян, священников и магистратов вокруг Средиземного моря. В Книге Исхода Бог учит Моисея, чтобы израильтяне принесли ему приношение, в том числе ткань «синего, пурпурного и червленого», которая будет использоваться в занавесках скинии и одеждах священников. Термин, используемый для фиолетового в версии четвертого века Латинской Вульгаты в Библии, является пурпурой, или тирианским фиолетовым. В «Илиаде Гомера» пояс Aякса фиолетовый, а хвосты лошадей троянских воинов погружены в фиолетовый.
Сын Теламона вручает блистающий пурпуром пояс.
Так разлучася, герои — один к ополченьям ахейским
Шество¬вал, к сонмам троянским другой поспешал; и трояне,
Радуясь сердцем, смотрели, что шествует здрав и безвреден
Гектор, Аяксовой силы и рук необорных избегший;
(Гомер. Илиада: 305)
В «Одиссее» одеяла на свадебной постели Одиссея фиолетовые. В пьесе Эсхила (525-456 гг. до н.э.) королева Клитемнестра приветствует своего мужа Агамемнона, украсив дворец фиолетовыми коврами. В 950 году до н.э. царь Соломон, как сообщается, привез ремесленников для обеспечения фиолетовых тканей для украшения Храма в Иерусалиме.
Римский обычай носить пурпурную тогу, возможно, исходил от этрусков; этрусская гробница в 4 веке до нашей эры изображает дворянина в темно-фиолетовой и вышитой тоге.
В наше время Тириан фиолетовый был воссоздан за большие деньги. Когда немецкий химик, Пол Фридандер, попытался воссоздать тирианский фиолетовый в 2008 году, ему понадобилось двенадцать тысяч моллюсков, чтобы получить 1,4 унции красителя, достаточного для окраски носового платка. В 2000 году грамм такой краски из десяти тысяч моллюсков по оригинальной формуле стоил две тысячи евро.
В XVIII веке фиолетовый по-прежнему носили Екатерина Великая и другие правители, епископы и в более светлых оттенках - члены аристократии, но редко обычные люди, из-за ее высокой стоимости. Но в XIX веке это изменилось. В 1856 году восемнадцатилетний британский студент химии по имени Уильям Генри Перкин пытался сделать синтетический хинин. Его эксперименты привели к получению фиолетового оттенка под названием маувейн, укороченный просто до лилового. Он получил свое название от цветка мальвы, который имеет тот же цвет. Новый цвет быстро стал модным, особенно после того, как Queen Виктория надела шелковое платье, окрашенное маувейн, на Королевскую выставку 1862 года. До открытия Перкина, лиловый цвет был цветом, который могли позволить себе носить только аристократия и богатые. Перкин разработал промышленный процесс, построил завод и изготовил краситель в большом количестве, поэтому почти любой мог носить лиловую одежду. Это был первый из серии современных промышленных красителей, который полностью трансформировал химическую промышленность и моду.
Фиолетовый был популярен среди художников-прерафаэлитов в Британии, включая Артура Хьюза, который любил яркие цвета и романтические сцены.
На рубеже веков фиолетовый был любимым цветом австрийского художника Густава Климта, который наполнил его картины чувственным фиолетовым цветом.
В 1960-х и начале 1970-х годов он также ассоциировался с контркультурой, психоделиками и музыкантами, такими как Джими Хендрикс, с его песней 1967 года «Purple Haze» (
Протест «Пурпурный дождь» был протестом против апартеида, который произошел в Кейптауне (Южная Африка) 2 сентября 1989 года, в котором полицейские водяные пушки с фиолетовым красителем распыляли на тысячи демонстрантов. Это привело к лозунгу "The Purple Shall Governation." ("Пурпурное правительство").
Согласно фен-шуй, лиловый цвет означает жизненную силу.
В китайской классической поэзии лиловый цвет символизирует положительную духовную силу. Это любимый цвет беременных женщин и особенно детей, верящих в мир волшебства, цвет гармонично развитых людей с высокой эмоциональностью, духовностью и деликатностью. Он навевает мечты и фантазии, но не нравится тем, кто любит жить только сегодняшним днем.
Сиреневый цвет олицетворяет творчество, воображение и таинственность. В нем сошлись два контрастных оттенка — красный и синий. Такое смешение указывает на творческие поиски, открытость к переменам и стремление к развитию. С другой стороны, сиреневый — цвет верности, перфекционизма, рассудительности. Часто к этому оттенку в гардеробе прибегают люди, которые начинают новый этап в жизни, карьере, отношениях. Это креативные незаурядные личности, которые не любят выкладывать все карты на стол и оставляют за собой некую загадку. В то же время они способны на эмпатию и сострадание, легко поддаются внушению.
Василий Кандинский Кохель. Габриэле Мюнтер 1909
Артур Хьюз Апрельская любовь 1855—1856 Галерея Тейт Лондон
Альфред Гуилло Первый улов
Кес ван Донген Портрет женщины 1924
Джон Сингер Сарджент Леди Эгню из Лохно 1892-1893
Александр Соколов Портрет женщины 1901-
Виктор Борисов-Мусатов Осенний мотив (Дама в лиловом) 1901 Национальный музей «Киевская картинная галерея» Киев
© 2023, Скурихина Тамара Петровна 147