СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Физический эксперимент, неотъемлемый компонент изучения программы школьного курса физики.

Нажмите, чтобы узнать подробности

доклад по теме:

 

 

 

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ КАЗАХСТАНА

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

« Аканская средняя школа »

 

 

 

 

 

                                               Доклад по теме:

    

          Физический эксперимент, неотъемлемый     

         компонент изучения программы школьного   курса физики.

 

 

 

                                            

 

 

 

.

 

 

 

 

                                                Подготовил : учитель физики Соложонкин Н.Н.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 ФИЗИЧЕСКИЙ ЭКСПЕРЕМЕНТ – НЕОТЪЕМНЫЙ    

       КОМПОНЕНТ    ИЗУЧЕНИЯ ПРОГРАММЫ  

               ШКОЛЬНОГО КУРСА    ФИЗИКИ.

     

 

        Сейчас, во время реформы школьного образования, программа изучения физики в школе отличается от программы прошлых лет, особенно с 7 по 9 класс, и не всегда в лучшую сторону. Объем материала увеличился , а количество часов  уменьшилось. Это значит, что получить хотя бы основные базисные сведения об окружающем мире и законах, в соответствии с которыми происходят физические явления и процессы, учащиеся не получат в полном объеме. В введении к учебнику «физика» часто встречается фраза « физика – наука опытная », но за 90 годы и начало 2000 школьное оборудование поизносилось, вышло из строя и в результате этого физический эксперимент и лабораторные работы стали редкостью на уроке физики. Сокращение часов также в первую очередь ударило по эксперименту, время для усвоения программного материала мы выгадываем за счет лабораторных работ. Если в школах естественно – математического профиля еще выкраивается эта возможность, то в школах гуманитарного направления с проведением физического эксперимента и лабораторных работ возможностей намного меньше, хотя если взять опыт Рамазанова из гимназии «Бест» Петропавловска, то можно добиться хороших результатов и при таком количестве часов. Из практики видно, что теряется весь смысл изучения физических явлений без личного наблюдения, без моделирования, без возможности хотя бы, что - то увидеть и потрогать своими руками.  Опрос, среди своих учеников, показал, что 70% ученикам физический эксперимент проведенный на уроке и лабораторная работа позволяют проще понять тему или смысл протекания физического явления. Естественно, что когда на твоих глазах опытным путем доказывается определенная закономерность протекания процесса или закон, это запоминается и легче воспринимается учениками.

         Как уже говорилось раньше, в программах 7 и 8 класса практически нет времени на закрепление материала, на то, чтобы выкроить урок на решение задач по изучаемой теме,. Все приходится успеть за урок, и опросить и объяснить новый материал, закрепление материала, показать решение задач по данной теме и если провести демонстрацию физического эксперимента то естественно нужно , чем-то пожертвовать.

 

 

 

 

 

 

Но чтобы эксперимент прошел хорошо, наглядно и быстро, его нужно подготовить и желательно опробовать до урока. Для этого необходимо нужное оборудование и хороший лаборант, который может собрать установку или схему поможет в проведении эксперимента, а иначе минимум пол урока уходит на демонстрацию, а если уроки подряд, то практически времени не хватит на подготовку.

    Физический эксперимент по определенным темам практически всегда описаны в учебнике, и чего греха таить, мы бывает ограничиваемся простым изложением опыта и конечного результата, что естественно не дает того результата что если бы ученик увидел весь процесс и результат наглядно. Педагогика Казахстана исходит своими корнями из Российской педагогики, которая всегда уделяла большое внимание эксперименту. В 1905 году в Санкт – Петербурге вышла книга русского физика – методиста Ф.Н. Индриксона «Несколько работ по физике для учеников средней школы». Это первое руководство для практических занятий, написанное русским автором специально для русской средней школы. Второе издание, вышедшее в 1911 году, было значительно дополнено и состояло из 93 работ преимущественно измерительного характера.

В 1908 году в издательстве И.Д. Сытина вышла книга Н,С. Дрентельна «Пособие для практических работ по физике в средней школе с вопросами для упражнений», содержащая 65 работ. Каждая работа имела подробное описание с перечислением приборов и материалов, вплоть до указания размеров приборов. Много внимания было уделено различным техническим деталям и особенностям  каждой работы, чем обеспечивалась гибкость перехода от одной работы к другой и правильность получения результатов. Ценно, что в каждой работе были приведены числовые примеры, взятые из практики.

В 1911 году в издательстве «Образование» вышла книга И. Глинки « Опыт по методике физики. Лабораторные работы в средней школе». Это один из первых опытов организации практических занятий по физике  в форме лабораторных уроков. В книге содержалось 44 работы с описаниями.

Чуть раньше в 1910 году вышла книга – руководство  Григорьева, Знаменского, Кавуна « Практические занятия по физике для учащихся в средней школе ». Общие указания в начале  руководства и дальнейшее  описание 82 работ предназначены прежде всего для учащихся. Эта книга – первая, где главным действующим лицом подразумевался ученик.

 

 

 

 

 

 

 

Эксперименты и демонстрации, проводимые учителем, как мы уже говорили имеют большое значение в усвоении материала преподносимого учителем, но для получения действительных твердых физических знаний необходимо школьника центральным, главным лицом, изучающим явление, только тогда он увидит те стороны эксперимента, которые он нередко просто упускает из виду. При опытах учителя учащиеся почти исключительно пользуются зрительными ощущениями и отчасти слуховыми, при этом достигается известная наглядность. При самостоятельных лабораторных работах умственная деятельность учащихся сопровождается ещё и деятельностью органов движения. Объединяются мысль, слово и действие.

Путем выполнения самостоятельных лабораторных работ школьники получают полное представление о количественной стороне явлений. Например, наблюдая за классическим опытом по нагреванию  двух прутков из разного металла к которым при помощи пластилина на равных расстояниях прикреплены кнопки. По очередности отпадания кнопок учащиеся видят, что медь проводит тепло лучше, чем железо. Очень наглядный опыт, но если бы ученик держал эти прутки в руке и нагревал одновременно их концы на спиртовке, ощутил неодинаковый нагрев прутков, уверен ,что это было бы более запоминающимся.

Только путем выполнения  самостоятельных лабораторных работ школьники получают полное представление о количественной стороне явлений. Только наблюдая и воспроизводя эти явления, преодолевая трудности переходя к более точным и полным знаниям, усваивают основные понятия и законы физики, создают самостоятельные и устойчивые суждения об окружающих их явлениях, на которые они смотрят уже не сквозь призму чужих слов.

Часто встречается ситуация когда хорошо успевающий ученик имеет отвлеченные знания, имея хорошую память и усидчивость, он знает законы формулы, определения и не может объяснить простых явлений или разобраться в схеме. Именно лабораторные работы становятся надежным орудием в борьбе с формализмом при изучении физики.

Указывая на важность и необходимость самостоятельных лабораторных работ учащихся нельзя конечно снижать роль демонстрационного эксперимента самого учителя физики. Учащиеся с большим смотрят опыты, которые ставит учитель, среди учеников всегда слышно радостное оживление, когда заходя в кабинет физики они видят

 

 

 

 

 

 

 

 

на демонстрационном столе какое-то оборудование. Но что они запоминают из этих опытов? Вылетела пробка из пробирки, внутри которой образовался туман; на экране появилась радуга при прохождении узкого светового пучка через призму; проскочила искра при вращении электрофорной машины и т. д. для них это равносильно потасовке в боевике или стрельбе из пистолета в детективе то есть запоминаются зрелищные эффекты или некоторые легко запоминающиеся детали. Надо заставить учеников осмысленно посмотреть на этот эксперимент, проанализировать ситуацию этого можно добиться путем изменения условий эксперимента, например вопрос: « а, что будет с колебательным движением, если мы изменим форму груза, а если изменить длину нити? ». Эти вопросы естественно заставят включится умственную деятельность, что скажется на осмысленном запоминании данного эксперимента.

Осмысленное отношение к самостоятельным лабораторным работам приводит например введенная мною защита лабораторных работ, и обязательным написание вывода в конце работы. Так как у меня работу проводят группами по 4 – 5 ученика, хотя есть возможность поставить оборудование на каждый стол, но это заставляет использовать больше оборудования, что вызывает затрату времени к подготовке работы и затрудняет контроль во время урока, а такие группы, я считаю удобны в работе. Обычно в группе есть более сильные и активные, ну естественно и пассивные которые идут путем списывания работы у сильного ученика, а проверка работы ведется по тетрадям с отчетом, который у группы обычно почти одинаков. Ну и чтобы работа была выполнена не просто по описанию в учебнике. После проверки тетрадей  с отчетом, вызываю ученика и задаю вопросы по работе. Вопросы разнообразны, например, от элементов установки  и порядка проведения работы  до объяснения получившихся погрешностей, вопросы обычно ставлю дифференцированно в зависимости от способностей ученика.

Иногда меняю работу, например работа № 5 за 8 класс «измерение в электрических цепях», очень простая и её дополняю нахождением неисправностей в электрических цепях, так как эта работа первая по электричеству, а в 8 классе 50% лабораторных работ по теме                       « постоянный электрический ток ».  Разработку этой работы предлагает учитель гимназии «Бест» в журнале №Физика»  № 3 за 2006 год.

 

 

 

 

 

 

 

 

 При выполнении последующих работ  ученики уже самостоятельно находят причины если схема не включается, да эти навыки всегда пригодятся в жизни, то не редко встречаются ситуации когда просят посмотреть то удлинитель, то светильник которые не работают по простой причине отсутствия контакта. И вообще всегда заостряю внимание учеников на практическом применении знаний  физике в быту и повседневной жизни, тем самым они видят, что это не просто отвлеченный и теоретический предмет, а вполне реальные и полезные для жизни знания, что сказывается на повышении интереса к предмету. При правильной постановке лабораторных работ учащиеся приобретают навыки использования приборов и оборудования, могут оценить осмысленно определенную ситуацию или поставленную задачу.

Но как мы уже говорили раньше, для проведения демонстрационного эксперимента или лабораторной работы необходимо оборудование, для тех школ которые получили комплекты класса физики проблема практически отпадает, так как почти всё оборудование есть, как для проведения демонстрации так и для лабораторных работ. Большую помощь при объяснении материала дает компьютерный эксперимент, я считаю. Что некоторые эксперименты более наглядны чем в живую. Темы оптика,  магнитное и электрическое поле отлично показаны, на экране, через видеопроектор ученики видят реальные приборы, протекание процесса, который уже 100% проходит без сбоя, а данного материала сейчас достаточно, это Школа Кирилла и Мефодия, виртуальная лаборатория физики, комплект фильмов по темам. Компьютерный эксперимент не требует столько времени на подготовку, гарантированный результат, компьютерная установка позволяет просто менять параметры, сразу демонстрирует цифровую и графическую информацию, что очень удобно в целях экономии времени и качестве и наглядности предоставляемого материала. Сейчас в каждом номере газеты «Физика» рассматривается какой то компьютерный эксперимент, так, что в настоящее время материала огромное количество, который можно обработать и применить в своей работе.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список использованной литературы.

 

1. Физический практикум. Библиотечка «Первое сентября» № 20.

2. С.А. Хорошавин Физико – технтческое моделированте      

      Просвещение 1993 г

3. С.Е. Тихомиров « значение лабораторных работ для формирования    

     знаний, умений навыков. Журнал «Физика» № 17 2008 г

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

05.01.2015 04:34


Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!