СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Обучение физики на уроках сегодня нельзя представить только в виде теоретических занятий, необходимо поддерживать интерес к физике, использовать разнообразные пути и методы стимулирования учебной деятельности.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Современный урок

Человек XXI века это творческая личность. Он должен быть активным, динамичным, работоспособным,

волевым, уверенным в себе.

В настоящее время в условиях современной школы методика обучения переживает сложный период,связанный с изменением целей образования, разработкой Федерального государственного образовательногостандарта новог

«Современный урок - это урок, на котором учитель излагает новый материал понятно и доступно». «Современный урок - это веселый, познавательный, интересный, нетрудный урок, на котором учитель и ученик свободно общаются». «Современный урок - это урок, на котором не приходится делать каждый раз одно и то же, это разнообразный урок». «Современный урок - это урок, на котором выслушивают любое твое мнение, урок, где человек учится быть человеком». «Современный урок - это урок, на котором чувствуешь себя уверенно». «Современный урок - это урок без стрессов». Современный урок - это урок, характеризующийся следующими признаками: 1. Главной целью урока является развитие каждой личности, в процессе обучения и воспитания. 2. На уроке реализуется личностно-ориентированный подход к обучению. 3. На уроке реализуются идеи гуманизации и гуманитаризации образования. 4. На уроке реализуется деятельностный подход к обучению. 5. Организация урока динамична и вариативна. 6. На уроке используются современные педагогические технологии. Современный этап общественного развития характеризуется рядом особенностей, предъявляющих новые требования к школьному образованию. Изменяются приоритеты и акценты в образовании, оно становится направленным на развитие личности, на формирование у обучающихся таких качеств и умений, которые в дальнейшем должны позволить ему самостоятельно изучать что-либо, осваивать новые виды деятельности и, как следствие, быть успешным в жизни. Значит, актуален вопрос: “Что такое современный урок?”. Этот вопрос интересует не столько нас, преподавателей, сколько самих учащихся. о поколения, построенного на компетентностном подходе.

На первом месте стоит создание условий для воспитания социально активной личности;

учитель должен научить ребёнка учиться

уметь добывать знания самому, при этом за учителемсохраняется роль организатора познавательной

деятельности, он управляет процессом познания, т.е.планирует, организует выполнение плана, анализирует

достигнутые результаты.

Но основной формой работы учителя по-прежнему остаётся урок.

Современный урок - это:

  • урок с использованием техники (компьютер, диапроектор, интерактивная доска и т.д.);
  • урок, на котором осуществляется индивидуальный подход каждому ученику;
  • урок, содержащий разные виды деятельности;
  • урок, на котором ученику должно быть комфортно;
  • урок, на котором деятельность должна стимулировать развитие познавательной активности ученика;
  • современный урок развивает у детей креативное мышление;
  • современный урок воспитывает думающего ученика-интеллектуала;
  • урок предполагает сотрудничество, взаимопонимание, атмосферу радости и увлеченности.

Современные образовательные технологии ориентированы на индивидуализацию, дистанционность

ивариативность образовательного процесса, академическую мобильность обучаемых, независимо от возраста и

уровня образования. В школе представлен широкий спектр образовательных педагогических технологий,

которые применяются в учебном процессе.

Проблемное обучение.

Создание в учебной деятельности проблемных ситуаций и организация активной самостоятельной

деятельности учащихся по их разрешению, в результате чего происходит творческое овладение знаниями,

умениями, навыками, развиваются мыслительные способности.

Разноуровневое обучение.

У учителя появляется возможность помогать слабому, уделять внимание сильному, реализуется желание

сильных учащихся быстрее и глубже продвигаться в образовании. Сильные учащиеся утверждаются в своих

способностях, слабые получают возможность испытывать учебный успех, повышается уровень мотивации

ученья.

Проектные методы обучения.

Работа по данной технологии дает возможность развивать индивидуальные творческие способности

учащихся,

более осознанно подходить к профессиональному и социальному самоопределению.

Исследовательские методы в обучении.

Дает возможность учащимся самостоятельно пополнять свои знания, глубоко вникать в изучаемую проблему

ипредполагать пути ее решения, что важно при формировании мировоззрения. Это важно для определения

индивидуальной траектории развития каждого школьника.

Лекционно-семинарско-зачетная система

Данная система используется в основном в старшей школе, т.к. это помогает учащимся подготовиться к

обучению в ВУЗах. Дает возможность сконцентрировать материал в блоки и преподносить его как единое

целое, а контроль проводить по предварительной подготовке учащихся.

Технология использования в обучении игровых методов: ролевых, деловых и других видовобучающих игр.

Расширение кругозора, развитие познавательной деятельности, формирование коммуникативных умений и

навыков, необходимых в практической деятельности, развитие общеучебных умений и навыков (УУД).

Обучение в сотрудничестве (командная, групповая работа).

Сотрудничество трактуется как идея совместной развивающей деятельности взрослых и детей, Суть

индивидуального подхода в том, чтобы идти не от учебного предмета, а от ребенка к предмету, идти от тех

возможностей, которыми располагает ребенок, применять психолого-педагогические диагностики личности.

Здоровье сберегающие технологии.

Использование данных технологий позволяют равномерно во время урока распределять различные виды

заданий, чередовать мыслительную деятельность с физкультминутками, определять время подачи сложного

учебного материала, выделять время на проведение самостоятельных работ, нормативно применять ТСО,

чтодает положительные результаты в обучении.

Но полностью современным урок становится только при умелом сочетании (наложении) выше

перечисленными методиками и технологиями Информационно-коммуникационных технологий,

которые неизбежно обогащают содержание образования, позволяют сделать урок более наглядным,

содержательным и более интересным для нынешнего поколения.

Нельзя забывать, что урок будет хорошим только тогда, когда между педагогом и учеником существуют

взаимопонимания.

Для организации современного урока необходимо помнить о том что, во-первых, жизнь идёт вперёд,

во -вторых, меняется отношение к ученику, большое внимание уделяется психологическим

аспектам учения, формам занятий; в-третьих, развивается материальная база школ, компьютерные средства

обучения; в-четвёртых, компьютеры и интернет отрыли новые возможности.

Обучение физики на уроках сегодня нельзя представить только в виде теоретических занятий, необходимо

поддерживать интерес к физике, использовать разнообразные пути и методы стимулирования учебной

деятельности.

Современный урок физики даёт возможность самостоятельно учащимся приобретать новые знания

Самостоятельная деятельность в поиске и отборе информации является сегодня важным средством

мотивации, условием развития личности.

Глобальные изменения, происходящие в настоящее время вызывают необходимость использовать на уроках

ИКТ как средства организующие учебную деятельность ученика и способствующие его адаптации в

сегодняшней жизни.

Основная цель использования информационнокоммуникационных технологий в учебном процессе заключена

в способствовании максимального развития

способностей учащихся на основе саморегуляции и самообразования: формирование целостной естественно

научной картины мира, научного фундамента дляуспешного прогнозирования собственной профессиональной

деятельности, способствование творческомуразвитию личности и верному выбору индивидуальной программы

жизни на базе познания особенностей,потребностей и возможностей человека.

Методика урока при внедрении ИКТ существенно отличается от классической. Поэтому учителю приходится

разрабатывать новые структурно-логические схемы, готовить электронные приложения к урокам.

Средства ИКТ позволяют учителю значительно расширить возможности предъявления разного типа

информации. При дидактически правильном подходе компьютер активизирует внимание учащихся, усиливает

их мотивацию, развивает познавательные процессы, мышление, внимание, развивает воображение и фантазию,

проводит моделирование сложных физических и объектов; осуществляет автоматизированный контроль

качества полученных знаний; реализует технологию дистанционного и личностно-ориентированногообучения.

Использование компьютера на уроке позволяет сделать процесс обучения мобильным, строго

дифференцированным, индивидуальным.Компьютер может использоваться на всех этапах процесса обучения:

при объяснении нового материала

,закреплении, повторении, контроле ЗУН. Использование компьютера на уроках дополняет учебный процесс,

является неотъемлемой его частью, повышает активность учащихся, развивает их способности, побуждает к

получению знаний, расширяет кругозор, повышает качество образования.

Современный урок физики сегодня уже нельзя представить без использования на уроке компьютера, который

не дает учителю забывать о том, что физика наука экспериментальная и изучение физики трудно

представить без лабораторных работ.

На помощь учителю приходит компьютер, который позволяет проводить более сложные лабораторные

работы.

В них ученик может по своему усмотрению изменить исходные параметры опытов, наблюдать, как

изменяется в результате само явление, анализировать увиденное, делать соответствующие выводы.

Изучение устройства и принципа действия различных физических приборов неотъемлемая частьсовременного

урока физики. Обычно, изучая тот или иной прибор, учитель демонстрирует его, рассказываетпринцип

действия, используя при этом модель или схему. Но часто учащиеся испытывают трудности, пытаясь

представить всю цепь физических процессов, обеспечивающих работу данного прибора. В частности

компьютерная программа позволяет «собрать» прибор из отдельных деталей, воспроизвести в динамике с

оптимальной скоростью процесс, лежащий в основе принципа его действия. При этом возможно многократное

«прокручивание» мультипликации.

Огромный выбор цифровых образовательных ресурсов позволяет учителю выбрать программное обеспечение

для реализации любых образовательных задач. Компьютерные программы по физике очень разнообразны:

источники дополнительной информации; демонстрации; тренажёры; виртуальные лаборатории;

мультимедийные и интерактивные приложения; цифровые лаборатории "Архимед",

«Lmikro» относящиеся кновому поколению естественнонаучных лабораторий, возможности интернет-

рессурсов открывают учащимсядоступ к нетрадиционным источникам информации, дают возможность для

проведения широкого спектраисследований, демонстраций, лабораторных работ, повышения эффективность

развития познавательнойсамостоятельности, а также для творческого роста школьников и многое другое.

У себя на уроках мы используем следующее программное обеспечение:

1. Репетитор по физике Кирилла и Мефодия.

Данный учебный материал представлен в виде тестов, поэтому данный «Репетитор» можно использовать науроках при закреплении и контроля знаний учащихся.

2. Комплект электронных пособий по курсу физики (7-11 класс) из пяти дисков:

  1. Механика
  2. Молекулярная физика
  3. Электричество и магнетизм
  4. Оптика и атомная физика
  5. Задачи по физике

Этот комплект является самым объемным из мульимедийных курсов по физике: вся школьная программа от

механики до атомной физики. Информация представлена в виде подробнейшего лекционного материала,

сопровождаемого динамическими иллюстрациями, физическими опытами и контрольными заданиями.

Электронный преподаватель подробно объясняет учебный материал, сопровождая речь наглядным и

динамическими иллюстрациями, выводит формулы, рисует графики, модели и схемы, разбирает задачи,

которых более 1000, отвечает на вопросы.

3. Мультимедийное пособие по физике «Библиотека наглядных пособий»

Содержит данный курс иллюстрации, видеофрагменты, анимации. Включены справочные материалы, основные

формулы по физике и математике, таблицы.

4. Демонстрационный эксперимент.

Основной упор делается на автоматизированные системы обработки и представления экспериментальных

данных разработанные и выпускаемые лабораторией L-micro, куда входят комплекты: «механика»,

«молекулярная физика и термодинамика», «электричество»,

«оптика». Естественнонаучная лаборатория«Архимед» с набором датчиков по физике, химии и биологии.

В результате учитель получает дополнительные возможности для поддержания и направления развития

личности ученика, творческого поиска и организации их совместной работы, разработки и выбора наилучших

вариантов учебных программ. Учитель становится основным поставщиком предметных целей обучения с

учётом неоднородности и значимости физики. Информационно-коммуникационные технологии освобождают

учителя от изложения значительной части учебного материала и рутинных операций, связанных с отработкой

умений и навыков.Бесспорно, что использование компьютера, разнообразных мультимедийных средств, сети

Интернета науроках оправдано, прежде всего, в тех случаях, в которых это обеспечивает существенное

преимущество посравнению с традиционными формами обучения.

Однако надо учитывать, что большое разнообразие может пойти только во вред, если учитель не будет

учитывать особенности своей личной технологии обучения, особенностей конкретного класса и отдельных

учеников.В рамках одного урока невозможно и нельзя использовать все ресурсы и возможности

информационно-коммуникационных технологий, важна система их внедрения в обучение. Эту систему может и

долженпостроить каждый учитель самостоятельно и тогда современный урок будет более эффективным и

деятельным, повысит интерес учащихся к предмету и положительно отразится на качестве обучения.

Таким образом, под инновациями в образовании понимается процесс совершенствования педагогических

технологий, совокупности методов, приемов и средств обучения. В настоящее время инновационная

педагогическая деятельность является одним из существенных компонентов образовательной деятельности

любого учебного заведения. И это неслучайно. Именно инновационная деятельность не только создает

основу для создания конкурентноспособности того или иного учреждения на рынке образовательных услуг,

но и определяет направления профессионального роста педагога, его творческого поиска, реально

способствует личностному росту воспитанников.

Поэтому инновационная деятельность неразрывно связана с научно-методической деятельностью педагогов и

учебно-исследовательской деятельностью воспитанников.

XXI век называют веком «электронного общества» и веком информационной цивилизации. В нашем обществе

произошли глобальные изменения. Появился новый педагог с современными требованиями к проведению

урока, а вместе с ним и современный школьник, живущий в мире высоких технологий, владеющий многими

достижениями научно-технического прогресса.

Современного ученика сегодня очень трудно чемлибо удивить. Стандартный комбинированный урок для них

скучен, неинтересен. Поэтому основная задача современного педагога правильно преподнести учебную

информацию

Многие педагоги, когда приходят на урок, то вспоминают слова Л.Д.Ландау: «Главное, делайте всё с

увлечением!». Эти слова успешно совершенствуют учебный процесс, создают на уроках обстановку

сотрудничества, тогда и ученик и педагог становятся увлеченными коллегами. Для того, чтобы оставаться

сотрудниками и не растерять себя как учитель, необходимо использовать полноценный современный урок на

деятельной основе и ориентированный на развитие личности школьника.

Категория: Физика
21.03.2017 13:50


Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!