СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Физминутки на уроках информатики и ИКТ

Нажмите, чтобы узнать подробности

В наше время компьютеры так глубоко проникли во все сферы нашей жизни, что жизнь без этой умной машины сложно себе представить. Наши дети родились и растут в мире, где компьютер – такая же привычная вещь, как телевизоры, автомобили, электрическое освещение. То, что нам, взрослым совсем недавно казалось чудом техники, для них – вовсе не чудо, а просто любопытная вещь. Повсеместно признано, что работа человека, сидящего за компьютером – одна из самых напряженных и утомительных. Изучение предмета информатика кроме учебника, ручки и тетради предусматривает использование компьютера, общаясь с которым, можно нанести гораздо больший вред здоровью растущему организму, чем на обычном уроке. Поэтому о здоровье ребенка необходимо подумать ещё задолго до того, как школьник приступил к занятиям с использованием компьютера. Детский развивающийся организм имеет свои особенности. Все эти особенности очень важно учитывать при посадке ученика за компьютером, а также при проведении занятий по предмету «Информатика и ИКТ».

Как сделать учение приятным и легким? Один из способов – научить детей активно отдыхать во время проведения учебных предметов. Чтобы помочь современному школьнику учитель должен владеть современными педагогическими технологиями, но какую бы технологию не выбрал учитель, он должен помнить о том, что она должна быть направлена на сохранение здоровья детей. Одним из основных направлений в деятельности по укреплению здоровья школьников в школе является организация и проведение физминуток в школьном режиме.

Физкультминутки, наряду с двигательными паузами, вводной гимнастикой, подвижными переменами, относятся к «малым» формам занятий физическими упражнениями. Они играют дополнительную роль в системе физического воспитания и являются важным фактором оптимизации функционального состояния организма школьника, повышают роль двигательной активности. Физкультминутки и паузы относятся к упражнениям профилактической направленности, должны быть доступны, выполняться легко и без перенапряжений. Их значимость и ценность в том, что они являются, прежде всего, средством переключения от пассивного сидения к движению, обеспечивают подготовку школьника к работе различного характера (учеба, занятия музыкой, работа за компьютером, другие виды деятельности), повышают умственную работоспособность. Двигательные нагрузки в виде физкультминуток снимают усталость, вызванную продолжительным сидением за партой, дают отдых мышцам, органам слуха, восстанавливают силы.

Физкультминутки необходимы для того, чтобы поднять детям настроение, помочь активизировать дыхание, усилить крово- и лимфообращение застойных участков в организме ребенка, снять статическое напряжение.

Требования к организации и проведению физкультминуток.

  • Физкультминутки проводятся на начальном этапе утомления (8-14 минута занятия, в зависимости от возраста учащихся, вида деятельности и сложности учебного материала). Для младших школьников наиболее целесообразно проведение физкультминуток между 15-20 минутами.
  • Упражнения должны быть занимательны, знакомы и интересны учащимся, просты в своем выполнении.
  • Комплексы упражнений должны быть разными по содержанию и форме.
  • В физкультминутки включаются упражнения на разные группы мышц.
  • Продолжительность выполнения 1,5-3 минуты.
  • Во время проведения физкультминуток учащиеся могут сидеть за партой или стоять около неё, находиться у классной доски или в проходах между партами, стоять в кругу, врассыпную, в парах, тройках, в группах.

Физминутки могут сопровождаться презентацией, видеороликом, проводиться одним из учащихся, учителем. Очень полезны тематические физминутки.

Основное напряжение при работе за компьютером приходится на глаза, т.к. учащийся читает не отраженные тексты, а смотрит на источник света – монитор. Мозг должен перевести изображение, искаженное кривизной поверхности экрана монитора, в изображение, понятное человеку. Это очень большая и сложная работа. Другая проблема состоит в том, что экран постоянно мерцает, а наше сознание просто не успевает это фиксировать. Следует упомянуть, что экран монитора светится с интенсивностью осветительного прибора, диапазон яркости между изображением на нем и окружающими предметами превышает тот предел, к которому готов наш зрительный анализатор. Все вышеперечисленные факторы вызывают сильную усталость глазных мышц. Для снятия зрительной нагрузки во время работы в тетради или за компьютером учащимся рекомендуется в течение всего урока, при первых симптомах усталости глаз, отводить взгляд вдаль на несколько секунд.

В начале каждого урока необходимо напоминать учащимся (особенно в 5-6 классах) о правильной посадке, в течение урока следить за положением рук, спины, ног. Смена видов деятельности на уроке тоже дает положительные результаты.

Очень интересным для ребят бывает такой способ проведения отдыха: ребенок выходит к доске, и, имитируя робота, выполняет несколько несложных движений (как бы задает программу), а задача учеников повторить их. В итоге, даже выполняя физические упражнения, эмоциональность урока повышается.

Физкультминутки активизируют внимание учащихся, повышают способность к восприятию учебного материала, дают возможность учащимся «сбросить» накопившийся (например, во время опроса), груз отрицательных эмоций и переживаний.

Приложение 1. Физкультминутки Упражнения для профилактики зрительного переутомления Комплекс упражнений гимнастики для глаз Быстро поморгайте, закройте глаза и посидите спокойно, медленно считая до 5. Повторите 4-5 раз. Крепко зажмурьте глаза (сосчитайте до 3), откройте глаза и посмотрите вдаль (сосчитайте до 5). Повторите 4-5 раз. Вытяните правую руку вперед. Следите глазами, не поворачивая головы, за медленными движениями указательного пальца вытянутой руки влево и вправо, вверх и вниз. Повторите 4-5 раз. Посмотрите на указательный палец вытянутой руки на счет 1-4, потом переведите взор вдаль на счет 1-6. Повторите 4-5 раз. В среднем темпе проделайте 3-4 круговых движения глазами в правую сторону, столько же в левую сторону. Расслабив глазные мышцы, посмотрите вдаль на счет 1-6. Повторите 1-2 раза.

Упражнения для расслабления глазных мышц Закройте глаза, не жмурясь. Вращайте глазными яблоками по кругу - влево, вверх, вправо, вниз. 8 раз в одну сторону, 8 раз в другую. Глазами «нарисуйте» латинскую букву V: посмотрите вверх влево, вниз, вверх, вправо, вниз. 8 раз. Сильно зажмурьтесь, откройте глаза. 4 раза. Тремя пальцами слегка, не надавливая, помассируйте глазные яблоки (глаза закрыты!). 10-15 секунд до ощущения тепла. Смотрите прямо перед собой. 30 секунд быстро моргайте, затем столько же смотрите, не мигая. Повторите 3 раза. Сосредоточьте взгляд на отдаленном предмете, затем переведите его на кончик носа. Повторите 4-6 раз. Делайте медленные круговые движения глазами, будто следите за большим колесом, вращающимся 2 раза в одну и 2 раза в другую сторону. Повторите 2-4 раза. Посмотрите на верхний левый угол вашей комнаты, переведите взгляд на кончик носа, а затем на верхний правый угол и снова на кончик носа. Повторите 5-6 раз.

Упражнения с точкой на стекле (для профилактики и лечения близорукости) Из черной бумаги вырезать кружок диаметром 5 мм, наклеить на оконное стекло. Расстояние от кружка до глаза 30 см. В течение 30 секунд смотреть на кружок, затем 30 секунд — вдаль. Упражнение выполнять каждым глазом в отдельности.

Упражнения для расслабления глаз 1. Прилетела бабочка, Села на указку, Попытайтесь вслед за ней Пробежаться глазками. (Учитель делает указкой винтообразные круги в воздухе, ученики следят за прикрепленной к концу указки бабочкой.) 2. Маятник качается Вперед-назад, назад-вперед, От желтого к зелёному, Потом наоборот. Пока наш шар качается Уж столько раз подряд Ты на зеленый с желтого Переводи свой взгляд. (Учитель качает «маятник» (на нить подвешен небольшой железный шарик) влево-вправо от желтого шара к зеленому. Ученики следят за железным шариком.) Упражнения для расслабления пальцев рук Меж еловых мягких лап Дождик кап-кап-кап. (Стучать поочередно всеми пальцами по столу.) Где сучок давно засох, Серый мох-мох-мох. (Поднимать руки над столом, сжимать-разжимать кулаки.) Где листок к листку прилип, Вырос гриб, гриб, гриб. (Указательным пальцем правой руки касаться поочередно всех пальцев левой руки.) Кто нашел его, друзья? Это я, я, я! (Сжав все пальцы левой руки, кроме мизинца, показать его.) На двери висит замок. (Руки сцеплены в замок.) Кто его открыть бы мог? (Пытаться разъединить руки.) Повертели, покрутили, Постучали и открыли. (Разъединить.) Мы писали, мы писали, (Пальцы собраны в кулак.) Наши пальчики устали. (Развести пальцы.) Мы немножко отдохнем (Пальцы собраны в кулак.) И опять писать начнем (Развести пальцы.) Много ног у осьминога, (Пальцы собраны в кулак.) Все они ему нужны. (Пальцы собрать в кулак по очереди.) Заменяют ему руки, Очень ловкие они. (Собирать-разводить с мизинца до большого пальца.) Утром цветик еще закрыт, (Ладонь к ладони.) Но к полудню ближе (Раскрываются прямые ладони.) Раскрывает лепестки, (Развести пальцы (венчик).) Красоту их вижу. (Пальцы вместе.) К вечеру цветок опять Закрывает венчик, (Закрываются ладони.) И теперь он будет спать До утра, как птенчик. (Ладони вместе приложить к уху.) Упражнения общего воздействия для разных групп мышц 1. На березу галка села, (Присесть, руки к коленям.) С дерева потом слетела. (Встать, помахать руками.) На кровати спит Федот (Присесть, руки под щеку.) И с кровати не встает. (Встать, развести руки в стороны.) 2. Не под окном, (Руки в стороны.) А около (Руки вперед.) Катилось О и охало, (Круг руками.) Охало, охало, Не под окном, а около. (Руки к щекам, перед собой, в стороны, вниз.) 3. Руки в стороны, в кулачок, Разжимаем и на бочок. Левую вверх! Правую вверх! В стороны, накрест, В стороны, вниз. Тук-тук, тук-тук-тук! Сделаем большой круг. 4. Приплыли тучки дождевые: лей, дождик, лей! Дождинки пляшут, как живые: пей, земля, пей! И деревце, склоняясь, пьет, пьет, пьет! А дождь неугомонный льет, льет, льет. 5. Мы подуем высоко: с-с-с! (Подняться на носочки.) Мы подуем низко: с-с-с! (Присесть.) Мы подуем близко: с-с-с! (Руки ко рту.) 6. На поляну, на лужок тихо падает снежок. Улеглись снежинки, белые пушинки. Но подул вдруг ветерок, закружился снежок, Пляшут все пушинки, белые снежинки. 7. Все выходят по порядку — Раз-два-три-четыре! Дружно делают зарядку — Раз-два-три-четыре! Руки выше, ноги шире! Влево, вправо, поворот, Наклон назад, Наклон вперед. (Ходьба на месте.) Самолеты загудели, (Вращение перед грудью согнутыми в локтях руками.) Самолеты полетели. (Руки в стороны, поочередные наклоны влево и вправо.) На полянку тихо сели, (Присесть, руки к коленям.) Да и снова полетели. 9. Бегал по двору щенок, Видит: пирога кусок. Под крыльцо залез и сел, Завалился, засопел. На носочки поднимайся, Приседай и выпрямляйся. Ножки в стороны, Ножки вкось, Ножки вместе, Ножки врозь. 11. Наша елка велика, (Круговое движение руками.) Наша елка высока. (Встать на носочки.) Выше мамы, выше папы, (Присесть и встать на носочки.) Достает до потолка. (Потянуться.) Будем весело плясать. Эх, эх, эх! Будем песни распевать. Ля-ля-ля! Чтобы елка захотела в гости к нам прийти опять! 12. Захар змея запускает, (Руки вверх.) Зоя с зайкой играет, (Прыжки.) Зина в лес пошла, (Шаги на месте.) Землянику нашла (Наклоны вперед и имитация «складывания» ягод в корзинку.) 13. Физзарядкой белочке не лень Заниматься целый день. С одной ветки, прыгнув влево, На сучке она присела. Вправо прыгнула потом, Покружилась над дуплом. Влево-вправо целый день Прыгать белочке не лень. 14. Мы, листики осенние, на веточках сидели. Дунул ветер — полетели. Полетели, полетели и на землю сели. Ветер снова набежал и листочки все поднял, Повертел их, покрутил и на землю опустил. 15. Сперва я буду маленькой, к коленочкам прижмусь. Потом я вырасту большой, до лампы дотянусь. Я по узкой доске, качаясь, иду. По широкой доске я прямо пройду. 16. Ох, ох, что за гром? (Руки к щекам, наклоны в стороны.) Муха строит новый дом. (Движения, имитирующие работу с молотком.) Молоток: тук-тук, (Хлопки руками.) Помогать идет петух. (Шаги с наклонами в стороны.) 17. Катились колеса, колеса, колеса, (Руки согнуты, толкающие движения.) Катились колеса все влево, все косо. (Руки на поясе, вращательные движения туловищем.) Скатились колеса на луг под откос, (Вращательные движения в другую сторону.) И вот что осталось от этих колес. (Выпрямиться, развести руки в стороны.) 18. Мы проверили осанку И свели лопатки, Мы походим на носках, А потом на пятках. Пойдем мягко, как лисята, И как мишка косолапый, И как заинька-трусишка, И как серый волк-волчишка. Вот свернулся еж в клубок, Потому что он продрог. Лучик ежика коснулся, Ежик сладко потянулся. 19. А теперь, ребята, встать, Руки медленно поднять, Пальцы сжать, потом разжать, Руки вниз, и так стоять. Наклонитесь вправо, влево И беритесь вновь за дело. 20. Мы шагаем по сугробам, По сугробам крутолобым. Поднимай повыше ногу, Проложи другим дорогу. Очень долго мы шагали, Наши ноженьки устали. Сейчас сядем, отдохнем, А потом гулять пойдем. 21. Мы сегодня рано встали И зарядку делать стали. Руки вверх! Руки вниз! Влево-вправо повернись! (Шаги на месте.) 22. Буратино потянулся, Раз нагнулся, два нагнулся. Руки в стороны развел, Ключик, видимо, нашел. Чтобы ключик тот достать. Надо на носочки встать. 23. Мы топаем ногами, Мы хлопаем руками, Киваем головой. Мы руки поднимаем, Мы руки опускаем, Мы руки подаем. И бегаем кругом, И бегаем кругом. 24. Раз, два, три, четыре, пять, топаем ногами. Раз, два, три, четыре, пять, хлопаем руками. Раз, два, три, четыре, пять, будем собираться. Раз, два, три, четыре, пять, сядем заниматься. 25. Утром дети в лес пошли (Шаги с высоким подниманием ног.) И в лесу грибы нашли. (Размеренное приседание.) Наклонялись, собирали, (Наклоны вперед.) По дороге растеряли. (Ритмичное разведение рук в стороны.) 26. Ветер дует нам в лицо И качает деревцо. Ветерок все тише, тише. Деревцо все выше, выше. 27. Девочки и мальчики: хлоп, хлоп, хлоп, Прыгают, как мячики: прыг-скок, прыг-скок. Ножками топчут: топ, топ, топ! Весело хохочут: ха, ха, ха! Глазками моргают, После отдыхают. 28. Ванька-встанька, ванька-встанька, Приседай-ка, приседай-ка. Будь послушен, ишь какой! Нам не справиться с тобой.

Категория: Информатика
28.01.2020 15:04


© 2020 1247

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!