СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Формирование элементарных математических представлений детей старшего дошкольного возраста через дидактические игры.

Нажмите, чтобы узнать подробности

В.А. Сухомлинский писал: “…Не обрушивайте на ребёнка лавину знаний…- под лавиной знаний могут быть погребены пытливость и любознательность. Умейте открыть перед ребёнком в окружающем мире что-то одно, но открыть так, чтобы кусочек жизни заиграл перед детьми всеми цветами радуги. Открывайте всегда что-то недосказанное, чтобы ребёнку хотелось ещё и ещё раз возвратиться к тому, что он узнал”. По новым требованиям ФГОС ДО к целевым ориентирам дошкольного образования относятся следующие социально-нормативные возрастные характеристики возможных достижений ребенка на этапе завершения ДОУ: доброжелательность, целеустремлённость, любознательность, коммуникабельность, самостоятельность и др. Одним из актуальных средств их развития является игра. Я.А. Коменский рассматривает игру как необходимую для ребёнка форму деятельности. А.С.Макаренко обращал внимание родителей на то, что “воспитание будущего деятеля должно заключаться не в устранении игры, а в такой организации её, когда игра остаётся игрой, но в игре воспитываются качества будущего ребёнка, гражданина”. По ФГОС ДО познавательное развитие предполагает развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации; формирование познавательных действий, становление сознания; развитие воображения и творческой активности; формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форме, цвете, размере, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени, причинах и следствиях и др.) Неотъемлемой частью познавательного развития является формирование элементарных математических представлений. Все полученные в результате НОД представления закрепляются в дидактических играх, которым необходимо уделять большое внимание. Каждая игра несет конкретную задачу совершенствования математических (количественных, пространственных, временных) представлений детей. Систематическая работа с детьми совершенствует общие умственные способности: логики мысли, рассуждений и действий, смекалки и сообразительности, пространственных представлений. В связи с этим возникла проблема: можно ли повысить мотивацию дошкольников в формировании элементарных математических представлений посредством использования дидактических игр. Именно поэтому была поставлена цель: выявить влияние дидактических игр по ФЭМП на познавательное развитие старших дошкольников. Для достижения поставленной цели следует решить ряд задач:  Способствовать формированию системы элементарных математических представлений в соответствии с психологическими особенностями детей старшего дошкольного возраста.  Активизировать освоенные детьми умения сравнивать, измерять, упорядочивать и классифицировать.  Развивать интерес к познанию простейших зависимостей между объектами, способов деления целого на части, размещения в пространстве.  Развивать у детей логическое мышление через игры: блоки Дьенеша и палочки Кюизинера.  Развивать интеллектуальные способности через игры по методике Никитиных «Ступеньки творчества».  Привлечение родителей к совместной с воспитателем деятельности по ФЭМП через изготовление дидактических игр, беседы, родительские собрания и т.д.  Способствовать развитию социально-нормативных возрастных характеристик возможных достижений ребенка: доброжелательности, целеустремлённости, любознательности, коммуникабельности, самостоятельности и др. по средствам дидактических игр. Для результативного решения поставленных задач были определены следующие этапы:  Создание предметно-пространственной развивающей среды в группе для реализации задач познавательного развития (приобретение игр, изготовление авторских игр, оформление уголка познавательного развития).  Составление перспективного плана использования дидактических игр по ФЭМП.  Использование дидактических игр в образовательной деятельности в режимных моментах, в самостоятельной деятельности. В старшем дошкольном возрасте происходит интенсивное развитие интеллектуальной, нравственно-волевой и эмоциональной сфер личности. Опираясь на характерную для старших дошкольников потребность в самоутверждении и признании их возможностей со стороны взрослых, необходимо создать условия для развития детской самостоятельности, инициативы, творчества. Создавать ситуации, побуждающие детей активно применять свои знания и умения, ставить перед ними все более сложные задачи, развивать их волю, поддерживать желание преодолевать трудности, доводить начатое дело до конца, нацеливать на поиск новых, творческих решений. Старший дошкольный возраст - переходный период от одной ведущей деятельности в дошкольном возрасте – игровой, к другой ведущей в младшем школьном возрасте деятельности – учебно-познавательной. Поэтому одной из основных задач педагога является обеспечение плавности этого перехода. В качестве таковых и выступают дидактические игры. Дидактические игры - это разновидность игр с правилами с целью воспитания и обучения детей. Дидактическая игра представляет собой многословное, сложное, педагогическое явление: она является и игровым методом обучения детей дошкольного возраста, и формой обучения детей, и самостоятельной игровой деятельностью, и средством всестороннего развития ребенка. Дидактические игры по формированию математических представлений мы условно разделили на следующие группы: 1. Игры с цифрами и числами 2. Игры путешествие во времени 3. Игры на ориентирование в пространстве 4. Игры с геометрическими фигурами 5. Игры на логическое мышление К первой группе относятся игры, направленные на формирование у детей навыков счета в прямом и обратном порядке. Используя сказочный сюжет, идёт знакомство детей с образованием всех чисел в пределах 10 (20), путем сравнивания равных и неравных групп предметов. Сравниваются две группы предметов, расположенные то на нижней, то на верхней полоске счетной линейки. Это делается для того, чтобы у детей не возникало ошибочное представление о том, что большее число всегда находится на верхней полосе, а меньшее на нижней. Играя в такие дидактические игры как: "Какой цифры не стало?", "Сколько?", "Путаница?", "Исправь ошибку", "Убираем цифры", "Назови соседей", дети учатся свободно оперировать числами в пределах 10(20) и сопровождать словами свои действия. Дидактические игры, такие как "Задумай число", "Число как тебя зовут?", "Составь табличку", "Составь цифру", "Кто первый назовет, которой игрушки не стало?" и многие другие используются на НОД и в свободное время, с целью развития у детей внимания, памяти, мышления. Игра "Считай не ошибись!", помогает усвоению порядка следования чисел натурального ряда, упражнения в прямом и обратном счете. В игре используется мяч. Дети встают полукругом. Перед началом игры задаётся вопрос, в каком порядке (прямом или обратном) считать. Затем бросается мяч и называется число. Тот, кто поймал мяч, продолжает считать дальше, Игра проходит в быстром темпе, задания повторяются многократно, чтобы дать возможность как можно большему количеству детей принять в ней участие. Такое разнообразие дидактических игр, упражнений, используемых на занятиях и в свободное время, помогает детям усвоить программный материал. Для подкрепления порядкового счета помогают таблицы со сказочными героями, направляющимися к Вини – Пуху (Буратино, Красной Шапочке) в гости. Кто будет первый? Кто идет второй и т.д. Вторая группа математических игр (игры – путешествие во времени) служит для знакомства детей с днями недели. Объясняется, что каждый день недели имеет свое название. Для того чтобы дети лучше запоминали название дней недели, они обозначаются кружочками разного цвета. Наблюдение провожу несколько недель, обозначая кружочками каждый день. Это делается специально для того, чтобы дети смогли самостоятельно сделать вывод, что последовательность дней недели неизменна. Детям рассказывают о том, что в названии дней недели угадывается, какой день недели по счету: понедельник – первый день после окончания недели, вторник- второй день, среда – середина недели, четверг – четвертый день, пятница – пятый. После такой беседы предлагаются игры с целью закрепления названий дней недели и их последовательности. Дети с удовольствием играют в игру "Живая неделя". Для игры вызывают к доске 7 детей, они пересчитываются по порядку и получают кружочки разного цвета, обозначающие дни недели. Дети выстраиваются в такой последовательности, как по порядку идут дни недели. Например, первый ребенок с желтым кружочком в руках, обозначающий первый день недели – понедельник и т.д. Затем игра усложняется. Дети строятся с любого другого дня недели. В дальнейшем, можно использовать следующие игры "Назови скорее", "Дни недели", "Назови пропущенное слово", "Круглый год", "Двенадцать месяцев", которые помогают детям быстро запомнить название дней недели и название месяцев, их последовательность. В третью группу входят игры на ориентирование в пространстве. Пространственные представления детей постоянно расширяются и закрепляются в процессе всех видов деятельности. Задача - показать детям как нужно ориентироваться в специально созданных пространственных ситуациях и определять свое место по заданному условию. При помощи дидактических игр и упражнений дети овладевают умением определять словом положение того или иного предмета по отношению к другому. Например, справа от куклы стоит заяц, слева от куклы – пирамида и т.д. Выбирается ребенок и игрушка прячется по отношению к нему (за спину, справа, слева и т.д.). Это вызывает интерес у детей и организовывает их на занятие. Для того, чтобы заинтересовать детей, чтобы результат был лучше, используются предметные игры с появлением какого-либо сказочного героя. Например, игра "Найди игрушку", - "Ночью, когда в группе никого не было" – говорится детям, – "к нам прилетал Карлсон и принес в подарок игрушки. Карлсон любит шутить, поэтому он спрятал игрушки, а в письме написал, как их можно найти." Затем распечатывается письмо, в котором написано: "Надо встать перед столом воспитателя, пройти 3 шага вправо и т.д. ". Дети выполняют задание, находят игрушку. Затем, задание усложняется – т.е. в письме дается не описание местонахождения игрушки, а только схема. По схеме дети должны определить, где находится спрятанный предмет. Существует множество игр, упражнений, способствующих развитию пространственного ориентирования у детей: "Найди похожую", "Расскажи про свой узор", "Мастерская ковров", "Художник", "Путешествие по комнате" и многие другие игры. Играя в рассмотренные игры, дети учатся употреблять слова для обозначения положения предметов. Для закрепления представлений о форме геометрических фигур детям предлагается узнать в окружающих предметах форму круга, треугольника, квадрата. Например, спрашивается: "Какую геометрическую фигуру напоминает дно тарелки?" (поверхность крышки стола, лист бумаги т.д.). Проводится игра типа "Лото". Детям предлагаются картинки (по 3-4 шт. на каждого), на которых они отыскивают фигуру, подобную той, которая демонстрируется. Затем, предлагается детям назвать и рассказать, что они нашли. Дидактическую игру "Геометрическая мозаика" можно использовать на занятиях и в свободное время, с целью закрепления знаний о геометрических фигурах, с целью развития внимания и воображения у детей. Перед началом игры дети делятся на две команды в соответствии с уровнем их умений и навыков. Командам даются задания разной сложности. Например: · Составление изображения предмета из геометрических фигур (работа по готовому расчлененному образцу) · Работа по условию (собрать фигуру человека, девочка в платье) · Работа по собственному замыслу (просто человека) Каждая команда получает одинаковые наборы геометрических фигур. Дети самостоятельно договариваются о способах выполнения задания, о порядке работы. Каждый играющий в команде по очереди участвует в преобразовании геометрической фигуры, добавляя свой элемент, составляя отдельный элемент предмета из нескольких фигур. В заключении дети анализируют свои фигуры, находят сходства и различия в решении конструктивного замысла. Использование данных дидактических игр способствует закреплению у детей памяти, внимания, мышления. Рассмотрим дидактические игры для развития логического мышления. В дошкольном возрасте у детей начинают формироваться элементы логического мышления, т.е. формируется умение рассуждать, делать свои умозаключения. Существует множество дидактических игр и упражнений, которые влияют на развитие творческих способностей у детей, так как они оказывают действие на воображение и способствуют развитию нестандартного мышления у детей. Это такие игры как "Найди нестандартную фигуру, чем отличаются?", "Мельница", и другие. Они направлены на тренировку мышления при выполнении действий. Это задания на нахождение пропущенной фигуры, продолжения ряды фигур, знаков, на поиск чисел. Знакомство с такими играми начинается с элементарных заданий на логическое мышление – цепочки закономерностей. В таких упражнениях идет чередование предметов или геометрических фигур. Детям предлагаю продолжить ряд или найти пропущенный элемент. Кроме того, даю задания такого характера: продолжить цепочку, чередуя в определенной последовательности квадраты, большие и маленькие круги желтого и красного цвета. После того, как дети научатся выполнять такие упражнения, задания для них усложняются. Предлагаю выполнить задание, в котором необходимо чередовать предметы, учитывать одновременно цвет и величину. Любая математическая задача на смекалку, для какого бы возраста она ни предназначалась, несет в себе определенную умственную нагрузку. Занимательность математическому материалу придают игровые элементы, содержащиеся в каждой задаче, логическом упражнении, развлечении, будь то шашки или самая элементарная головоломка. Начинать надо с самых простых головоломок – с палочками, где в ходе решения идут, как правило, трансфигурация, преобразование одних фигур в другие, а не только изменение их количества. В ходе решения каждой новой задачи ребенок включается в активную мыслительную деятельность, стремясь достичь конечной цели. Ежедневные упражнения в составлении геометрических фигур (квадрат, прямоугольник, треугольник) из счетных палочек дает возможность закреплению знаний о формах и видоизменениях. Задачи на смекалку различны по степени сложности, характеру преобразования. Их нельзя решить каким-либо усвоенным ранее способом. В ходе решения каждой новой задачи ребенок включается в активную умственную деятельность, стремясь достичь конечной цели – видоизменить или построить пространственную фигуру. Для детей 5-7 лет задачи на смекалку можно объединить в 3 группы (по способу перестроения фигур, степени сложности). 1. Задачи на составление заданной фигуры из определенного количества палочек: составить 2 равных квадрата из 7 палочек, 2 равных треугольника из 5 палочек. 2. Задачи на изменение фигур, для решения которых надо убрать указанное количество палочек. 3. Задачи на смекалку, решение которых состоит в перекладывании палочек с целью видоизменения, преобразования заданной фигуры. В ходе формирования представлений о способах решения задачи на смекалку даются в указанной последовательности, начиная с более простых, чтобы усвоенные детьми умения и навыки готовили ребят к более сложным действиям. Организуя эту работу, ставится цель – учить детей приемам самостоятельного поиска решения задач, не предлагая никаких готовых способов, образцов решения. Самые простые задачи первой группы дети без труда могут решить, если ежедневно упражнять их в составлении геометрических фигур (квадратов, прямоугольников, треугольников) из счетных палочек. Головоломки первой группы детям предлагают в определенной последовательности. Переходя от простых заданий к более сложным, уделяется внимание играм с составлением плоскостных изображений предметов, животных, птиц, домов, кораблей из специальных наборов геометрических фигур. Это игра «Танграм». Она еще называется «Головоломкой из картона». На первом этапе закрепляем знания геометрических фигур, уточняем знания в пространственном представлении, умение ориентироваться на столе. Затем приступаем составлять новые фигуры с помощью образцов. При воссоздании фигуры на плоскости очень важно мысленно представить изменения в расположении фигур, которые происходят в результате их трансфигурации. По мере освоения детьми способов составления фигур-силуэтов предлагаю им задания творческого характера, давая возможность проявить смекалку, находчивость. В ходе обучения дети быстро осваивают игры на воссоздания образных фигур, сюжетных изображений. Еще одной занимательной игрой является «Колумбово яйцо». После рассмотрения и называния частей, определения формы и размера ребятам предлагается найти сходства: фигуры треугольной формы с закруглением. Имеют сходства по форме с крыльями птиц, большие по размеру фигуры (треугольники и квадраты с закругленной стороной) похожи на туловище птиц, зверей, морских животных. Такое соотношение и сравнение частей развивает у детей воображение, умение анализировать предметы и изображения сложной формы, выделять составляющие части. Дети быстро находят решения и составляют самостоятельные фигуры по своим замыслам. Дидактическая игра «Логические блоки Дьенеша» развивает логическое мышление. Дидактический набор «Логические блоки» состоит из 48 объёмных геометрических фигур, различающихся по форме, цвету, размеру и толщине. Таким образом, каждая фигура характеризуется четырьмя свойствами: цветом, формой, размером и толщиной. В наборе нет даже двух фигур, одинаковых по всем свойствам. В процессе разнообразных действий с логическими блоками (разбиение, выкладывание по определённым правилам, перестроение и т.д.) дети овладевают различными мыслительными умениями, важными как в плане пред математической подготовки, так и с точки зрения общего интеллектуального развития (примеры в приложении). Эффективная система развивающих игр для дошкольников создана известными педагогами Никитиными. Эти игры обладают большим потенциалом, т. е. их можно подстраивать под себя, под свой уровень, свои интересы. Каждая игра предоставлять возможность подумать над тем, как её усовершенствовать; какая вариативность заданий заранее предусмотрена, и переход к творческой работе над самими играми будет тем успешнее, чем выше стал уровень творческих способностей детей (игры в приложении). В этих играх у детей развиваются сенсорные способности, пространственные представления, образное и логическое мышление, смекалка и сообразительность. У детей формируется привычка к умственному труду. Успешному решению задач по развитию интеллектуальных способностей, формированию математических представлений способствовала совместная работа воспитателей и родителей. Для этого мы старались заинтересовать и привлечь родителей к данной работе через: индивидуальные беседы, консультации, открытые мероприятия, собрания. Например, обязательным моментом в проведении родительского собрания являлись открытые мероприятия по математике. Родители видели динамику развития математических представлений у детей, как они проявляли инициативу в процессе усвоения программного материала. После этого проводилось обсуждение просмотренного, родители делились впечатлениями. Опыт работы показал, что родители с большим удовольствием посещают такого рода родительские собрания, активно включаются в работу с детьми. Эффективным методом работы с родителями являлись консультации. Консультации давались как в письменной форме, так и в устной. Здесь давались советы как в домашних условиях помочь ребенку развить умственные способности. Одной из методических находок стал выпуск информационной газеты «Домашняя игротека», где давались практические рекомендации по работе с детьми дома, предлагались разнообразные игровые упражнения по развитию интеллектуальных способностей. Также вниманию родителей предлагались книжные издания, например, «Просто научиться логически мыслить», «Развиваем внимание», «Развиваем память» и др., которые помогали сформировать базовые математические представления, подготовить руку к письму, развить речь, внимание, память будущего первоклассника. Таким образом, совместная работа родителей и воспитателей способствовала успешному развитию интеллектуальных способностей у дошкольников. По ФГОС ДО к целевым ориентирам дошкольного образования относятся следующие социально-нормативные возрастные характеристики возможных достижений ребенка на этапе завершения ДОУ: доброжелательность, целеустремлённость, любознательность, коммуникабельность, самостоятельность и др. Все эти качества так необходимые выпускнику ДОУ мы и формируем в процессе вышеуказанных дидактических игр по ФЭМП, которые, по нашему мнению, очень хорошо справляются с этой задачей, о чём говорят результаты проделанной работы. Использование в своей работе представленных выше игр дало нам следующие результаты:  Сформировалась система элементарных математических представлений в соответствии с психологическими особенностями детей старшего дошкольного возраста, а именно дети свободно считают в прямом и обратном порядке, оперируют числами в пределах 20; самостоятельно отмечают дни недели и месяцы в календаре природы, зная их последовательность; отличают геометрические фигуры и т.д. Этого результата помогли нам добиться следующие дидактические игры: "Какой цифры не стало?", "Считай, не ошибись", "Сколько?", "Исправь ошибку", "Убираем цифры", "Назови скорее", "Дни недели", "Назови пропущенное слово", "Круглый год", "Двенадцать месяцев", "Геометрическое Лото", "Формы","Геометрическая мозаика", "Мельница", и другие.  Активизировались освоенные детьми умения сравнивать, измерять, упорядочивать и классифицировать. Для этого были использованы игры: "Найди нестандартную фигуру, чем отличаются?", "Назови соседей","Путаница","Найди похожую".  Развился интерес к познанию простейших зависимостей между объектами, способов деления целого на части, размещения в пространстве. Этому способствовали такие игры: "Расскажи про свой узор", "Мастерская ковров", "Художник", "Путешествие по комнате", "Дроби", «Колумбово яйцо», «Волшебный круг», «Пентамино».  Через игры: блоки Дьенеша и палочки Кюизинера мы смогли развить логическое мышление.  Эффективная система развивающих игр для дошкольников, созданная известными педагогами Никитиными «Ступеньки творчества», помогла нам развить сенсорные способности, смекалку и сообразительность, воображение и творческий подход, а также сформировала привычку к умственному труду.  Совместная работа родителей и воспитателей по ФЭМП способствовала успешному развитию интеллектуальных способностей у дошкольников. Родители стали более заинтересованы развитием своих детей и теперь сами стремятся к сотрудничеству.  Играя в дидактические игры по ФЭМП, дети стали стремится узнать всё новое и новое, добиться желаемой цели, довести начатое до конца, найти правильный ответ, прибегая при этом к сотрудничеству друг с другом, а иногда и к самостоятельному решению проблемы, и хотя мы видим лишь начальные результаты сформированности социально-нормативных возрастных характеристик возможных достижений ребенка (доброжелательности, целеустремлённости, любознательности, коммуникабельности, самостоятельности и др.), мы будем и дальше продолжать нашу работу, т. к. формируя ЭМП, мы параллельно захватываем вышеперечисленные социально-нормативные возрастные характеристики, которые так необходимы выпускнику ДОУ для позитивной социализации в школе.

Перспектива.  Продолжать дальнейшую работу по ФЭМП у дошкольников через дидактические игры в подготовительной группе.  Использовать в работе логические блоки Дьенеша.  Разработать серию занятий, включающих игры и упражнения с цветными палочками Кюизенера.

07.04.2024 21:54


Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!