СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Формирование естественно-научной грамотности школьников в условиях реализации курса «Генетика»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Формирование естественно-научной грамотности школьников в условиях реализации курса «Генетика»

В настоящее время меняется взгляд на то, какой должна быть подготовка выпускника основной школы.

Одной из приоритетных задач школы является необходимость формирования таких образовательных результатов, которые позволят современному выпускнику школы стать успешными в жизни, в профессиональной деятельности. Сегодня важна способность школьника ориентироваться в потоке информации, работать в команде, мобильно и оперативно находить правильные решения для возникающих проблем и ситуаций. Качество образовательных результатов современного школьника, оценивается через его функциональную грамотность.

Существует несколько определений функциональной грамотности:

  • Способность человека свободно использовать навыки и умения чтения и письма для получения информации из текста, то есть для его понимания, компрессии, трансформации и т.д. (чтение) и для передачи такой информации в реальном общении (письмо). А. А. Леонтьев
  • Способ социальной ориентации личности, интегрирующий связь образования (в первую очередь общего) с многоплановой человеческой деятельностью. С.Г. Вершловский, М.Г. Матюшкина
  • Повышаемый по мере развития общества уровень знаний и умений в частности умения читать и писать, необходимый для полноправного и эффективного участия в экономической, политической, гражданской, общественной и культурной жизни своего общества и своей страны, для содействия их прогрессу и для собственного развития. С.А. Тангян
  • Способность человека вступать в отношения с внешней средой и максимально быстро адаптироваться и функционировать в ней. В.В Мацкевич и С.А. Крупник

В настоящее время функциональная грамотность является уже базовым образованием личности школьников.

Портрет современного выпускника - это личность обладающая:

  • Готовностью успешно взаимодействовать с изменяющимся окружающим миром
  • Способностью строить социальные отношения
  • Возможностью решать различные (в том числе нестандартные) учебные и жизненные задачи.

Формирование функциональной грамотности – это сложный процесс, который требует от учителя использования современных форм и методов обучения.

Этапы формирования функциональной грамотности:

  • Мониторинг уровня сформированности навыков
  • Повышение квалификации педагогических кадров
  • Разработка системы заданий для учащихся, новых методик формирования функциональной грамотности
  • Формирование способности применять в повседневной жизни полученные в школе знания
  • Одним из основных направлений формирования функциональной грамотности является - естественнонаучная грамотность.

Формирование функциональной грамотности в настоящее время особенно важно в связи с тем, что современный, окружающий нас мир, стал стремительно усложняться. Появляются новые технологии, профессии, происходят революционные открытия в науке и технике.

Целью национального проекта «Образование» является обеспечение глобальной конкурентоспособности российского образования, вхождение Российской Федерации в число ведущих стран мира в ходе международных мониторинговых исследований образовательных достижений школьников.

Как же построить образовательный процесс, обеспечивающий развитие функциональной грамотности у учащихся?

Многое зависит от личности самого педагога. Традиционно мыслящий педагог результатом своей деятельности считает приобретение учащимися теоретического материала, организовывает его качественное запоминание. Современно мыслящий педагог должен опираться на психолого-педагогические исследования, современные требования к выпускнику школы. Поэтому в своей педагогической деятельности он должен делать акцент не на объяснение материала, а на развитие познавательных интересов, выделение и систематизацию значимого для учащегося знания, приобретенного им в результате самостоятельной учебно-познавательной деятельности, направленной на поиск необходимых теоретических знаний.

Диагностической единицей при формировании функциональной грамотности является текст и способность работать с ним.

Выделяют следующие этапы функционального чтения:

  • Поиск необходимой в настоящий момент информации
  • Понимание прочитанного текста
  • Обработка полученной информации
  • Применение ее для поставленных перед собой целей и задач

Одним из наиболее сложных для понимания учащихся на уроках биологии в старших классах является изучение наследственности и изменчивости, решение генетических задач.

Каждый педагог в своей практической деятельности встречается со следующими проблемами:

  • Непонимание предложенного текста или задания
  • Отсутствие способности применять законы Грегора Менделя при решении задач
  • Низкая мотивация при изучении данной темы

Решение этих проблем возможно с помощью стратегии функционального чтения и ситуационных задач, которые предполагают поиск, интерпретацию, преобразование информации, а также приобретение жизненного опыта.

Категория: Биология
03.04.2022 16:00


© 2022 239

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!