СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Формирование интереса к изучению немецкого языка

Нажмите, чтобы узнать подробности

ЛЮБАВСКАЯ ТАТЬЯНА АНДРЕЕВНА

СБОРНИК НАУЧНЫХ И ТВОРЧЕСКИХ РАБОТ Елец, 2014 Издательство: Елецкий государственный университет им. И.А. Бунина (Елец)

В статье проанализированы причины падения интереса к изучению немецкого языка в качестве иностранного, приведены данные анкетирования учащихся. В качестве решения проблемы предлагается ввести в учебный процесс доступную для понимания, увлекательную информацию о немецком языке, которая поможет ученикам изучать немецкий язык с удовольствием.

Вначале о социально-практической актуальности проблемы. В СССР традиционно немецкий язык изучали как основной иностранный язык. Со временем ситуация изменилась: в список обязательных предметов большинства учебных заведений вошел английский язык, тогда как немецкий отступил на вторую позицию. Обозначенная проблема представляется нам актуальной, принимая во внимание тот факт, что развитие интереса к изучению немецкого языка может стать фактором совершенствования социально-экономических отношений с ведущей экономикой Европы – Германией. Одновременно, одним из направлений формирования интереса к немецкому языку является - показ реальной востребованности знания немецкого языка в современном мире.

Вместе с тем, согласно статистическим данным Министерства образования и науки Российской Федерации, за 2013 год количество изучающих немецкий язык в средних образовательных учреждениях составило 1,3 млн. школьников (2007/08 - 1,7 млн., 2008/09 – 1,65 млн., 2009/10 – 1,612 млн., 2010/11 – 1,5 млн., 2011/12 – 1,3 млн.), что показывает тенденцию сокращения желающих владеть немецким языком.

Отметим, что в последние годы появилась тенденция роста числа младших школьников, выбирающих немецкий язык в качестве иностранного языка. Вместе с тем, в составе школьников, изучающих немецкий язык, растет доля тех, кто учит немецкий в качестве второго иностранного, и снижается количество обучающихся, выбирающих его в качестве первого иностранного языка.

Научная актуальность проблемы заключается в необходимости устранения существующих пробелов научного знания о путях формирования интереса к иностранному языку, когда объективно имеется мало социально-организационных факторов, стимулирующих этот интерес.

Проблема формирования интереса к изучению немецкого языка была рассмотрена в работах И.Л. Бим, Н.Д. Гальсковой, Л.Г. Ивахивой, А.А. Леонтьева, О. Радченко. Психологические аспекты проблемы освещались в работах А.Н. Леонтьева, В.П. Грибанова, Л.С. Выготского и др. Определённый вклад в разработку проблемы активизации учения внесли исследования, посвящённые интересу и познавательной потребности, проведённые Л.И. Божович, А.К. Марковой, Г.И. Щукиной, И.С. Якиманской.

По мнению И.В. Скирденко (2009) успех обучения иностранным языкам во многом определяется умственной работоспособностью обучаемого, которая находится под влиянием таких факторов, как мотивация, наличие цели и интерес.

Очевидно, что формирование и развитие у обучающихся интереса к изучению немецкого языка должно осуществляться учителем с опорой на психолого-педагогические основы данного процесса. Вместе с тем, проблема поиска психологически значимых элементов компенсации дефицита интереса к изучению немецкого языка как иностранного разработана недостаточно.

Цель нашей работы: выявить пути и закономерности формирования интереса к изучению немецкого языка, а именно:

  1. Выявить основные психологические причины отсутствия интереса к изучению немецкого языка.
  2. Определить основные пути преодоления недостатка интереса к изучению немецкого языка.

Объектом исследования выступает интерес в мотивационной сфере.

Предметом нашего исследования является - формирование интереса к изучению немецкого языка.

Гипотеза исследования: мы предположили, что основной психологической причиной недостаточного интереса к изучению немецкого языка является отсутствие интереса к немецкой культуре.

В соответствии с указанной целью и гипотезой были определены следующие задачи исследования:

  1. Провести анализ психолого-педагогической литературы по теме формирования интереса и интереса к изучения немецкого языка в частности.
  2. Выделить и проанализировать факторы, влияющие на формирование интереса к изучению немецкого языка.
  3. Осуществить экспериментальное исследование по выявлению путей и закономерностей формирования интереса к изучению немецкого языка.
  4. Сформулировать рекомендации по формированию интереса школьников к изучению немецкого языка.

Научная новизна исследования: Впервые было установлено, что личное предпочтение культурных ценностей Германии является основной психологической причиной формирования интереса к немецкому языку

В ходе нашей работы использовались следующие методы исследования:

  1. теоретические: выдвижение гипотезы, анализ психологической, педагогической, методической литературы, материалов и публикаций психолого-педагогической печати, диссертационных работ, нормативной и учебно-программной документации, связанных с темой исследования;
  2. эмпирические: анкетирование, тестирование, анализ социальных сайтов, методы математической обработки результатов психологического исследования.

Ключевым научным понятием нашей работы стало понятие «интереса». В работе "Формирование интереса к учению у школьников" говорится об иерархичности строения мотивационной сферы. По словам А.К. Марковой, побудителем учебной деятельности является система мотивов, органично включающая в себя: 1) познавательные потребности; 2) интересы; 3) цели; 4) стремления; 5) идеалы; 6) мотивационные установки.

Интерес имеет множество трактовок в своих психологических определениях, он рассматривается как:

  • избирательная направленность внимания человека (Н.Ф. Добрынин, 1965);
  • проявление его умственной и эмоциональной активности (С.Л. Рубинштейн, 2000);
  • активное эмоционально-познавательное отношение человека к миру (Н.Г. Морозова, 2007).

Наиболее фундаментальное определение понятия интереса дано А.Н. Леонтьевым, как особого мотивационного состояния «познавательного характера, которое, как правило, напрямую не связано с какой-либо одной, актуальной в данный момент времени потребностью…». Согласно А.Н. Леонтьеву, «интерес является одним из интегральных процессов мотивационной сферы, связанным с потребностью узнать что-то новое об объекте интереса, повышенным вниманием к нему, и представляет собой следствие процессов, происходящих в ней».

Другое определение интереса давал В.П. Грибанов как определенного отношения «…личности к объектам и явлениям, как избирательную, целеустремленную направленность человека на приобретение тех или иных знаний, на выполнение той или иной деятельности».

Отличия в позициях А.Н. Леонтьева и В.П. Грибанова заключаются в том, что А.Н. Леонтьев концентрирует внимание на ориентирующей функции интереса, а В.П. Грибанов – на целеполагающей. По А.Н. Леонтьеву интерес – это то, что стимулирует деятельность, независимо от актуальных потребностей человека в данный момент, а по В.П. Грибанову интерес – это то, что направляет деятельность субъекта для реализации актуальных потребностей.

В Психологическом словаре, под редакцией А.В. Петровского, интерес определяется как «форма проявления познавательных потребностей, обеспечивающая направленность личности на осознание целей деятельности и тем самым способствует ориентировке, ознакомлению с новыми фактами, более полному и глубокому отражению действительности». Как видно в указанном определении объединены оба взгляда на интерес.

Учитывая, что в литературе подробно освещался вопрос о совершенствовании методического обеспечения преподавания немецкого языка, мы в своей работе будем исследовать иные факторы, способствующие повышению привлекательности немецкого языка для обучающихся. Изучение языка нации – это проникновение в ее менталитет, культуру. Чем активнее общение, погружение в язык, тем сильнее его влияние на личностные качества человека, так как язык – это транслятор культуры. Через культуру – литературу, кино, музыку, – через общение можно пробудить искренний интерес к языку. Эти тезисы стали основой нашей гипотезы.

Наше собственное исследование по данной проблематике позволило нам установить определенные научные факты.

Описание места проведения исследования: МБОУ Лицей № 5 г. Ельца, МБОУ Гимназия № 11 г. Ельца, МБОУ СОШ с. Паниковец, МБОУ СОШ №2 г. Задонска, частная школа «Гринвич» г. Ельца. В исследовании участвовало три группы испытуемых: 7 учителей немецкого языка средне-общеобразовательных школ; 32 учащихся 3 и 4 классов, в возрасте от 9 до 10 лет; 28 учащихся 7 и 8 классов, в возрасте от 13 до 14 лет.

В работе использовались следующие методики.

Для выявления мнения учителей по вопросам перспективы развития интереса к изучению немецкого языка было использовано две методики: а) анкета для учителей немецкого языка и б) анализ социальных сайтов, на которых общаются учителя немецкого языка по своим профессиональным проблемам.

После проведения анкетирования учителей немецкого языка и анализа социальных сайтов удалось установить следующее.

Несмотря на засилье английского языка, наблюдается тенденция популяризации именно немецкого языка как иностранного. Это связано в большей степени с экономической ролью Германии, как одного из крупнейших торговых партнеров России. Знание немецкого языка дает шанс оптимизировать свой карьерный рост, получить стипендию для обучения в вузах Германии, познакомится с одной из богатейших культур Европы.

Обучение немецкому языку предусматривает овладение не только самим языком, но и ознакомление с литературой, историей и в целом с культурой страны изучаемого языка.

Германоязычные страны имеют богатое культурное наследие. Кроме их значительного вклада в мировую культуру, немецкие авторы сами по себе несут богатое культурное наследие. Германию часто называют землей «DichterundDenker». И ее так называют по праву, потому что вклад немцев в искусство и развитие философских идей очень велик.

Вместе с тем, большинство учителей отметили необходимость вести активную просветительскую работу среди родителей с целью разъяснения роли разных иностранных языков с учетом местных условий. Часто учителя сталкиваются с проблемой, когда родители рассматривают английский язык как более престижный, относясь к немецкому языку как к второсортному. В связи с этим, в начале учебного года во втором классе при делении детей на языковые группы оказывается, что немецкий язык хотят изучать только 4–7 школьников, а на английский идут 14–17 учеников.

Респондентами было отмечено, что формированию интереса к изучению немецкого языка способствуют актуальные на сегодняшний день методы обучения, такие как внеурочные виды деятельности, игровые технологии, метод проектов, дискуссии, метод языкового портфеля, использование ИКТ, участие в олимпиадах, конкурсах и фестивалях посвященным немецкому языку.

Большую роль в поддержании интереса учащихся к изучению немецкого языка респонденты отводят личности учителя, его эмоциональности и мотивированности. Учитель немецкого языка, по мнению респондентов, должен много знать, быть актером, поэтом, аниматором, чтобы заинтересовать детей, иметь богатый опыт, уметь ответить на любой вопрос. От профессионализма и увлеченности учителя во многом зависит, с каким настроением идут к нему на урок учащиеся.

Для выявления сформированности интереса к немецкому языку у учащихся было использовано две методики: а) методика «Мое расписание» для учащихся 3 и 4 классов и б) анкетирование для учащихся 7 и 8 классов. В результате по итогам обработки данных, полученных по методикам, мы выявили информацию об отношении школьников к немецкому языку.

Методика «Мое расписание» представляла собой выполнение учениками задания по составлению привлекательного для них расписания занятий, с учетом перспектив развития собственной личности

Анализ результатов методики «Мое расписание» для учащихся 3 и 4 классов показал, что большинство учащихся заинтересованно в изучении немецкого языка и хотят видеть его в числе изучаемых предметов. В исследовании принимали участие 32 учащихся.

Задание предполагало составление расписания занятий на четыре учебных дня. По мнению 93,75% учащихся для изучения немецкого языка все дни недели являются благоприятными. Однако один учащихся выразил желание изучать язык в пятницу, добавив этот день недели в расписание. Этот учащийся интересовался культурой Германии, и именно этот фактор стимулировал усиление интереса к изучения немецкого языка. Также следует отметить, что 6,25 % респондентов не изъявили желание изучать немецкий язык вообще. Их личные интересы были сориентированы на иные страны.

Важным показателем было количество уроков немецкого языка в день. Все респонденты, выбравшие изучение немецкого языка, сошлись во мнении, что не целесообразно проводить более одного урока в день. 36,7 % учащихся хотели бы видеть немецкий язык в расписании один раз в неделю, 30 % – два раза в неделю, 20 % – три раза в неделю, 13,3 % – четыре раза в неделю.

Для выявления сформированности интереса к немецкому языку у учащихся была использована анкета, предложенная Ефимом Израилевичем Пассовым в его учебном издании «Коммуникативный метод обучения иноязычному говорению». Анкета использовалась в редуцированном варианте, что отвечала цели исследования. Испытуемыми были учащихся 7-ых и 8-ых классов, изучающими немецкий язык шестой и седьмой год соответственно.

Коротко о полученных данных.

  1. С желанием ли и интересом ты приступил к изучению немецкого языка во втором классе?

Данные анкетирования говорят о том, что 68 % учащихся приступило к изучению иностранного языка с желанием и интересом. Соотношение положительных и отрицательных ответов «2:1».

  1. Как обстоят дела теперь?
  1. соотношение отрицательных и положительных ответов «1:1»;
  2. основным аргументом отрицательного ответа является отсутствие интереса к изучению немецкого языка: «учиться не хочу, не интересно» - 6 чел.; «учиться хочу, но стало неинтересно» - 8 чел.

Следовательно, к 7-8 классам интерес к изучению немецкого языка снизился у четырнадцати учащихся.

  1. Что побудило бы тебя изучать немецкий язык?
  • большинство респондентов ответило, что они изучают «немецкий язык, потому что он стоит в программе»;
  • почти одинаковый процент набрали такие ответы, как «изучаю немецкий язык, потому что люблю и уважаю своего учителя», «хочу знать немецкий язык не хуже моих товарищей» и «хотел(а) бы побывать в Берлине/Мюнхене/… и посетить знаменитые достопримечательности Германии»;
  • у большинства, ответивших положительно, основным мотивом является то, что немецкий язык пригодится им в дальнейшей жизни;
  • половина опрошенных назвали в качестве основного мотива симпатию к немецкому языку и к Германии.

В процессе анализа полученных данных, особую озабоченность вызывает большое количество отрицательных ответов и наличие безразличных к изучению немецкого языка учащихся.

Эмпирическое исследование показало, что традиционная методика обучения слабо стимулирует интерес учащихся к изучению немецкого языка. Большинство учащихся, приступая к изучению немецкого языка, проявляют интерес к изучению данного предмета. Но уже к 7-8 классам интерес к изучению немецкого языка пропадает у половины учащихся.

В результате нашего эмпирического исследования были получены следующие выводы:

  1. Наша гипотеза подтвердилась. Действительно, основной психологической причиной недостаточного интереса к изучению немецкого языка является отсутствие интереса к немецкой культуре.
  2. Основными причинами снижения интереса к изучению немецкого языка являются: общественная и государственная ориентация в стране на изучение английского языка; неинформированность родителей о ситуации в регионе (наличие немецких фирм, возможность получения гранта на обучение в Германии и т.д.); традиционная методика обучения слабо стимулирует интерес учащихся к изучению немецкого языка.
  3. При преподавании немецкого языка особым фактором является именно личность учителя, через желание подражать учителю немецкого языка и формируется особый интерес к его изучению.
  4. Метод языкового портфолио не оправдал себя как метод совершенствования методики преподавания немецкого языка. На наш взгляд, причиной этому является акцент в методике портфолио на формальные достижения обучающегося: количестве новых слов и выражений, освоенных в процессе изучения языка. Нет акцента на личностный рост обучающегося, например, на умение по-новому сформировать новый контакт, удивить собеседника, показать себя с более привлекательной стороны и т.д.
  5. К основным направлениям совершенствования методики преподавания немецкого языка, способствующим повышению интереса к нему, можно отнести:
  1. обязательное введение немецкого языка как второго иностранного с 7-8 класса/;
  2. создание эффективных УМК для преподавания немецкого языка как второго иностранного языка;
  3. знакомство учащихся с важнейшими произведениями немецкой литературы, бытом и культурой народа, язык которого изучается.
Категория: Немецкий язык
12.03.2020 10:13


Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!