СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Формирование интереса к предмету через внеклассную работу по географии

Нажмите, чтобы узнать подробности

Формирование интереса к предмету через внеклассную работу

по географии

Колбасенко Галина Ивановна,

учитель географии высшей категории,

Государственное учреждение образования

«Средняя школа №2 г. Жодино».

Республика Беларусь

Одно из важнейших условий эффективности учебного процесса – воспитание познавательного интереса у школьников. Познавательный интерес – это глубинный внутренний мотив школьника, основанный на свойственной человеку врождённой познавательной потребности. Познавательный интерес формируется по двум каналам: средствами отбора информации и средствами включения в познавательную деятельность [3]. Наличие интереса является одним из главных условий успешного протекания учебного процесса и свидетельством его правильной организации.

Внеклассная работа имеет большой потенциал для развития познавательного интереса к изучению предмета, открывает перед школьниками большие возможности для формирования мировоззрения и развития личности. Роль внеурочной работы по географии велика, так как за пределами круга знаний, определенного школьными программами, остается немало увлекательных, ярких страниц географической науки. Спецификой предмета является то, что именно география дает человеку наиболее полное представление об окружающем мире, в котором он живет. Школьная география занимает особое положение среди учебных предметов. Она дает школьникам знания о природе Земли, является одновременно и естественным и гуманитарным предметом, располагает большими возможностями для формирования мировоззрения. При её изучении анализируются взаимосвязи, которые возникают в окружающей среде.

Развитие познавательного интереса к географии на основе внеурочной работы обеспечивается привлечением средств занимательности, работой с дополнительной литературой, знакомством с важнейшими достижениями науки, экскурсиями в природу или на производство, использования продуктов информационных технологий. Эта работа должна дополнять, углублять знания и умения, получаемые на уроках географии.

В содержании внеурочной работы можно выделить два основных направления:

1 – углубление основных вопросов содержания школьного курса, вызывающих большой интерес у школьников;

2 – формирование умений и навыков исследовательского характера при проведении практических работ на местности, при работе с различными источниками информации (картами, справочниками, научной литературой, Интернет-ресурсами).

Внеурочная работа по географии - это деятельность учащихся, осуществляемая на основе добровольного участия и самостоятельности, направляемая учителем и способствующая углублению знаний учащихся по предмету, развитию их познавательных интересов и способностей. А использование массовых форм проведения внеурочной работы не только расширяет кругозор, но и позволяет широко пропагандировать географические знания, содействует формированию у школьников коммуникативных навыков и умений, эмоциональных контактов между одноклассниками и другими учениками (умение жить в диалоговой среде), формирует чувство ответственности за порученное дело. Эта форма работы уникальна тем, что сочетает в себе конкурсы (конкурс газет на заданную тематику), олимпиады, туристические слеты, различные выставки (выставки географической литературы), праздники. А проведение недели географии в школе способствует не только развитию интереса к географии, но и профессиональной ориентации на профессии, связанные с географией.

При планировании внеурочной работы особо следует позаботиться о том, что бы уже начиная с курса «Человек и мир» в 5 классе и «Физическая география» в 6 классе, школьники привлекались к работе на факультативных занятиях, принимали участие в мероприятиях, как в качестве зрителей, так и в качестве участников (создание разновозрастных команд). Чем раньше начинает формироваться интерес к предмету, тем больше возможностей полнее познакомить учащихся с достижениями данной отрасли науки, повлиять на формирование их профессиональных интересов.

Методы организации деятельности школьников во внеурочной работе во многом совпадают с методами организации деятельности учащихся на уроке, поскольку выбор их определен, прежде всего, спецификой изучаемого материала - географическими знаниями. Это частично-поисковый метод, целью которого является приобщение учащихся к творческой деятельности. Метод предусматривает использование знаний и умений в незнакомой учебной ситуации. Исследовательский метод, главная цель – побуждение к самостоятельному приобретению новых знаний и умений. Деятельность учителя при этом заключается в подборе и формулировке задания, для выполнения которого школьникам не хватает имеющихся знаний [1].

Наибольший интерес, как показывает практика, вызывает участие в турнирах. Это одна из форм проведения внеклассного мероприятия, в котором могут принять участие ученики одного класса или нескольких, если турнир поводится в виде соревнования команд. Командная игра помогает развивать и совершенствовать личность, так как каждый участник команды может продемонстрировать свои возможности, показать свою эрудицию, находчивость, художественные способности, завоевать авторитет сверстников.

Во время подготовки и проведения таких мероприятий ребята демонстрируют те способности, которые не проявляют во время урока. При проведении КВН «Путешествие по карте материков и стран» участники команды «Мадагаскар» защиту названия команды представили в стихотворной форме:

Мадагаскар – это остров красивый,

Мадагаскар – это остров счастливый.

Нет чудесней земли на планете,

Не описать её даже в сонете.

Там туристы отдыхают,

Ни проблем, ни печали не знают.

Каждый мечтает съездить туда,

Но не пускает Индийского океана – вода.

Так может мы на самолёте,

Нет финансов – мы в пролёте.

Но я знаю, как туда нам попасть,

Учебник географии нужно полистать!

Турниры можно проводить по разным темам, а также приурочить к определённой дате. Так, во многих странах мира 22 апреля отмечают День Земли. К этой дате можно приурочить проведение экологического турнира «Знатоки природы». Это мероприятие носит интегрированный характер, так как учащимся необходимо продемонстрировать свои знания по географии, химии, экологии и биологии.

Задания для проведения подбираются исходя из возрастных особенностей учащихся, важно развивать умение работать с разными видами наглядности как источниками географической информации (вербальные, учебно-наглядные и электронные). Большой интерес у учащихся вызывает использование медийной продукции (видеоролики, мультфильм). Материал, представленный в такой форме, позволяет формировать умение осмысленного восприятия медийной информации, на основе которой школьники не только получают определённые знания, но и учатся делать выводы и прогнозировать развитие ситуации.

В последние годы школьники разных ступеней обучения принимают участие в квест-играх на основе использования QR кодов. В результате проведения таких мероприятий ребята получают не только знания, но и создаются условий для ознакомления и применения в образовательном процессе современных технологий.

Результатом проводимой внеурочной работы по предмету является повышение работоспособности учащихся на уроке, активизировалась работа с дополнительной литературой. В результате изучения отношения учащихся к школьным предметам было выявлено, что у 50 % опрошенных школьников с 8 по 11 класс география вошла в число 3-х наиболее любимых и интересных дисциплин, у 20,4 % география занимает 1 место среди других предметов.

Таким образом, для успешного проведения внеурочной работы по географии с целью развития познавательного интереса к предмету учитель должен понимать значение и цель внеурочной работы по географии, формы и пути ее осуществления. Уметь сочетать внеурочную работу с учебной деятельностью, организовывать и проводить различные мероприятия, опираясь на знание возрастных и индивидуальных особенностей детей, используя современные технологии.

При отборе материала, заданий, форм организации внеклассной работы с целью формирования познавательного интереса необходимо учитывать следующее: информация должна удивлять и поражать воображение, заставлять задуматься и подтолкнуть к самостоятельному поиску, иметь связь с жизнью (использование в практической деятельности); создавать в деятельности учащихся ситуацию успеха, для появления чувства собственного роста.

Список цитированных источников

1. Борисевич, А. Р., Пинчук, В. Н. Методы проблемного обучения / А. Р. Борисевич, В. Н. Пинчук. – Минск: Красико-Принт, 2007. – 128 с. – (Деятельность классного руководителя).

2. Запрудский, Н. И. Энергосбережение в образовательном процессе школы : метод. пособие для учителей / Н. И. Запрудский, К. А. Петров; под общ. ред. М. В. Гершман. – Минск : Адукацыя і выхаванне, 2012. – 44 с.

3. Кухарев, Н. В. Педагог-мастер – педагог-исследователь: Пособие для учителей и руководителей общеобразоват. Учреждений / Н. В. Кухарев. – Мн.: Адукацыя і выхаванне, 2003. – 248 с.

02.06.2019 11:20


Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!