СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Из опыта работы учителя географии Бочарниковой Л.А.

Нажмите, чтобы узнать подробности

В материале дана система работы учителя географии. Повысить интерес к предмету, активизировать деятельность учащихся на уроке – это задача каждого учителя географии. Главным направлением в моей работе является «Развитие творческой деятельности учащихся на уроках географии при инновационной системе обучения». Далее подробно остановлюсь на направлениях, которые применяю на уроках географии.

Из опыта работы

учителя географии

Бочарниковой Л.А.

Почти 35 лет я преподаю географию и считаю, что интерес к географии как предмету значительно упал. Повысить интерес к предмету, активизировать деятельность учащихся на уроке – это задача каждого учителя географии.

Изменения в нашей стране повышают требования к уровню образования, гражданской активности человека. Создаются новые концепции, разрабатываются стандарты обучения и воспитания молодого поколения. Требования стандарта школьного географического образования направлено на повышение качества учебно-воспитательной работы при изучении географии.

Главным направлением в моей работе является «Развитие творческой деятельности учащихся на уроках географии при инновационной системе обучения». Далее подробно остановлюсь на направлениях, которые применяю на уроках географии.

Известно, что современный урок географии рассматривают с позиции идеи развивающего обучения. На уроках должен быть усилен акцент на самостоятельность учащихся по овладению новыми знаниями с учетом трех уровней усвоения знаний (простое воспроизведение, репродуктивное воспроизводство и применение знаний в новых условиях). Необходимо создать психоло – педагогические условия для познавательной деятельности учащихся, развивать их мышление, умение отстаивать свою точку зрения. Только так можно добиться желаемого результата. К структурам творческого мышления, без усвоения которых оно невозможно, относят перенос ранее усвоенных знаний и умений в незнакомую ситуацию, видение новых проблем в обыденной ситуации; комбинирование разных способов решения. Кроме того, важно научить учащихся моделированию, выдвижению гипотез, построению аргументации и др. Наполнение содержания образования призвано обеспечить базовое содержание, включающее и региональный минимум для всех, а также содержание, дифференцированное по объему и глубине. Именно эти проблемы, я и стараюсь решать на уроках географии, давая материал, как базового уровня, так и повышенного.

Реализация идей личностно – ориентированного обучения на уроке географии означает создание каждым учеником личностно – значимого образа мира, основанного на собственном опыте. Ученик, прежде всего, стремиться к раскрытию собственного потенциала, данного ему от природы в силу индивидуальной организации, нужно только помочь ему, предоставив соответствующие условия. Если в 5 – 7 классах ученики проявляют интерес к географии, то к старшим классам интерес совсем не пропадает, но становится специфичным для каждого ученика. Следовательно, познание окружающего пространства должно иметь индивидуальный, неповторимый характер. Учащиеся старших классов желают познавать окружающий мир в ходе путешествий, экспедиции, исследований. В условиях традиционного обучения сложно, но считаю, что развитие творческой деятельности на уроках географии, несмотря на ИКТ в обучении, возможно с помощью нетрадиционных форм обучения.

Нетрадиционные формы обучения приводят к изменению привычных форм общения на уроке, когда учитель излагает материал, опрашивает, оценивает учеников, проявляя тем самым свою активность и самостоятельность. На нетрадиционных уроках каждый ученик может принять участие в подготовке и проведении урока, выступить на каком – то этапе урока в роли учителя. Такие уроки – это путь формирования умения учится, т. к. при такой организации деятельности учащихся происходит не только овладение знаниями, умениями и навыками, но и накопление опыта творчества, но и желание общаться со сверстниками, учителем. Хотя такие уроки имеют недостатки, но в них можно проявить состязательность, привлечь большое число школьников, учитывая психологию школьного возраста. Ученик становится центром учебного процесса.

На уроках географии применяю принцип индивидуального подхода. А индивидуализация происходит в рамках самостоятельной работы, именно такая форма работы позволяет давать учащимся различные задания, выполняемые в индивидуальном темпе. Самостоятельная работа активизирует всех учащихся. В ходе самостоятельной работы каждый ученик получает конкретное задание, которое может выполнять в индивидуальном темпе, вникая в то, что ему не ясно, выполнять задания соответственно своим умениям. При самостоятельной работе, даже ленивые, должны выполнить задание сами, а не ждать, пока кто – то другой его выполнит. Чтобы избежать списывания при самостоятельной работе, имею достаточное число вариантов одного и того же задания. Самостоятельная работа способствует выработке навыков и умений практического характера, формированию уверенности в своих действиях и самостоятельности как черты личности.

Информацию о психическом и физическом состоянии каждого ребенка мы получаем от медиков, а на уроке дети доставляют нам хлопоты чрезмерной подвижностью, говорливостью или ленивостью. И чтобы понять, как вести с такими детьми, мне приходиться выяснять, к какой системе восприятия тяготеет ребенок? Каким образом ученик привык получать информацию- с помощью слуха, зрения или через ощущения? Иногда можно слышать: «Вы не давайте мне письменную работу, я отвечу устно», а другому требуется письменная для ответа. Поэтому использую такие формы и приемы, чтобы каждый ученик получил качественную информацию: с помощью зрения, слуха или ощущений. Зная это, ученик верит в свои силы, в усвоение программы.

Далее я хотела бы остановиться на теме по самообразованию и почему? Тема: «Нелегкое дело – чтение». Речь хочу повести не о развитии высших психических функции, а о формировании общеучебных умений, касающихся, работы с текстом. Мне, как учителю географии, где учебный материал представлен в виде текстов, часто приходиться сталкиваться с тем, что ребята 6 – 7 классов, испытывают трудности с программой из – за своего неумения читать. Даже ученики, получавшие в начальной школе «5» и «4» по чтению, в средних классах становятся несостоятельными читателями. В чем дело? В начальных классах прочесть - значит перевести письменные знаки в звуковую форму. Прочитав текст, часто дети не могут ответить на вопрос по нему. И поэтому гонят технику чтения, а текст – это информация, сообщение. Хотя в начальной школе и уделяется внимание тексту, но в основном, в виде простого пересказа. В итоге ученики приходят в среднюю школу, не имея умственные действия, необходимые для понимания текстов. Работая самостоятельно, ребята без помощи учителя не могут отыскать главные слова, понять смысл задания. Отсюда низкие оценки за «рядовую» самостоятельную работу. А причина проста – неумение работать с текстом. Следовательно, чтобы повысить качество знаний учащихся по предмету необходимо вести регулярно работу с текстом. Существуют до 50 видов работ с текстом учебника. Главное, чтобы ученик воспринимал текст как отражение реальности. Осознавал трудности в понимании текста и мог преодолеть их, восстанавливая смысл слов и предложений по контексту, ориентируясь на грамматические отношения, активно припоминая уже известное по данной теме. А если что - то остается не ясным, прибегать к помощи другого текста, словаря, соседа по парте, учителя.

У себя на уроках использую распространенные педагогические технологии: КСО - коллективные способы обучения. Суть данной технологии можно сформулировать так: каждый обучает всех, все обучают каждого. Некоторые функции учителя я могу передать ученику, обеспечивая необходимую помощь и контроль. Класс делится на группы. В каждой группе выбирается лидер. Лидеры получают опережающие задания и готовят все необходимое для урока. Лидеры знают ответы на вопросы, т. к. уже ответили учителю. Учащиеся, получив задание, самостоятельно работают с учебником и другой литературой, советуются, делают записи в тетради и готовятся отвечать. Если команда отвечает неверно, то лидер другой команды дает пояснения, дополнения. Удачным считаю применение КСО на уроках обобщения. В этом случае ученики, отвечая, проговаривают известные факты, у них развивается логика суждений, способность выделять главное, делать выводы. Успешно применяю КСО на уроках контроля знаний. Каждый учащихся сдает зачет лидеру, который ставит оценку. Я согласно с такой оценкой или задаю дополнительные вопросы. Существуют несколько способов деления учащихся на группы: пары, четверки, объединение сильных и отдельно слабых, а также смешанные. Сложность состоит в том, что следует большая подготовительная работа с лидерами, раздаточного материала, его тиражирования. Применение КСО на уроках помогает добиваться поставленной цели, создает творческую, соревновательную атмосферу среди учащихся. Свободная форма общения способствует меньшей утомляемости, повышает работоспособность, воспитывает навыки самоконтроля, готовит к практической трудовой деятельности.

На уроках проверки и оценки знаний я использую тестирование. Тесты использую как тренировочные (обучающие), так и итоговые, несколько вариантов. Обучающий и корректирующий контроль позволяет выявить ошибки, обнаружить пробелы в знаниях и найти пути их преодоления. Для успешного освоения учебного материала предлагаю тесты как домашнее задание. Тесты составляю с учетом дифференцированного подхода к каждому ученику. Задания оцениваются в один балл, проверяют базовый уровень. Более сложные задания рассчитаны на свободное владение материалом программы. Правильные ответы сообщаю учащимся сразу после сбора работ.

В рамках развития познавательных интересов в учебной и внеклассной работе широко использую технологии и комплекс научно – исследовательских методов, в связи с возрастающей роли природоохранного образования молодежи. Ведь процесс «экологизации» задает новые ценностно – смысловые ориентиры всему воспитанию, развитию и образованию, предлагает переход от культуры потребления и покорения к культуре «события» с природой и гармонизации отношении человека и природы. Идея гармонии и «сотворчества» человека и природы способствует утверждению установок толерантного сознания, выработку терпимости к проявлению различных взглядов, любви и бережного отношения к природному и культурному окружению. Современный человек должен хорошо ориентироваться в вопросах экологии и охраны окружающей среды. Важную роль в вооружении учащихся необходимыми знаниями играет география. Во внеклассной работе уделяю внимание экологическому воспитанию обучающихся, за что имеем благодарственное письмо ВОСЮН и ОСХ за участие в областных конкурсах: «Моя малая родина: природа, культура, этнос», «Гордость моего родного края» 2012г. (Мухин Б.) - Благодарность.

ВЫВОД: для развития творческой деятельности учащихся на уроках

географии и внеклассной работе я использую инновационные

системы, включающие в себя разные направления.

Результатом моей деятельности является уровень обученности по географии в 6-9классах за последние 3 года:

По МКОУ Михинской ООШ

2012- 2013г. -70%;

2013-2014г. – 61% (не было 8класса);

По МКОУ Советской ООШ

2013-2014г. – 61%;

2014-2015г. – 57%.

Успеваемость -100%.

Достижением моих учеников является участие в предметных олимпиадах, конкурсах, краеведческих конференциях:

  • школьного уровня:

- олимпиада по географии;

  • муниципального уровня:

- олимпиада по географии,

- районный археологический слет « Поиск» 2011г. - Грамота;

- фестиваль патриотической песни «Красная гвоздика», пропаганда

патриотической песни 2011г. – Диплом;

- конкурс на лучший «Уголок избирателя» 2011г. – Благодарственное письмо;

- краеведческая конференция «Подвиг народа» 2015г. (Субботина А.)-Грамота;

  • областного уровня:

- конкурс «Моя малая родина: природа, культура, этнос » 2011г.- Благодарственное письмо;

- конкурс «Гордость моего родного края» 2012г. (Мухин Б.) - Благодарность.

  • всероссийский уровень:

- IV Всероссийский творческий конкурс для детей и педагогов «Талантоха» 2013г. - Бондарев В., Насонова А. – Диплом;

- Всероссийский конкурс мультимедийных презентаций «Победа-70», номинация «Воины – Герои советского Союза - ученики» 2015г. (Курохтина М.) – Диплом.

Как учитель географии принимала участие:

- в публичной презентации результатов педагогической деятельности и инновационной работы педагогических работников Таловского муниципального района;

- в областном конкурсе «Александр Невский» в номинации «Сценарии уроков мужества»;

- IV Всероссийском творческом конкурсе для детей и педагогов «Талантоха» в номинации «Творческие работы и методические разработки педагогов»;

- Международном Союзе «Мужество и Гуманизм» и «Российско-Туркменский Дом» - конкурс «Что я знаю о Туркменистане?»

Категория: География
17.09.2015 21:08


Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!