СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Формирование коммуникативной компетенции у детей с ОВЗ.
Успешная социальная адаптация учащихся с ОВЗ невозможна без речевого общения и взаимодействия. При отставании в развитии речи возникают проблемы, связанные с общением, появляются трудности коммуникативного поведения. Проблема формирования коммуникативной компетенции детей с ограниченными возможностями здоровья как средство наиболее полной и успешной социализации учащихся, имеет огромную значимость и актуальность.
Речевое недоразвитие учащихся, слабость побудительных к речи мотивов вызывают затруднения в общении с окружающими людьми. Большинство старшеклассников с нарушением интеллекта не умеют поддерживать беседу, не знают, как начать разговор, как ответить на вопрос собеседника, затрудняются в формулировании вопроса, просьбы. Ответы учащихся могут быть чрезмерно пространными или излишне сжатыми, а подчас ограничиваются только словами «да» или «нет».
Вместе с тем установлено, что целенаправленное воздействие на речь приводит к ее совершенствованию, к более точному выражению мыслей, адекватному ведению диалога и даже монологического высказывания. Именно эта закономерность требует, чтобы педагогическая деятельность учителя была нацелена на коррекцию недостатков всех сторон речи детей, на ее развитие и активизацию в той степени, в какой она может быть использована как средство общения.
Уроки чтения, русского языка, этики и внеклассные занятия создают условия для общения школьников, как с учителем, так и с одноклассниками, в процессе обсуждения и анализа литературного произведения, создания проблемной ситуации.
Условия создания ситуаций живого общения с помощью учебника чтения самые разные. Очень нравятся детям уроки с использованием разных форм сотрудничества. Например – работа в парах, группах.
В ходе уроков литературного чтения формируется ряд важных качеств, которые должны быть присущи ситуации общения. К этим качествам, прежде всего, относятся : проявление интереса к беседе; желание общаться; умение ориентироваться в речевой ситуации; обеспечение внимания к собеседнику; умения вести беседу, не перебивая собеседника, последовательно переходя с позиции говорящего на позицию слушающего и обратно; строить речь грамматически правильно; точно отбирать слова для выражения мыслей; придавать речи соответствующую интонационную окраску.
Для овладения умелой, искусной речевой деятельностью практикуются разные формы устной речи :
ответы на вопросы к рассказу,
подробный или выборочный пересказ,
подробный и сжатый пересказ содержания прочитанного по плану,
составление творческих рассказов с изменением лица рассказчика от имени одного из героев произведения,
построение простейших предложений по схемам,
устное рисование картинок к тексту,
составление характеристик персонажей произведения.
Проводятся игры – драматизации прозаических произведений, чтение по ролям.
Исходя из опыта работы, считаю эффективными и результативными следующие упражнения и задания, способствующие развитию речевых и коммуникативных навыков:
Одной из главных работ на уроке русского языка в коррекционной школе является словарная работа.
Над работой со словарным словом решаются такие задачи :
1. Обогащение словарного запаса речи обучающихся.
2. Уточнение значений слов, усвоенных детьми, но употребляемых не вполне верно.
3. Активизация словарного запаса речи обучающихся.
Главным условием работы по формированию коммуникативных навыков обучающихся считаю работу над текстом.
Уроки развития речи (сочинения, изложения)
- восстановление деформированного текста;
- постановка учащимися вопросов к тексту,
- составление плана с опорными словами,
- Работа с серией сюжетных картинок.
Рекомендуются следующие виды заданий:
а) восстановить последовательность картинок по памяти. Детям предлагается запомнить последовательность картинок, которая затем изменяется. Дается задание восстановить ее;
б) отобрать среди других те картинки, которые имеют отношение к рассказу на определенную тему;
в) определить место "выпавшей" картинки среди других;
г) расположить сюжетные картинки в определенной последовательности;
д) найти лишнюю картинку в серии сюжетных картинок;
е) определить ошибку в последовательности картинок после прочтения рассказа учителем;
ж) найти ошибку в читаемом тексте, сравнивая его с серией сюжетных картинок;
з) «распутать» два события. Детям предлагаются вперемешку сюжетные картинки двух серий (например, три картинки серии «На снежной горке» и три картинки серии «Верный друг»).
Д) восстановить текст по картинкам
Исправить предложения, если есть ошибки:
Мальчик стеклом разбил мяч. После грибов будут дожди.
Брат потерял библиотеку из книги. Коза принесла девочке корм.
Система работы по формированию связей речи должна предусматривать постепенное увеличение самостоятельности. Поэтому развитие связной речи проводится в следующей последовательности: пересказ с опорой на серию сюжетных картинок, пересказ по сюжетной картинке, пересказ без опоры на картинки, рассказ по серии сюжетных картинок, рассказ по сюжетной картинке, самостоятельный рассказ.
Одним из компонентов для развития навыков общения является этика. К ней также относится и этикет общения. Ребенок с детства должен узнать от взрослых, какое поведение приемлемо и как общаться в той или иной среде. От коммуникативной компетенции зависит будущее каждого человека, ведь все мы живем в социальной среде, которая диктует нам определенные правила поведения.
Немаловажную роль играют групповые занятия, мероприятия, игры. Они помогают ученикам с ОВЗ адаптироваться в обществе и чувствовать себя частью социальной среды. Такие занятия улучшают коммуникативные компетенции школьников, делают их более раскованными и общительными.
Поэтому очень часто на уроках этики использую проблемные ситуации, игры, анализ притч.
Игра «Сиамские близнецы» (терпение, коммуникация, тесное сотрудничество)
Похвалилки (формирование коммуникативных навыков, повышение самооценки. Я хорошо умею….) – тема «Счастье»
Анализ рассказа А. Гайдара «Совесть» ( анализ по вопросам, развитие коммуникативных навыков) – тема «Долг и совесть»
Проблемная ситуация: Я добрый, потому что я подарил друзьям папины марки, которые он собирал с детства. Папа расстроился. Разве я прав?
Мама угостила меня двумя конфетами. У меня есть два друга, и я их хотел угостить. Но ведь тогда мне не останется. А конфеты – это МНЕ мама дала. Я их не угостил. Разве я прав? – тема «Этика – наука о нравственной жизни человека»
Таким образом, коммуникативная технология обучения русскому языку, чтению, этике помогает сформировать социальную компетентность обучающегося, которая необходима в системе основных сфер самоопределения личности.
© 2023, Чернышева Татьяна Викторовна 82