СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Если учить ребёнка каким-нибудь неизвестным ему
пяти словам – он долго будет и напрасно мучиться,
но если свяжите двадцать таких слов с картинками,
их он усвоит на лету.
К. Д. Ушинский.
Как вы думаете, почему некоторые дети, которым трудно дается запоминание стихотворений и правил, так легко и быстро запоминают сюжеты кинофильмов и мультфильмов? Замечали ли вы, что после объяснения материала занятия, чтения сказки или рассказа одни дети помнят, о чем шла речь, а другие забыли? А слушали-то, в общем, внимательно! И как найти нечто, похожее на крючок или магнит, способный зацепить знания и удержать их в памяти ребенка?
Одним из таких средств является наглядность. Наглядная модель высказывания выступает в роли плана, обеспечивающего связность и последовательность рассказов ребенка. О важности и необходимости наглядности говорили такие великие педагоги С. Л. Рубинштейн, А. М. Леушина, Л. В. Эльконин и др.
Одна из самых многочисленных категорий детей, посещающих логопедические группы – это дети с диагнозом ОНР. Общее недоразвитие речи детей с нормальным слухом и сохранным интеллектом представляет собой системное нарушение речи, включающее в себя нарушение произношения и различения звуков, недостаточно полноценное овладение системой морфем, а вследствие — плохому усвоению навыков словоизменения и словообразования, словарный запас у этих детей отстает от нормы как по качественным, так и по количественным показателя, страдает связная речь. При относительно-сохранной смысловой и логической памяти у детей снижена слухоречевая память, страдает процесс запоминания. Дети забывают сложные инструкции, элементы и последовательность заданий.
Для формирования и совершенствования лексико-грамматических компетенций и активизации словаря у детей необходимо использовать больше наглядности, игровых приёмов и упражнений, развивать знания и представления об окружающем мире.
Использование одних традиционных методов работы с данной категорией детей недостаточно, необходимо изыскать новые пути решения., найти такие творческие современные методики, технологии, эффективность которых была бы очевидна. Одной из таких методик является — мнемотехника, эффективное коррекционное средство при обучении связной речи, формировании лексико-грамматических категорий, пересказа, заучивания стихотворений и даже автоматизации звуков.
Что же такое мнемотехника? Мнемотехника или мнемоника, в переводе с греческого — «искусство запоминания». Мнемотехника — это система методов и приѐмов, обеспечивающих эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информации. Как любая работа, мнемотехника строится от простого к сложному. Начинать работу необходимо с простейших мнемоквадратов, последовательно переходить к мнемодорожкам, и позже - к мнемотаблицам.
Мнемоквадраты – это яркие одиночные изображения, которые могут обозначать какое-то слово, словосочетание, характеристику предмета или образ действия. При ознакомлении детей с мнемоквадратами можно, например, использовать игру «Шифровщики». Рассматривали карточки со схематичным изображением отдельных предметов (мама, солнышко и т.д.), действий (ест, летает и т.д.), признаков (злой, колючий и т.д.), предлогов (на,в и т.д.).Каждую карточку озвучить, далее назвать слова и предложить выбрать картинки, которые помогут запомнить эти слова, т.е. «зашифровать» слова.
Так же на этом этапе можно проводить с детьми младшего возраста игры типа «Доскажи словечко»., « На-на-на –наконец пришла… весна, чи-чи-чи- прилетели к нам … грачи, лоло-ло-всем от солнышка … тепло. Чистоговорки «Са-Са-Са –Сладко спит лиса,Су-Су-Су-Смотрим на лису,Сы-Сы-Сы-Хвост пушистый у лисы,Се-Се-Се-Знаем сказку о лисе».Другие игры: «Найди пару», «Скажи по-другому»- старший дошкольный возраст «Скажи наоборот» (антонимы).
Работа с мнемоквадратами способствует расширению и обогащению словаря, развитию лексико-грамматических категорий, пониманию образности языка, построению простых фраз.
Мнемодорожки – это уже квадраты из 3-4 картинок, по которым можно построить фразу, составить небольшой рассказ в 2-3 предложения, разучить небольшие стихи, загадки и прочее, выполнить алгоритм действий. Представляет собой несколько схематичных рисунков, расположенных линейно. При знакомстве с мнемодорожкой целесообразно использовать следующий алгоритм:озвучивание, рассматривание и разбор мнемодорожки; накладывание по памяти в пустые клеточки карточек с изображением, используя прием наложения. В итоге получается мнемодорожка. Например: мнемодорожка состояла из 4-х мнемоквадратов, на которых мы видели: девочку, ведро, фруктовое дерево, яблоки. Если дети испытывают затруднения, использовать наводящие вопросы. Что было в первой клеточке? Куда пошла Маша? Зачем она пошла в сад? Какое предложение получилось? (Маша взяла ведро и пошла в сад,собирать яблоки).
Целесообразно использование мномодорожки при изучении еженедельных лексических тем. Например, при изучении лексической темы «Новый год» дети подбирают однородные прилагательные к существительному Ёлка(зеленая, колючая, высокая, нарядная). В ходе изучения лексической темы «Зима» дети называют родственные слова(снег, снежинки, снеговик, снегурочка, снегирь).
Для формирования и совершенствования лексико-грамматических компетенций и активизации словаря у детей можно использовать следующие игры и упражнения с лексико-грамматическим содержанием:
- образование множественного числа существительных в именительном и родительном падежах«Один-много», «Лови и называй», «Слово – слова – много слов»; - образование названий детенышей в единственном и множественном числе«Кто у кого? », «Назови детёныша», «Назови детёнышей» - названия домашних птиц,животных и их детенышей: называют папу, маму и детеныша «Папа, мама, я», «Назови семейку» - образование уменьшительно-ласкательных существительных «Назови ласково», «Большой - маленький», «Подумай и назови» ; - образование притяжательных прилагательных) «Чей хвост? », «Чей след? », «Чьи лапы? », «Чья голова? », «Найди свою одежду», «Невиданный зверь» - образование относительных прилагательных«Какой сок? », «Какой суп? », «Какой компот? »; игра «Каша»; «Назови ветку (лист) », «Вкусное варенье», «Весёлый повар», «Скажи какой? » -развитие глагольного словаря,согласование числительного с существительным«Чтоделает?»
Мнемотаблица – более сложная конструкция из множества мнемоквадратов, в которую заложена достаточно объемная информация.Это один из наиболее популярных и эффективных приемов (мнемотехник), которые можно использовать для облегчения процесса запоминания и воспроизведения дошкольниками информации, развития мышления и речи. Это схемы, состоящие из последовательно расположенных изображений-символов, в которых зашифровано содержание текстов (сказки, стихотворения,расказа и схемы постановки и автоматизации звуков). Благодаря им ребенок может воспринимать большую информацию не только на слух, но и при помощи зрительных образов. Образование дополнительных ассоциаций облегчает процесс запоминания и помогает воспроизводить выученный материал. Но развитие памяти – это не единственное положительное следствие занятий по мнемотаблицам. У малышей активно развивается логика и образное мышление, внимание, воображение, расширяется словарный запас, формируется красивая и связная речь.
Для того, чтобы занятия мнемотехники приносили положительный результат, во время их организации необходимо соблюдать определенные правила и рекомендации, а именно:
1. Вне зависимости от возраста ребенка, начинать следует с простых мнемоквадратов, и лишь после их успешного освоения переходить к более сложным мнемодорожкам.
2. Схемы и таблицы для мнемотехники должны быть яркими и красочными. В противном случае они не заинтересуют дошкольника.
3. Число квадратов на одной схеме или таблице, используемой для обучения ребенка дошкольного возрасте, не должно превышать 9.
4. Не стоит использовать более 2 различных мнемотаблиц в день. Повторное рассмотрение каждой из них возможно только пожеланию ребенка.
Использование мнемотехнических таблиц помогает педагогу более наглядно, доступно и интересно подать материал детям, развивая у них, при этом, сразу несколько таких важных психических процессов, как память, воображение, речь, мышление, внимание. При работе с таблицам дети не испытывают напряжения, им доставляет большое удовольствие запоминать картинки или символы, их заменяющие, придумывать историю или рассказ, рассказывать стихи или описывать предметы, а также зарисовывать мнемотаблицы самостоятельно.
И как сказал Корней Иванович Чуковский: «Страшно подумать, какое огромное множество грамматических форм сыплется на бедную детскую голову, а ребенок как ни в чем не бывало ориентируется во всем этом хаосе, постоянно распределяя по рубрикам беспорядочные элементы услышанных слов и при этом даже не замечая своей колоссальной работы» и наша с вами задача помочь детям разобраться в этом множестве.
© 2021, Пирогова Мария Викторовна 201