СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Формирование личностных УУД на уроках английского языка.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Формирование личностных УУД на уроках английского языка.

Раннее обучение иностранному языку психологически и физиологически эффективно, так как младший школьный возраст является наиболее благоприятным для усвоения иностранного языка. Младшие школьники открыты всему новому, любознательны, быстрее запоминают и усваивают иноязычную речь, чем старшие школьники.

Однако одной из наиболее характерных трудностей обучения неродному языку является неумение младших школьников организовать самостоятельную работу, а ведь системность; одно из главных условий успешного освоения иноязычной речи. В данных условиях особую важность приобретает умение самостоятельно учиться, но как показывает практика, немногие учащиеся не только младших, но и средних и старших классов владеют навыками самостоятельной работы.

Слабым местом школы, по признанию исследователей (А.Г. Асмолов), остается её неспособность научить школьников самостоятельно учиться, а слабым местом языкового образования, является неспособность начального иноязычного образования обеспечить достаточную готовность учащихся к успешному включению в иноязычную речевую деятельность более сложного уровня. Данная готовность обеспечивается сформированностью основных компонентов учебной деятельности по овладению иностранному языку и развитием универсальных учебных действий.

В связи с вышесказанным формирование и развитие универсальных учебных действий на уроке английского языка для достижения установленных новыми стандартами результатов начального общего образования является актуальным.

Важнейшей задачей современной системы образования является формирование совокупности универсальных учебных действий (УУД), обеспечивающих компетенцию «научить учиться», а не только освоение обучающимися конкретных предметных знаний и навыков в рамках отдельных дисциплин. УУД – саморазвитие и самосовершенствование путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта.

Для формирования УУД в контексте обучения иностранным языкам следует учитывать, что ученику следует для себя найти ответы на следующие вопросы: «Зачем я учу иностранный язык?», «Зачем я выполняю то или иное упражнение на уроке (читаю, пишу, слушаю)?», «Зачем я повторяю дома пройденное на уроке?», «Чему я научился на уроке и что еще мне следует сделать?». Язык должен осваиваться осознанно. Важно создавать условия, когда дети учатся слушать друг друга, умеют адекватно оценивать свой ответ, хотят узнавать новое.

Выделяют четыре типа универсальных учебных действий:

  • Личностные УУД отражают систему ценностных ориентаций школьника, его отношение к различным сторонам окружающего мира;

  • Регулятивные УУД обеспечивают способность учащегося организовывать свою учебно-познавательную деятельность;

  • Познавательные УУД обеспечивают способность к познанию окружающего мира: готовность осуществлять направленный поиск, обработку и использование информации;

  • Коммуникативные УУД обеспечивают способность осуществлять продуктивное общение в совместной деятельности, проявляя толерантность в общении, соблюдая правила вербального и невербального поведения с учетом конкретной ситуации.

Более подробно мы поговорим о формировании личностных УУД. Глоссарий ФГОС дает следующее определение личностным УУД.

Личностные универсальные учебные действия обеспечивают ценностно-смысловую ориентацию учащихся (умение соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами, знание моральных норм и умение выделить нравственный аспект поведения) и ориентацию в социальных ролях и межличностных отношениях. Применительно к учебной деятельности следует выделить два вида действий: - действие смыслообразования, т. е. установление учащимися связи между целью учебной деятельности и ее мотивом, другими словами, между результатом учения, и тем, что побуждает деятельность, ради чего она осуществляется. Ученик должен задаваться вопросом о том, «какое значение, смысл имеет для меня учение», и уметь находить ответ на него. - действие нравственно-этического оценивания усваиваемого содержания, исходя из социальных и личностных ценностей, обеспечивающее личностный моральный выбор.

Теперь рассмотрим пути формирования личностных УУД на уроке иностранного языка.

Личностные УУД

Пути формирования личностных УУД

1. Положительное отношение к учению, к познавательной деятельности.

Упражнения, стимулирующие познавательную деятельность (найти информацию, дополнить текст, заполнить таблицы).

2. Желание приобретать новые знания, умения, совершенствовать имеющиеся.

Работа с интересными текстами на различные темы, обсуждение тем.

3. Желание осознавать свои трудности и стремиться к их преодолению.

Анализ и синтез текста.

4. Желание осваивать новые виды деятельности.

Разнообразие упражнений (ответы на вопросы, аудирование, заполнение таблиц, подготовка презентаций и докладов).

5. Желание участвовать в творческом, созидательном процессе.

Выполнение проектов, написание сочинений.

6.Осознание себя как индивидуальности и одновременно как члена общества.

Тексты и темы для обсуждения о семье, себе, о своем хобби и т.д.

7.Признание для себя общепринятых морально-этических норм.

Обсуждения поведения персонажей текстов и их действий.

8.Осознание себя как гражданина, как представителя определенного народа, определенной культуры;

Интерес и уважение к другим народам, проявление толерантности к проявлению иной культуры(социокультурный компонент).

Тексты и темы для обсуждения по страноведению, о городах, достопримечательностях, знаменитых людях и событиях России и других стран.

9.Создание у ученика целостной картины мира и понимания собственной личной ответственности за будущее планеты и человечества.

Тексты, упражнения, темы для обсуждения по экологии, страноведению. Работа в парах и группах.

10.Развитие критического мышления школьника, ценностных ориентаций, чувств и эмоций.

Анализ текстов, поведения персонажей, сопоставления явлений в родном и ин. языках.

Предлагаю Вашему вниманию несколько примеров типовых заданий, направленных на формирование личностных УУД:

  • В начальной школе

Задание 1. “My family”

Ученикам предлагается нарисовать себя в центре и вокруг себя расположить всех членов своей семьи и в последующем представить рассказ о своей семье классу.

Задание 2. “Flat”

Ученикам предлагается дома нарисовать план своей квартиры, расположение комнат, предметов, подписать изученные предметы интерьера и затем в классе представить свой рисунок остальным учащимся, рассказывая и показывая где что находится.

  • В средней школе

Задание. «Заполни анкету для поступления в международный клуб путешественников»

Описание задания: заполнение анкеты для поступления в международный клуб путешественников.

Инструкция: учащимся раздаются карточки, в которых они должны записать информацию о себе. Затем учащиеся рассказывают о себе, используя информацию на карточке.

  • В старшей школе

Задание предлагается в рамках страноведческого аспекта изучения языка, на уроке, посвященном празднику 5 ноября в Англии, так называемой Guy Fawkes Night (Bonfire Night). Учитель может предложить нейтральный для прочтения текст или видео фрагмент. После получения достаточной информации и обсуждения в классе может быть предложено два типа задания.

  1. Напишите короткое эссе на тему событий 1605 года. В вашем понимании, был ли Гай Фокс негодяем или героем? Почему в Англии до сих пор отмечают этот день? Существуют ли в истории вашей страны подобные личности? Есть ли у них точки соприкосновения с Гаем Фоксом

  2. Перескажите события 1605 от лица короля Джеймса I, Гая Фокса, Уотсона. Постарайтесь аргументировать свою позицию.

Подобные задания помогают учащимся воспринимать информацию на личном уровне, составлять личное отношение к историческим событиям, ставить себя на место других.

31.10.2021 11:36


Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!