СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Формирование метапредметных навыков на уроках истории и обществознания

Нажмите, чтобы узнать подробности

Если провести экскурс в историю, то окажется, что метапредметное обучение было широко распространено в России с 1918 года. Оно отражалось в «Основных положениях единой трудовой школы» и называлось тогда методом проектов.

Метапредметное обучение разделялось на ступени, так, на первой ступени — самой младшей — с детьми просто гуляли, беседовали, давали им целостное представление об окружающем мире, уходя от предметного обучения. На старших ступенях обучения с детьми проводили экскурсии, диспуты, споры. Это время также знаменито тем, что тогдашняя школа, по сути, отказалась от традиционных учебников, заменяя их рассыпными. В 1930 году был введен всеобуч, а в 1932 году метод проектов жестко осудили. Советская школа вернулась к дореволюционной методике, в основе которой лежало предметное обучение. Но и в советской школе не все уроки сводились к репродуктивному воспроизведению: послушай, прочитай, перескажи. Были и уроки – игры, уроки-путешествия, диспуты, дискуссии, интегрированные уроки и т.д. На всех этих уроках учителя формировали, если говорить современным языком, метапредметные результаты обучения.

Таким образом, метапредметы — это новая, но, оказывается, хорошо забытая старая образовательная форма, которая выстраивается поверх традиционных учебных предметов.

Метапредметные результаты изучения истории включают:

-способность сознательно организовывать и регулировать свою учебную деятельность;

- владение умениями работать с учебной внешкольной информацией, различными логическими действиями;

-использование современных источников информации, в том числе на электронных носителях и интернет-ресурсов;

-способность решать творческие задачи, представлять результаты своей деятельности в различных формах;

- готовность к сотрудничеству с соучениками, коллективной работе;

-Владение умениями работать в группе, слушать партнера, формулировать и аргументировать свое мнение.

В основе лежит деятельностный подход, интеграция учебного материала и рефлексия. Кратко это можно изобразить так— «знание», «знак», «проблема», «задача».

Иными словами, под метапредметными (над предметными, межпредметными) результатами обучения понимается овладение учащимися универсальными учебными действиями в разных областях знаний или попросту, формирование у учеников умения принимать самостоятельное решения в различных жизненных ситуациях.

Универсальные учебные действия тесно связаны с достижением метапредметных результатов, то есть таких способов действия, когда обучающиеся могут принимать решения не только в рамках заданного учебного процесса, но и в различных жизненных ситуациях. Это очень важно сегодня, когда от выпускника школы требуются мобильность, креативность, способность применять свои знания на практике, умение мыслить нестандартно.

Метапредметные результаты изучения истории в основной школе выражаются в следующих качествах:

*способность сознательно организовывать и регулировать свою деятельность — учебную, общественную и др.;

* владение умениями работать с учебной и внешкольной информацией (анализировать и обобщать факты, составлять простой и развернутый план, тезисы, конспект, формулировать и обосновывать выводы и т. д.), использовать современные источники информации, в том числе материалы на электронных носителях;

* способность решать творческие задачи, представлять результаты своей деятельности в различных формах (сообщение, эссе, презентация, реферат и др.);

* готовность к сотрудничеству с соучениками, коллективной работе, освоение основ межкультурного взаимодействия в школе и социальном окружении и др.;

Предполагается, что в результате изучения истории в основной школе обучающиеся должны овладеть следующими знаниями, представлениями, умениями:

1. Знание хронологии, работа с хронологией:

* указывать хронологические рамки и периоды ключевых процессов, а также даты важнейших событий отечественной и всеобщей истории;

* соотносить год с веком, устанавливать последовательность и длительность исторических событий.

2. Знание исторических фактов, работа с фактами:

* характеризовать место, обстоятельства, участников, результаты важнейших исторических событий;

* группировать (классифицировать) факты по различным признакам.

2. Работа с историческими источниками:

* читать историческую карту с опорой на легенду;

* проводить поиск необходимой информации в одном или нескольких источниках (материальных, текстовых, изобразительных и др.);

* сравнивать данные разных источников, выявлять их сходство и различия.

3. Описание (реконструкция):

* рассказывать (устно или письменно) об исторических событиях, их участниках;

* характеризовать условия и образ жизни, занятия людей в различные исторические эпохи;

* на основе текста и иллюстраций учебника, дополнительной литературы, макетов и т. п. составлять описание исторических объектов, памятников.

4. Анализ, объяснение:

* различать факт (событие) и его описание (факт источника, факт историка);

*соотносить единичные исторические факты и общие явления;

* называть характерные, существенные признаки исторических событий и явлений;

* раскрывать смысл, значение важнейших исторических понятий;

* сравнивать исторические события и явления, определять в них общее и различия;

* излагать суждения о причинах и следствиях исторических событий.

5. Работа с версиями, оценками:

* приводить оценки исторических событий и личностей, изложенные в учебной литературе;

* определять и объяснять (аргументировать) свое отношение к наиболее значительным событиям и личностям в истории и их оценку.

6. Применение знаний и умений в общении, социальной среде:

* применять исторические знания для раскрытия причин и оценки сущности современных событий;

* использовать знания об истории и культуре своего и других народов в общении с людьми в школе и внешкольной жизни как основу диалога в поликультурной среде;

* способствовать сохранению памятников истории и культуры (участвовать в создании школьных музеев, учебных и общественных мероприятиях по поиску и охране памятников истории и культуры).

Основу школьных курсов истории составляют следующие содержательные линии:

1. Историческое время — хронология и периодизация событий и процессов.

2. Историческое пространство — историческая карта, ее динамика; отражение на исторической карте взаимодействия человека, общества и природы, основных географических, экологических, этнических, социальных, геополитических характеристик развития человечества.

3. Историческое движение:

· эволюция трудовой и хозяйственной деятельности людей, развитие материального производства, техники; изменение характера экономических отношений;

· формирование и развитие человеческих общностей — социальных, этнонациональных, религиозных и др.; динамика социальных движений в истории (мотивы, движущие силы, формы);

· образование и развитие государств, их исторические формы и типы; эволюция и механизмы смены власти; взаимоотношения власти и общества; тенденции и пути преобразования общества; основные вехи политической истории;

· история познания человеком окружающего мира и себя в мире; становление религиозных и светских учений и мировоззренческих систем; развитие научного знания и образования; развитие духовной и художественной культуры; многообразие и динамика этических и эстетических систем и ценностей; вклад народов и цивилизаций в мировую культуру;

· развитие отношений между народами, государствами, цивилизациями (соседство, завоевания, преемственность); проблема войны и мира в истории.

Метапредметными результатами изучения курса «История» является формирование следующих универсальных учебных действий (УУД): регулятивные, познавательные, коммуникативные.

Свою работу по формированию вышеназванных УУД на уроках истории я строю следующим образом.

Метапредметные результаты

Реализация

РЕГУЛЯТИВНЫЕ УУД

1) Умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности.

2) Умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач.

Через проблемно-диало­гическую технологию: создание проблемных ситуаций, подбор текстов и заданий для открытия нового.

Умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией.

Через технологию оценивания учебных успехов :

- алгоритм самооценивания,

- задания актуализации.

Умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности сё решения.

Владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности.

ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ УУД

Умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логические рассуждения, умозаключения (индуктивные, дедуктивные и по аналогии) и делать выводы.

Продуктивные задания к тексту учебника и через обобщённый алгоритм работы с продуктивными заданиями.

Умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач

КОММУНИКАТИВНЫЕ УУД

Смысловое чтение

Через использование технологии продуктивного чтения, т.е. самостоятельное вычитывание смыслов

Умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение

Через часть продуктивных заданий, требующих парного или группового взаимодействия, особенно при определении своего отношения к историческим явлениям

Умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и регуляции своей деятельности: владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью

Через технологию проблемного диалога и через использование заданий, требующих формулиро­вания своей позиции

14.02.2022 09:27


Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!