СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Если провести экскурс в историю, то окажется, что метапредметное обучение было широко распространено в России с 1918 года. Оно отражалось в «Основных положениях единой трудовой школы» и называлось тогда методом проектов.
Метапредметное обучение разделялось на ступени, так, на первой ступени — самой младшей — с детьми просто гуляли, беседовали, давали им целостное представление об окружающем мире, уходя от предметного обучения. На старших ступенях обучения с детьми проводили экскурсии, диспуты, споры. Это время также знаменито тем, что тогдашняя школа, по сути, отказалась от традиционных учебников, заменяя их рассыпными. В 1930 году был введен всеобуч, а в 1932 году метод проектов жестко осудили. Советская школа вернулась к дореволюционной методике, в основе которой лежало предметное обучение. Но и в советской школе не все уроки сводились к репродуктивному воспроизведению: послушай, прочитай, перескажи. Были и уроки – игры, уроки-путешествия, диспуты, дискуссии, интегрированные уроки и т.д. На всех этих уроках учителя формировали, если говорить современным языком, метапредметные результаты обучения.
Таким образом, метапредметы — это новая, но, оказывается, хорошо забытая старая образовательная форма, которая выстраивается поверх традиционных учебных предметов.
Метапредметные результаты изучения истории включают:
-способность сознательно организовывать и регулировать свою учебную деятельность;
- владение умениями работать с учебной внешкольной информацией, различными логическими действиями;
-использование современных источников информации, в том числе на электронных носителях и интернет-ресурсов;
-способность решать творческие задачи, представлять результаты своей деятельности в различных формах;
- готовность к сотрудничеству с соучениками, коллективной работе;
-Владение умениями работать в группе, слушать партнера, формулировать и аргументировать свое мнение.
В основе лежит деятельностный подход, интеграция учебного материала и рефлексия. Кратко это можно изобразить так— «знание», «знак», «проблема», «задача».
Иными словами, под метапредметными (над предметными, межпредметными) результатами обучения понимается овладение учащимися универсальными учебными действиями в разных областях знаний или попросту, формирование у учеников умения принимать самостоятельное решения в различных жизненных ситуациях.
Универсальные учебные действия тесно связаны с достижением метапредметных результатов, то есть таких способов действия, когда обучающиеся могут принимать решения не только в рамках заданного учебного процесса, но и в различных жизненных ситуациях. Это очень важно сегодня, когда от выпускника школы требуются мобильность, креативность, способность применять свои знания на практике, умение мыслить нестандартно. Метапредметные результаты изучения истории в основной школе выражаются в следующих качествах: *способность сознательно организовывать и регулировать свою деятельность — учебную, общественную и др.; * владение умениями работать с учебной и внешкольной информацией (анализировать и обобщать факты, составлять простой и развернутый план, тезисы, конспект, формулировать и обосновывать выводы и т. д.), использовать современные источники информации, в том числе материалы на электронных носителях; * способность решать творческие задачи, представлять результаты своей деятельности в различных формах (сообщение, эссе, презентация, реферат и др.); * готовность к сотрудничеству с соучениками, коллективной работе, освоение основ межкультурного взаимодействия в школе и социальном окружении и др.; Предполагается, что в результате изучения истории в основной школе обучающиеся должны овладеть следующими знаниями, представлениями, умениями: 1. Знание хронологии, работа с хронологией: * указывать хронологические рамки и периоды ключевых процессов, а также даты важнейших событий отечественной и всеобщей истории; * соотносить год с веком, устанавливать последовательность и длительность исторических событий. 2. Знание исторических фактов, работа с фактами: * характеризовать место, обстоятельства, участников, результаты важнейших исторических событий; * группировать (классифицировать) факты по различным признакам. 2. Работа с историческими источниками: * читать историческую карту с опорой на легенду; * проводить поиск необходимой информации в одном или нескольких источниках (материальных, текстовых, изобразительных и др.); * сравнивать данные разных источников, выявлять их сходство и различия. 3. Описание (реконструкция): * рассказывать (устно или письменно) об исторических событиях, их участниках; * характеризовать условия и образ жизни, занятия людей в различные исторические эпохи; * на основе текста и иллюстраций учебника, дополнительной литературы, макетов и т. п. составлять описание исторических объектов, памятников. 4. Анализ, объяснение: * различать факт (событие) и его описание (факт источника, факт историка); *соотносить единичные исторические факты и общие явления; * называть характерные, существенные признаки исторических событий и явлений; * раскрывать смысл, значение важнейших исторических понятий; * сравнивать исторические события и явления, определять в них общее и различия; * излагать суждения о причинах и следствиях исторических событий. 5. Работа с версиями, оценками: * приводить оценки исторических событий и личностей, изложенные в учебной литературе; * определять и объяснять (аргументировать) свое отношение к наиболее значительным событиям и личностям в истории и их оценку. 6. Применение знаний и умений в общении, социальной среде: * применять исторические знания для раскрытия причин и оценки сущности современных событий; * использовать знания об истории и культуре своего и других народов в общении с людьми в школе и внешкольной жизни как основу диалога в поликультурной среде; * способствовать сохранению памятников истории и культуры (участвовать в создании школьных музеев, учебных и общественных мероприятиях по поиску и охране памятников истории и культуры). Основу школьных курсов истории составляют следующие содержательные линии: 1. Историческое время — хронология и периодизация событий и процессов. 2. Историческое пространство — историческая карта, ее динамика; отражение на исторической карте взаимодействия человека, общества и природы, основных географических, экологических, этнических, социальных, геополитических характеристик развития человечества. 3. Историческое движение: · эволюция трудовой и хозяйственной деятельности людей, развитие материального производства, техники; изменение характера экономических отношений; · формирование и развитие человеческих общностей — социальных, этнонациональных, религиозных и др.; динамика социальных движений в истории (мотивы, движущие силы, формы); · образование и развитие государств, их исторические формы и типы; эволюция и механизмы смены власти; взаимоотношения власти и общества; тенденции и пути преобразования общества; основные вехи политической истории; · история познания человеком окружающего мира и себя в мире; становление религиозных и светских учений и мировоззренческих систем; развитие научного знания и образования; развитие духовной и художественной культуры; многообразие и динамика этических и эстетических систем и ценностей; вклад народов и цивилизаций в мировую культуру; · развитие отношений между народами, государствами, цивилизациями (соседство, завоевания, преемственность); проблема войны и мира в истории.
Метапредметными результатами изучения курса «История» является формирование следующих универсальных учебных действий (УУД): регулятивные, познавательные, коммуникативные. Свою работу по формированию вышеназванных УУД на уроках истории я строю следующим образом.
|
© 2022, Чумак Лариса Ивановна 394